Citroen C4 Cactus, Renault Captur и SsangYong Tivoli: почти вседорожники

Статистика говорит, что большая половина владельцев вседорожников практически не покидает асфальтовые дороги. Многие подобные автомобили используются исключительно в условиях города. Полный привод в этом случае не особо нужен, но пригодятся увеличенный клиренс и удобная высокая посадка за рулем. При этом для городских улиц хорошо, если при этом автомобиль компактный. Совсем недавно в этом сегменте на нашем рынке случилось пополнение – представили новый SsangYong Tivoli. А ранее стартовали продажи Citroen C4 Cactus и Renault Captur. О них и пойдет речь в нашем сравнительном тест-драйв.

Представленный в 2014 году Citroen C4 Cactus сразу привлек своей оригинальностью. У него высокий капот и логотип марки на «носу». Над крупными прямоугольными фарами установлены узкие светодиодные ходовые огни. Нижняя часть кузова по периметру прикрыта вседорожным пластиковым обвесом. Главная особенность автомобиля – вставки из специальной резины на бамперах и боковинах с полостями, заполненными воздухом. Они призваны защитить кузов от мелких повреждений. Можно выбирать их цвет. Толстые задние стойки наклонены, а верхняя кромка пятой двери дополнена спойлером. По краям кузова находятся небольшие фонари.

Renault Captur привлекает внимание элегантным внешним видом с аркообразной формой крыши. Его боковины рельефные и украшены хромированными молдингами. Решетка радиатора напоминает улыбку, а по центру ее – крупный логотип Renault. Раскосые фары растянуты на мускулистые выпуклые крылья, а в переднем бампере размещен широкий воздухозаборник. Панорамное заднее стекло сверху прикрыто небольшим спойлером, а на пятой двери заметна серебристая накладка. Ширину «кормы» подчеркивают крупные каплевидные фонари.

SsangYong Tivoli выглядит сдержаннее, чем соперники. Вседорожник представил новое направление в дизайне корейской марки и внешне повторяет концепт-кары XIV-1 и XIV-Air. У него выраженный двухобъемный профиль с малым углом наклона лобового стекла и толстыми вертикальными задними стойками крыши. Тоненькая фальшрадиаторная решетка сочетается с огромным воздухозаборником в бампере. Раскосые фары дополнены светодиодными ходовыми огнями. У Tivoli серьезно расширенные крылья и изогнутая оконная линия. Пятая дверь прикрыта спойлером, а по краям кузова размещены элегантные фонари.

Tivoli немного больше своих соперников: 4195 мм в длину против 4157 мм у C4 Cactus и 4122 мм – у Captur. Колесная база у трех автомобилей приблизительно одинаковая: 2606 мм у Renault, 2600 мм – у SsangYong и 2595 мм – у Citroen. C4 Cactus заметно легче конкурентов – 1050 кг против 1180 кг у Captur и целых 1370 кг – у Tivoli.

Внутри Citroen преобладает лаконичный минималистический стиль. В отделке преобладает толстое сукно, а вместо дверных ручек – петли. В то же время рулевое колесо обшито кожей, а его го обод выполнен плоским снизу. Показания приборов выведены на небольшой жидкокристаллический экран, хотя там нет тахометра. Сверху на центральной панели размещен 7-дюймовый сенсорный дисплей мультимедийной системы, заменяющий собой большую часть клавиш (в том числе переключатели аудиосистемы и климатической установки). Зато здесь есть кнопочный селектор трансмиссии. Перчаточный ящик выполнен в стиле старинных чемоданов. Он довольно вместительный, ведь фронтальная подушка безопасности установлена в крыше. У рулевой колонки изменяется только угол наклона. На первом ряду C4 Cactus установлен широкий диван – комфортабельный, но с посредственной боковой поддержкой. Предусмотрена функция обогрева. Обзорность в Citroen получше, чем у соперников.

В отделке салона Renault достаточно много черных лакированных вставок и накладок «под алюминий». На ободе трехспицевого рулевого колеса предусмотрены наплывы для хвата рук. Торпедо по форме напоминает крылья. На приборной панели центральное место занимает узкий экран цифрового спидометра с индикатором переключения передач. По бокам от него – тахометр и датчик остатка топлива в баке, помещенные в два отдельных колодца. Центральная панель увенчана 7-дюймовым сенсорным дисплеем мультимедийной системы R-Link. Переключателей блоков аудиосистемы и климат-контроля не слишком много, однако некоторые клавиши достаточно мелкие. Интересно, что вместо традиционного «бардачка» в салоне установлен выдвижной ящик с подсветкой. Рулевая колонка регулируется по высоте и вылету. Передние кресла мягкие и комфортабельные, хотя боковая поддержка у них могла бы быть и лучше. Они оснащены подогревом. Толстые передние стойки крыши ограничивают обзорность. На центральном тоннеле предусмотрен съемный ящик для мелкой поклажи.

В салоне SsangYong пластик щедро разбавлен черными лакированными накладками и серебристыми вставками, имитирующими полированный алюминий. Обод рулевого колеса плоский снизу и обшит перфорированной кожей. Циферблаты приборов помещены в отдельные колодцы и разделены экраном бортового компьютера. Их подсветка – оптитронная, а ее цвет можно менять нажатием кнопки. Переключатели блоков аудиосистемы и климатической установки рационально упорядочены, хотя некоторые из них слишком мелкие. Помимо перчаточного ящика у Tivoli предусмотрена ниша для документов. Рулевая колонка регулируется только по высоте. Передние кресла мягкие и удобные, хотя немного больше боковой поддержки им не помешало бы. Установлен и подогрев сидений. На трансмиссионном тоннеле установлены два подстаканника и подлокотник с отделением для мелочи внутри. Толстые задние стойки несколько ограничивают обзорность.

На втором ряду больше всего места для ног в Tivoli  и C4 Cactus. У SsangYong еще и самый большой запас пространства над головой. Зато в Renault задние сиденья оснащены горизонтальной регулировкой. В Captur и ощущается недостаток пространства в районе плеч, поэтому сзади комфортнее двоим. У Renault самый вместительный багажник – 377-455 л, в зависимости от положения задних кресел. В SsangYong этот показатель равен 423 л, а в Citroen –358 л. Со сложенными сиденьями второго ряда получается 1235, 1294 и 1170 л, соответственно.

Для сравнения выбраны комплектации приблизительно одинаковой стоимости – Citroen C4 Cactus 1,2 Shine, Renault Captur 1,2 Zen и SsangYong Tivoli 1,6 STD. Все автомобили оснащены центральным замком, электроприводами стеклоподъемников и зеркал заднего вида, аудиосистемой, связью Bluetooth,  круиз-контролем, легкосплавными дисками и системой стабилизации. C4 Cactus и  Captur получили климат-контроль, а в Tivoli установлен кондиционер. Французские автомобили также получили систему контроля давления в шинах. В Citroen есть камера заднего вида и спутниковая навигация, а в Renault – система доступа без ключа, датчики света и дождя. В C4 Cactus 6 подушек безопасности, в Captur – 4, а в Tivoli – 2.

В сравнении принимают участие бензиновые версии моделей. C4 Cactus оснащен 1,2-литровым трехцилиндровым двигателем мощностью 82 л. с. У него бодрый характер и он быстро раскручивается. Мотор не самый тяговитый, но зато максимальные 118 Н∙м крутящего момента достигаются при невысоких 2750 об/мин. Однако порой он слишком шумный, а иногда ощутимы и вибрации. Да и 6-ступенчатая роботизированная трансмиссия порой демонстрирует толчки при переключениях. Динамика у Citroen хуже, чем у соперников – 12,9 с до 100 км/ч и максимальные 171 км/ч. Зато он наиболее экономичный – 5,6 л/100 км в городском цикле и 4,0 л/100 км – в загородном. Также можно выбрать вариант с 1,6-литровым 92-сильным турбодизелем.

Captur получил 1,2-литровый турбомотор, развивающий 120 л. с. при 4900 об/мин. Он эластичен и тяговита, причем особенно это заметно в среднем диапазоне оборотов. Пиковые 190 Н∙м крутящего момента доступны при 2000 об/мин. Двигатель работает плавно и тихо. Автомобиль демонстрирует лучшие в тройке динамические характеристики – 10,9 с до 100 км/ч и максимальные 192 км/ч. Передачи в 6-ступенчатой трансмиссии с двумя сцеплениями переключаются очень быстро. В городе автомобиль расходует 6,6 л/100 км, а на шоссе – 4,7 л/100 км. В Украине этот Renault также доступен с 1,5-литровым 90-сильным турбодизелем.

Под капотом Tivoli – 1,6-литровая атмосферная «четверка», развивающая 128 л. с. при 6000 об/мин. Она высокооборотистая и максимальный крутящий момент в 160 Н∙м доступен только при 4600 об/мин. Поэтому двигатель приходится раскручивать. К тому же, после 4000 об/мин мотор становится достаточно шумным. Да и отклик на нажатие педали акселератора не очень быстрый. Разгон до 100 км/ч занимает 12 с, а максимальная скорость – 175 км/ч. Зато 6-ступенчатая автоматическая трансмиссия переключает передачи плавно. А вот «аппетит»  у SsangYong значительно больше, чем у соперников – 9,1 л/100 км в городском цикле и 5,8 л/100 км – на трассе. Впрочем, вскоре линейку расширит более экономичный 1,6-литровый турбодизель мощностью 115 л. с. Кстати, Tivoli единственный в тройке, кому за доплату предлагают полный привод.

Citroen традиционно более ориентирован на комфорт. Его длинноходая подвеска легко поглощает большинство дорожных неровностей. Однако в скоростных поворотах автомобиль ощутимо кренится. Руль C4 Cactus очень легкий, но не самый информативный. Впрочем, автомобиль на удивление хорошо ведет себя и на извилистых дорогах. Благодаря легкой передней части он менее подвержен недостаточной поворачиваемости. Сцепление с дорогой и курсовая устойчивость хорошие. На больших скоростях в салоне слышны ветер и шины. Также следует отметить немаленький (210 мм) дорожный просвет.

Renault также на первое место ставит комфорт. Езда очень мягкая даже на дорогах с множеством выбоин. Правда, на больших скоростях проявляются крены в поворотах – это обратная сторона таких настроек ходовой. У Captur очень легкий руль (его можно вращать несколькими пальцами), хотя довольно точный. А вот обратной связи у него немного. Сцепление с дорогой хорошее, а недостаточная поворачиваемость редко дает о себе знать. А вот шумоизоляция не самая лучшая – шум ветра отчетливо слышен после 110 км/ч.

SsangYong более ориентирован на уверенную управляемость, хотя, конечно, от него не стоит ожидать спортивных повадок.  Руль точный, но не слишком информативный, а его остроту можно менять – есть спортивный и комфортабельный режимы. Автомобиль неплохо маневрирует: диаметр его разворота – 10,6 м против 10,8 м у Captur и 10,9 м – у C4 Cactus. Подвеска упругая, поэтому некоторые дорожные неровности очень даже ощутимы. Зато крены кузова в поворотах относительно небольшие. Шумоизоляция салона несколько хуже, чем у соперников: при 120 км/ч слышны и шины, и свист ветра.

Citroen C4 Cactus 1,2 Shine самый доступный из трех автомобилей – 455 тыс. гривен. При этом у него богатое оснащение и экономичный двигатель. SsangYong Tivoli 1,6 STD стоит 505 тыс. гривен, а его сильная сторона – просторный салон. Renault Captur 1,2 Zen несколько дороже – 514 тыс. гривен и привлекает хорошей динамикой и вместительным багажником.