Большой американский автомобиль (Часть 4)

Сущность монументального конструктивизма хорошо прослеживается на Cadillac Eldorado
Сущность монументального конструктивизма хорошо прослеживается на Cadillac Eldorado
Сущность монументального конструктивизма хорошо прослеживается на Cadillac Eldorado
Очень модными стали прячущиеся в решетке радиатора фары  (Lincoln Continental Mark 1970 года)
Очень модными стали прячущиеся в решетке радиатора фары (Lincoln Continental Mark 1970 года)
Типичный ранний полноразмерный американский автомобиль Сhrysler New Yorker
Типичный ранний полноразмерный американский автомобиль Сhrysler New Yorker
Cadillac Sedan DeVille
Cadillac Sedan DeVille
Chevrolet Caprice 1972 года можно считать эталоном изящного полноразмерного американского автомобиля
Chevrolet Caprice 1972 года можно считать эталоном изящного полноразмерного американского автомобиля
Последний полноразмерный кабриолет (Cadillac Eldorado 1975 года)
Последний полноразмерный кабриолет (Cadillac Eldorado 1975 года)
Компания AMC упорно пыталась привить американцам любовь к компактным автомобилям (AMC Hornet)
Компания AMC упорно пыталась привить американцам любовь к компактным автомобилям (AMC Hornet)
Модель Pacer (в простонародье "пузырь") окончательно разорила AMC
Модель Pacer (в простонародье "пузырь") окончательно разорила AMC
В начале 80-ых американский автомобиль выглядел грозно только спереди …
В начале 80-ых американский автомобиль выглядел грозно только спереди …
…с других ракурсов заметна политика "большого уменьшения". Жалкое зрелище!  (Cadillac Fleetwood Brougham)
…с других ракурсов заметна политика "большого уменьшения". Жалкое зрелище! (Cadillac Fleetwood Brougham)

Чем больше, тем роскошнее

К концу десятилетия начали появляться автомобили с причудливыми формами. Во-первых, это боковины, далеко выступающие за пределы кузова. Выступы этих самых боковин начали активно использоваться для размещения габаритных огней. Назывались они cornering lights и автоматически включались при повороте – это стало характерным признаком эпохи. Причем выглядели они довольно внушительно, порой боковые огни можно было принять за фары автомобиля. Во-вторых, тяжелый прямоугольный капот вместе с массивными хромированными бамперами указывал на недюжинную мощь автомобиля. В третьих, очень популярны стали убирающиеся фары, ставшие фактически стандартом, особенно на роскошных машинах той эпохи. Они очень хитро прятались за фальшивой решеткой радиатора. И четвертая отличительная черта – покрытый винилом верх. Англичане называют такие автомобили "янки-танки", у нас их называют "крокодилвагенами", а в Америке для этих машин есть специальный термин – full-size (полноразмерные). В результате дороги США заполонили громадные автомобили длиной до 6 м, шириной не меньше 2 м (были варианты и 2,20!) и мощностью в 300-350 л. с. Eldorado в начале 70-ых предлагал и все 400 л. с., расходовавшие по 25 – 30 л бензина/100 км.

Именно в семидесятых годах окончательно сформировался облик истинно американского автомобиля, каким он представляется в нашем сознании – очень мощного, очень огромного, но отличались они только внешним обликом. "Начинка" тоже была своеобразной и свойственной автомобилям тех лет. Например, в Европе уже тогда автопроизводители начали уделять большое внимание малолитражности, экономичности. Для достижения этих целей двигатели ставали высокооборотистыми, форсированными. А вот двигатели у "американцев"  отличались большим объемом (бензин то был дешевый – около 10 центов за галлон), низкооборотистые, совершенно не форсированные (т. е. 2 клапана на цилиндр, никакого наддува и т. д.), без всяких хитромудрых систем управления фазами газораспределения. Из-за дешевизны материалов двигатель получался значительно дешевле европейского. Более того, в 70-ых годах зачастую можно было встретить моторы, развивающие максимальную мощность при 3000-3500 об/мин, что существенно увеличивает сроки службы двигателя. К тому же конструкторская школа США предпочитала архаичные чугунные нижневальные силовые установки, которые не коробит от перегрева. Конечно, японцы при желании с литра "снимали" 100 л. с., но ведь такой двигатель уже через 100 тыс. км потребует капремонта. "Американцы" же способны без проблем пробежать до 1 млн км.

Еще хотелось бы развеять миф о фантастической прожорливости американских двигателей. Спорить не будем, аппетит у них хороший, но если их сравнивать с европейскими аналогами, то ситуация несколько прояснится. Например, Continental 1972 года выпуска с двигателем объемом 7,5 л потреблял 21-26 л/100 км. Много? Вряд ли. Ведь   S-класса того же года с мотором 4,5 л. потреблял 15-20 л/100 км. И это далеко не единичные случаи. Что касается оснащения, то американские машины уже в 60-ые годы отличались таким набором опций, которые и сейчас в диковинку. Например, у отнюдь не дорогих Mercury заднее стекло могло опускаться – для лучшей вентиляции салона. Уже в то время на роскошных автомобилях стало нормой наличие автосвета (включение света при наступлении сумерек, автоматическое переключение света с дальнего на ближний при появлении встречного движения), "светлая дорога домой" (при заглушенном двигателе фары определенное время продолжают гореть, чтобы осветить дорогу), автоматическая подкачка задней подвески в зависимости от загрузки автомобиля.

В сегменте высоких автомобильных технологий на рынке традиционно лидировала корпорация Chrysler. Модели Imperial, будучи флагманом концерна, первыми получали все технические новшества. Хотя гонку мощностей всегда выигрывал Cadillac, зато Imperial по комплектации, комфорту и новшествам был всегда на шаг впереди. Например, автоматическая коробка передач на Imperial имела кнопочное переключение, разместившееся на панели приборов. Или – Imperial 1971 года первым в мире был оснащен АBS, тогда же на них установили и первую в мире электронную систему зажигания. Типичными представителями этого стиля можно считать: легендарные Buick Electra и Chevrolet Caprice; шикарные  Lincoln Continental, Cadillac Coupe DeVille и Chrysler New Yorker; народные Dodge  Polara, Ford LTD и Plymouth Fury.

От большого к малому

В начале семидесятых годов еще казалось, что позиции "большой тройки" из Детройта непоколебимы. Америка далеко обгоняла все прочие страны по производству автомобилей. Доля американского автопрома в мировом производстве машин составляла до 70%. И все это поглощал внутренний рынок, ведь для всего остального мира, включая Европу, американские машины были слишком дороги, слишком мощные и слишком большие. Так что даже дешевые или    в Европе считались супершикарными. Кроме того, Америка прочно лидировала по количеству производимых моделей. Как отмечалось раньше, американцы в обязательном порядке ежегодно обновляли модельный ряд, а в пылу борьбы за покупателя новые идеи и автомобили появлялись, чуть ли не каждый месяц. Другое дело, что все они отличались только дизайном капота или передних крыльев да оптикой, но тем не мене выбор автомобилей был очень внушительным. Например, модельный ряд Plymouth в 1969 году насчитывал 55 моделей! Кроме того, в  60-70-ых годах в США было 12 фирм, занимающихся массовым производством автомобилей. А если учесть еще и разнообразие предлагавшихся моторов, то получался громаднейший выбор.

Но как гром среди ясного неба в 1973 году Организация Стран Экспортёров Нефти (ОПЕК), куда входят преимущественно арабские страны, объявляет эмбарго на поставки нефти в страны Запада за то, что они поддержали Израиль в арабо-израильской войне. К 1975 году цена бензина в США повысилась вдвое. В целях экономии принимается общенациональное ограничение скорости в 55 миль/час. Годом позже устанавливают новые нормы на выбросы выхлопных газов. Даже были приняты специальные законы, запрещающие "большой тройке" выпускать большие по размеру и мощности автомобили. Для выполнения государственных требований заводам пришлось внедрить каталитические нейтрализаторы, дожигатели и прочие устройства, понижающие мощность и соответственно динамику автомобиля. Чтобы восстановить утраченную прыть и мощь, конструкторы увеличивали рабочий объём двигателей – к примеру, на больших Cadillac он достиг рекордных для серийного автомобиля 8,2 л!  Происходило беспрецедентное явление для американского автопрома – после очередных обновлений автомобили становились меньше. Мощность также снижалась в несколько раз – от 350-400 л. с. до 100-150 л. с.

В то же время из-за ужесточения норм безопасности канули в лету хардтопы. Правда, появились фальшивые (pillared) хардтопы, имеющие замаскированную центральную стойку. Последний классический хардтоп продержался на конвейере до 1978 года – это была модель New Yorker/Newport. 1976 год стал роковым для всех любителей прокатиться с ветерком. Осенью  1975 года Cadillac официально объявил о прекращении выпуска кабриолетов. Роль последнего отводилась Cadillac Eldorado. Учитывая, что с 1974 года Cadillac оставался единственным американским производителем кабриолетов –  Chrysler построил свой последний кабриолет в 1971 году. После сенсационного заявления, начался настоящий ажиотаж, чтобы не сказать паника.  Многие автолюбители закупали по несколько машин. Дилеры, не стесняясь, спекулировали на этом, увеличивая цену порой в два раза. Доходило до того, что деньги брали только за право стать в очередь на приобретение автомобиля, при этом не было никакой гарантии, что Вы успеете ее купить. Менеджмент компании понял неосторожность своего заявления и принял решение о выпуске последних двух сотен, что еще больше обострило ситуацию на рынке.

Но все равно решение было принято и произошло это в 10 часов 12 минут 21 апреля 1976 года. Эти последние две сотни можно легко распознать по следующим признакам: белый кузов, белая виниловая крыша, белые колесные колпаки, табличка на панели инструментов. Сейчас такие автомобили являются объектом желаний многих коллекционеров. Еще бы, ведь это последние с истинно американской сущностью и обликом Cadillac в кузове кабриолет.

Этап бесславия

Американский автомобиль продолжал катастрофически "худеть". Место полноразмерных седанов заняли так называемые mid-size. Уже само название говорит о том, что производители смирились с неизбежностью "большого уменьшения", так впоследствии стал называться этот скоротечный и  роковой этап для настоящего американского автомобиля. Еще одна характерная черта "упадочных" семидесятых – так называемая "европейская парадигма". Суть ее в том,  что модели стали выпускаться по несколько лет подряд без серьезных изменений. Но у американского автопрома не осталось ни сил, ни средств для ежегодного обновления моделей. Моделью, которая до последнего была верна концепции полноразмерного американского автомобиля, был   Custom/LTD (длина 5,7 м, ширина 2,02 м). Такие автомобили сходили с конвейера даже в 1978 году. Скорее всего,  дебют "среднеразмерного" поколения затягивался по причине нехватки денег. Но как бы там ни было, все равно в истории именно за этим автомобилем закреплена слава последнего классического full-size. После этого огромных и роскошных машин в Америке больше уже никогда не создавали.  Если дизайн 60-ых имеет свои аналоги в мировом (собственно, европейском) автопроме, то дизайн 70-ых стал уникальным американским явлением.

В связи с большим уменьшением, снова были востребованы компактные и экономичные автомобили. На рынке появляется компания AMC с моделью Gremlin. Так как время поджимало, то для Gremlin использовали шасси и силовой агрегат уже выпускавшегося автомобиля Hornet с укороченной базой. "Обрубленный" задок, мощная задняя стойка крыши, длинный капот – вот чем предполагалось привлечь покупателя. Но на эти новшества покупатель смотрел по-другому: капот, ухудшающий обзор, маленький багажник и недостаток пространства для задних пассажиров. Сориентировавшись в ситуации, АМС бросила все силы и средства на разработку абсолютно нового малогабаритного автомобиля. В результате четырех лет неустанного творческого поиска, в начале 1975 года публике была представлена новая модель  – Pacer – "иноходец".

С технической стороны  Pacer не имел никаких новых идей. Дизайн "иноходца" не имел ничего общего ни с предыдущими своими моделями, ни с машинами конкурентов. Внешне автомобиль был очень оригинален. Из-за округлых форм получил прозвище "пузырь". Pacer поражал в первую очередь огромной площадью остекления. При длине в 4356 мм трехдверный хетчбэк имел ширину 1955 мм. Несмотря на свои размеры, автомобиль был довольно тяжелым и потреблял минимум 16 л. 3,8-литровому двигателю нужно было целых 20 с, чтобы разогнать автомобиль до 100 км/ч. Такая динамика явно не устраивала молодых американцев,  а ведь Pacer предназначался в первую очередь для них.

Несмотря на некоторые просчеты, начало продаж вселяло оптимизм – машину неплохо покупали, но преимущественно из-за дизайна. В 1977 году интерес к этому автомобилю упал и уже в 1980 году последние "пузыри" покинули завод. Суммарное производство автомобилей Pacer в течение пяти лет составило чуть больше четверти миллиона штук, и это не окупило средств даже  вложенных в разработку модели.  Крах Pacer окончательно решил судьбу AMC. Уже в 1980 году фирма исчезла в глубинах корпорации Chrysler. В этом же году стоимость нефти поднялась второй раз, в связи с исламской революцией в Иране и прекращением экспорта нефти из этой страны. В это же время японская и европейская автопромышленность начала активно осваивать американский рынок. Для американского автопрома наступили тяжелые времена. Chrysler в конце 70-ых годов  не обанкротился только благодаря кредиту, который предоставило ему правительство.

Руководители главных автомобильных компаний обратились за помощью к Президенту США Рональду Рейгану. Он пошел навстречу и принял ряд мер по ограничению ввоза японских автомобилей в страну. Восьмидесятые годы – самое бесславное десятилетие для американского автомобиля. Из характерных особенностей стиля этих годов, свойственным лишь для американских автомобилей, был длинный и массивный капот в сочетании с обрубком довольно высокого багажника и почти вертикальным задним стеклом.