ЗИЛ: роскошь по-советски

Прототипы Л-1 на испытаниях
Прототипы Л-1 на испытаниях
Прототипы Л-1 на испытаниях
ЗИС-101 1936 года
ЗИС-101 1936 года
Кабриолет ЗИС-102 1937 года
Кабриолет ЗИС-102 1937 года
ЗИС-101А, 1940 год
ЗИС-101А, 1940 год
ЗИС-101А-Спорт развивал 162 км/ч
ЗИС-101А-Спорт развивал 162 км/ч
ЗИС-110 1945 года
ЗИС-110 1945 года
Карета «скорой помощи» на базе ЗИС-110
Карета «скорой помощи» на базе ЗИС-110
Бронированный ЗИС-115
Бронированный ЗИС-115
ЗИЛ-111 1959 года
ЗИЛ-111 1959 года
Кабриолет ЗИЛ-111
Кабриолет ЗИЛ-111

Советский союз никогда не находился в авангарде мировой автомобильной промышленности и порой отставание от развитых стран измерялось десятилетиями. Впрочем, для верхушки, властной элиты создавались очень даже современные автомобили. Однако выпускались они малыми сериями и, конечно же, не были доступны в свободной продаже. Пожалуй, наиболее успешными считаются модели Московского автозавода, выпускавшиеся под марками ЗИС и ЗИЛ.
   
Первая попытка создать представительский автомобиль была предпринята в СССР в 1933 году. Работы начались на ленинградском заводе «Красный путиловец» и их результатом стало появление шести прототипов Л-1. По сути, модель являла собою копию американского Buick  Series 90. Немаленький 5,3-метровый лимузин с 5,6-литровой рядной «восьмеркой» мощностью 105 л. с. развивал 115 км/ч. Л-1 отправили в испытательный пробег до Москвы. Но ни одна машина не смогла преодолеть его: сложная заокеанская техника попросту не выдержала суровых условий.
   
Разработку автомобилей решили продолжить на другом предприятии – московском Заводе имени Сталина, так как «Красный путиловец» переориентировали на выпуск танков. К 1936 году была готова новая серьезно усовершенствованная модель, получившая обозначение ЗИС-101. Раму и подвеску лимузина усилили, а американская компания Budd спроектировала новый обтекаемый кузов. Объем двигателя вырос до 5,7 л, а мощность – до 110 л. с. Тем не менее, динамика осталась на уровне Л-1, ведь автомобиль длиной 5,6 м весил свыше двух тонн.
   
ЗИС-101 производили на протяжении пяти лет, и за это время было собрано 8752 машины. Интересно, что распределяли их не только для партийной верхушки, но и, например, в службы такси больших городов. Наряду с лимузином в модельном ряду был и четырехдверный кабриолет, мелкими сериями выпускали и бронированные версии. В 1940 году увидела мир модернизированная версия ЗИС-101А с новой решеткой радиатора и улучшенным 116-сильным двигателем, позволявшим достичь 125 км/ч. Еще быстрее был единственный в своем роде двухместный ЗИС-101А-Спорт. Элегантный кабриолет с форсированным до 141 л. с. мотором на испытаниях достиг 162 км/ч.
   
Проектирование наследника ЗИС-101 началось еще в 1941 году, но война замедлила работы над ним. Тем не менее, первые экземпляры нового ЗИС-110 сошли с конвейера уже в августе 1945 года. Как и предшественник, он использовал элементы рамы и шасси Buick, но радикально преобразился внешне. По дизайну лимузин очень напоминал Packard 180, что неудивительно – автомобили этой марки очень ценились советской властной элитой. ЗИС-110 получился настоящим исполином: 6 м в длину при массе в 2,6 тонны. Поэтому под капотом установили самый мощный двигатель в истории СССР – 6,0-литровую 140-сильную «восьмерку». Этого хватало, чтобы развивать 140 км/ч. Оснащение включало радиоприемник, отопитель и гидравлические стеклоподъемники.
   
ЗИС-110 собирали вручную, и до 1958 года произвели 2072 автомобиля. Помимо лимузинов среди них были фаэтоны, специальные версии для такси и «скорой помощи». Особого упоминания заслуживает бронированный ЗИС-115, созданный для Иосифа Сталина. Его кузовные панели навешивались на капсулу из 6,3-милиметровой стали. Днище и крыша были двойными, а толщина стекол составила 75 мм. Одна лишь дверь ЗИС-115 весила 300 кг, а вес всего лимузина достиг 4,2 тонны! Поэтому максимальная скорость уменьшилась до 100 км/ч, пусть мотор и форсировали до 162 л. с. А средний расход топлива составил 27,5 л/100 км. Всего выпущено 32 ЗИС-115.
   
После смерти Сталина  название московского предприятия сменили на ЗИЛ (Завод имени Лихачева). В 1956 году на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке было представлено новое его творение – прототип лимузина ЗИЛ-111. Три года спустя появилась и серийная модель. Ее дизайн был снова навеян заокеанским Packard – на этот раз моделью Carribean. В духе 50-х годов автомобиль получил массивные хромированные бамперы и «кили» на задних крыльях.

А вот конструкцию первой в истории СССР автоматической трансмиссии скопировали у Chrysler. Интересно, что переключение передач осуществлялось с помощью кнопок. Салон декорировали кожей и деревом. Новый 6,0-литровый V8 мощностью 200 л. с. позволял развить 200 км/ч, но расходовал свыше 20 л/100 км. Среди новшеств ЗИЛ-111 следует отметить кондиционер, независимую переднюю подвеску, усилители руля и тормозов.
   
В 1963 году ЗИЛ-111 претерпел модернизацию и преобразился внешне. Передняя часть с четырьмя фарами была выполнена в стиле Cadillac Fleetwood 1961 года, а мощность двигателя подняли до 220 л. с. Модель выпускали очень мелкими сериями, и заводские цеха покинуло всего 112 автомобилей. Несколько из них передали в пользование Никиты Хрущева. Интересно, что один кабриолет был подарен кубинскому лидеру Фиделю Кастро. Также ЗИЛ-111 использовали как парадный экипаж первого космонавта Юрия Гагарина. Кстати, на платформе «111-го» был создан микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность», который также использовали для перевозки правительственных делегаций.
   
Новый ЗИЛ-114 представили генсеку Леониду Брежневу в 1967 году. При длине в 6,3 м он стал самым длинным легковым автомобилем в мире, а масса составила 3085 кг. Дизайн стал строже, с обилием граней и углов. Во внутренней отделке преобладали велюр и дорогое дерево – карельская береза. Огромный 7,0-литровый V8 развивал 300 л. с. и отличался плавностью работы. Хорошее замедление обеспечивали дисковые тормоза всех колес. Вскоре к семиместному лимузину присоединился укороченный пятиместный седан ЗИЛ-117 – первый советский серийный автомобиль, достигший 200 км/ч. Кроме того, по спецзаказу собрали два универсала «скорой помощи» ЗИЛ-114А. Количество выпущенных машин достигло 200 единиц, все они пребывали в пользовании членов Политбюро и Совета Министров.
   
Результатом глубокой модернизации «114-го» стал ЗИЛ-4104. Отличить его можно по хромированной решетке радиатора, новым молдингам и оптике. Рабочий объем двигателя был увеличен до 7,7 л, а мощность – до 315 л. с. Разгон до 100 км/ч занимал 12 с, а максимальная скорость составила 190 км/ч. ЗИЛ-4104 находился в производстве на протяжении четверти века – с 1978 по 2002 год - но количество собранных машин едва превышает две сотни. Среди них и бронированные варианты 4105, и парадные кабриолеты 41041, и слегка обновленные лимузины 41045 и 41047.
   
Долгое время ЗИЛ не производил легковых моделей, но сейчас в планах предприятия – возрождение линейки представительских моделей. Разработка нового ЗИЛ-4112Р начата и даже появились первые его эскизы.