Tesla Roadster: спортсмен с электродвигателем

Автомобиль создавали совместно с Lotus
Автомобиль создавали совместно с Lotus
Сзади с обеих сторон установлено по три круглых фонаря
Сзади с обеих сторон установлено по три круглых фонаря
В салоне преобладают кожа и карбон, а для отделки использован металл
В салоне преобладают кожа и карбон, а для отделки использован металл
Экран слева от руля показывает уровень заряда батареи
Экран слева от руля показывает уровень заряда батареи
Пара жестких кресел оснащены профилированными спинками
Пара жестких кресел оснащены профилированными спинками
Tesla Roadster – первый серийный спортивный автомобиль с электромотором
Tesla Roadster – первый серийный спортивный автомобиль с электромотором
 Технические характеристики Tesla Roadster
Технические характеристики Tesla Roadster

Никола Тесла был гениальным ученым и уникальной личностью. Он изобрел генератор переменного тока и электродвигатель, а также научился передавать ток на расстояние без проводов. Все эти открытия произошли в начале ХХ века. Всю жизнь Тесла посвятил изучению электрики, но затем сжег свои записи, чтобы его изобретения не были использованы в недобрых целях. Спустя сто лет имя ученого решили увековечить и представили  автомобиль Tesla Roadster.

Это первый в мире серийный спортивный автомобиль с электромотором. Автомобили с такими двигателями ставят рекорды скорости еще с 1899 года, а по дну соляного озера Бонневиль они разгоняются до 400 км/ч. Идея создать серийную модель пришла в голову руководству небольшой компании из Силиконовой долины – центра компьютерной промышленности США. Место, похоже, выбрано не зря, ведь штат Калифорния отличается самыми жесткими экологическими нормами.

Родстер помогали создавать специалисты Lotus, причем помощь эта оказалась весьма существенной: Tesla делит платформу с Lotus Elise. Но специфика силового агрегата заставила немного увеличить его размеры, поэтому Tesla длиннее, да и колесная база у него больше. Это автомобиль с плавными элегантными линиями, он кажется цельным, будто сделанным из одного куска металла. Воздухозаборник в переднем бампере и отверстия в капоте выполняют, скорее, эстетическую функцию, ведь двигатель автомобиля особо не нуждается в охлаждении. Сзади с обеих сторон расположено по три круглых фонаря. Над ними установлен небольшой спойлер. В базовое оснащение входит тканевая крыша, а вот за доплату доступен жесткий металлический верх. Передние 16-дюймовые диски "обуты" в шины размером 175/55 R16, а вот задние колеса – 17-дюймовые с шинами 225/45 R17.

Салон получился простым и функциональным, его даже можно назвать спартанским. На центральной консоли и панели приборов можно увидеть голый металл. В то же время дверные панели отделаны кожей, а на полу лежат фирменные коврики. На ободе руля – перфорированная кожа, а на панели инструментов – карбоновые вставки. Смотря на приборную панель, не сразу догадаешься, что сидишь в электромобиле. У Tesla даже тахометр есть, что необычно для транспортных средств с электрическим мотором. И только небольшой экран слева от руля, указывающий уровень заряда батареи, напоминает о типе двигателя.

 Жесткие кожаные кресла оснащены профилированными спинками. Подогрев – часть базовой комплектации. А поклонникам путешествий в комфорте предлагают альтернативу – более мягкие и широкие сиденья.
Список базового оснащения Tesla Roadster весьма большой: центральный замок, электростеклоподъемники, кондиционер, круиз-контроль, CD-плеер. Предусмотрены ABS, Traction control, две подушки безопасности и система контроля давления в шинах. При желании можно заказать Bluetooth, более мощную магнитолу с семью динамиками и навигационную систему с сенсорным экраном.

За спинками сидений установлен электродвигатель мощностью 248 л. с. Он получился весьма компактным – 350 мм в длину и 250 мм в ширину. При повороте ключа зажигания, ожидаемого звука мотора нет, даже вибрация не ощутима. О работающем двигателе дает знать, разве что шум вентилятора. Мотор способен раскручиваться до 13500 об/мин и делает это невероятно быстро. Маленький родстер разгоняется до 100 км/ч за 4,4 с, а спринт на 1/4 мили преодолевает за 13,3 с. Максимальная скорость – 201 км/ч. Автомобиль разгоняется очень быстро и в Tesla  придумали шутку по этому поводу. Во время пробных тест-драйвов для потенциальных покупателей заводской водитель просит пассажира включить радио. Когда тот тянется к кнопке, он давит на педаль газа. Ускорение настолько большое, что пассажира вдавливает в кресло, и он не может дотянуться к магнитоле.

Особенность электромотора в том, что  крутящий момент доступен сразу и во всем диапазоне оборотов, у Tesla он равен 286 Н·м. Эластичному двигателю хватает и 2-ступенчатой коробки передач, и уже на второй передаче он разгоняется до 100 км/ч за 5,7 с. То есть, можно спокойно ездить по городу, не работая рычагом коробки.

Наиболее необычная часть родстера – его батарея. Точнее, 6831 литиево-ионный аккумулятор размером с пальчиковую батарейку, соединенный в один блок. Чтобы не было  перегрева, предусмотрена специальная система жидкостного охлаждения. Электроника не позволяет превысить критическую температуру в 120°С. Заряжается автомобиль с помощью обычной розетки. Аккумуляторов хватает, чтобы проехать 350 км.

Конечно, такой набор батарей довольно тяжелый, но родстер все равно получился легким – 1220 кг. В этом заслуга алюминиевой пространственной рамы. Небольшой вес и превосходно настроенная специалистами Lotus ходовая – залог хорошей управляемости. Извивистые дороги с множеством поворотов – стихия Tesla Roadster. Руль без усилителя поначалу кажется тяжелым, но автомобиль мгновенно реагирует на малейшее его движение.

Необычные ощущения оставляет торможение. Ведь замедляться помогает электромотор – нужно лишь педаль газа отпустить. 60 Н·м крутящего момента передаются на задние колеса и исполняют роль трансмиссионного тормоза. Ну, а для экономии заряда аккумулятора применена технология регенеративного торможения.

Tesla начали продавать только в марте, но все 600 автомобилей, которые выпустят в 2008 году, уже раскуплены, так же как и 300 родстеров 2009 года. Это при том, что в США автомобиль стоит 98 тыс. долларов. Вскоре обещают более мощную 320-сильную модификацию. Ну, а в более отдаленном будущем ожидаются седан Tesla и компактная городская модель.