Штампованные, литые или кованые? Выбираем колеса для своего автомобиля

Штампованный диск
Штампованный диск
Штампованный диск
Литый легкосплавный диск
Литый легкосплавный диск
Кованый легкосплавный диск
Кованый легкосплавный диск

Сегодня автомобильные колесные диски делят на три основных категории: штампованные, литые и кованые. Для изготовления первых используется сталь, а для вторых и третьих – алюминий и магний. В зависимости от всех этих факторов внешний вид, характеристики и цена изделий может сильно изменяться.

Штампованные колеса
Колеса из стали сочетают в себе высокую прочность и низкую стоимость. Не удивительно, что до середины прошлого века у них не было конкурентов. Даже с появлением литых и кованых колес спрос на стальные диски продолжает оставаться самым высоким.

Штампованное колесо состоит из двух частей – обода и диска. Каждая часть выштамповывается из стального листа, вальцуется и приваривается к другой. Поверхность колеса обязательно покрывается защитными слоями, состоящими из грунта, цветной эмали и лака. Это необходимо для того, чтобы защитить изделие от коррозии и придать нужный цветовой оттенок.

Стальные колеса обладают достаточной пластичностью, благодаря чему в случае деформации они не разрушаются, а только сминаются. С точки зрения безопасности это является весомым аргументом в пользу штампованных колес. После несильного удара стальной диск можно восстановить при помощи рихтовочного станка.

К главным недостаткам штампованных дисков относят их высокий вес, который обусловлен необходимой толщиной стенок. Помимо этого они обладают недостаточной геометрической точностью изготовления, а также слабой коррозийной устойчивостью и однообразным дизайном.

Литые легкосплавные колеса
Чтобы улучшить характеристики автомобильного колеса, инженеры стали искать более легкие материалы. В результате этого в шестидесятых годах прошлого века появились первые колеса сначала из алюминиевого, а затем из магниевого сплава. Эксперименты с другими материалами не оказались столь успешными.

Благодаря литью и особенностям материала будущему изделию можно придать почти любую форму. Получаемые таким образом колеса обладают разнообразным дизайном и плавностью линий. Кроме того, их геометрические формы практически идеальны. Сплавы легких металлов очень прочные, поэтому литые диски повсеместно используются на многих автомобилях.

Теплопроводность легких сплавов – в несколько раз выше стали, благодаря чему тепло от тормозной системы автомобиля отводится более эффективно. Литые колеса из алюминиевого сплава обладают высокой коррозийной устойчивостью. Даже после утраты лакокрасочного слоя поверхность диска покрывается защитной оксидной пленкой. К сожалению, магниевые литые диски этой особенностью похвастаться не могут. Поэтому с ними нужно быть более аккуратными, что практически невыполнимо для наших разбитых дорог и зимнего асфальта, обильно посыпанного солью.

Кстати, многие шиномонтажники из-за незнания используют во время балансировки магниевых колес грузики с большой пружиной для легкосплавных дисков, чего делать категорически нельзя. Для таких случаев допустима установка только клеящихся грузиков.

К общим недостаткам литых колес можно отнести высокую цену, которая зависит от вида используемого материала, а также высокую вероятность раскалывания в случае сильных динамических нагрузок. Однако следует заметить, что разрушению в большей степени подвержены низкокачественные колеса, которые не имеют отношения к известным производителям.

Кованые легкосплавные колеса

Ковкой называют объемную штамповку, которая является на данный момент вершиной конструкторской мысли в области производства автомобильных колес. Заготовка проходит несколько этапов обработки и на станках с режущим инструментом полностью доводится до окончательного состояния. Такой способ изготовления характеризуется высоким расходом материала (примерно половина его уходит в виде выгорания и стружки). Для производства кованых дисков требуется сложное и мощное оборудование, которое стоит очень дорого.

Однако благодаря такой механической обработке изделия удается получить практически идеальное колесо, которое прочнее стального и не раскалывается, как литый диск. В случае небольшой деформации кованый диск можно восстановить путем его рихтовки на специальном станке. Такие колеса характеризуются высокой геометрической точностью и практически полным отсутствием дисбаланса.

"Колесами будущего" называют кованые диски из магниевого сплава. Магний имеет меньшую плотность, чем алюминий и сталь, благодаря чему колесные диски получаются очень легкими. Не случайно этот материал используется в авиационной промышленности.

Главный недостаток кованых алюминиевых и магниевых дисков заключается в их высокой цене.