Renault Zoe: доступный электромобиль

Большой логотип Renault сочетается с раскосыми фарами
Большой логотип Renault сочетается с раскосыми фарами
Большой логотип Renault сочетается с раскосыми фарами
Ручки задних дверей спрятаны в стойках крыши
Ручки задних дверей спрятаны в стойках крыши
По краям кузова установлены фонари в виде ромба
По краям кузова установлены фонари в виде ромба
Показания приборов выведены на дисплей
Показания приборов выведены на дисплей
Сиденья мягкие, но им не хватает боковой поддержки
Сиденья мягкие, но им не хватает боковой поддержки
Объем багажника – 338 л
Объем багажника – 338 л

Концерн -Nissan в последние годы очень активно развивает электромобили. Результатом этих работ стали серийные Nissan Leaf, Renault Fluence Z.E. и Twizzy. Теперь в линейке электрических моделей французского подразделения еще одно пополнение – Renault Zoe. Его концептуальный вариант появился еще в 2010 году, а два года длились тесты модели, во время которых автомобили проехали свыше 850 тыс. км.
   
Renault Zoe – хетчбэк В-класса, использующий платформу Renault Clio. Он немного больше своего донора – достигает 4083 мм в длину при такой же колесной базе в 2590 мм. Ширина осталась прежней (1730 мм), а вот высоту увеличили до 1568 мм, чтобы поместить в двойном полу аккумуляторные батареи. Кстати, именно из-за них автомобиль получился весьма тяжелым – 1468 кг.
   
Дизайн Zoe практически полностью повторяет стиль предсерийного концепт-кара. Хетчбэк выглядит элегантно, что особенно заметно при взгляде на его профиль. У автомобиля большой угол наклона лобового стекла, высокая оконная линия и изящные изогнутые задние стойки крыши, в которых спрятаны ручки дверей. Капот и боковины выполнены рельефными.

Все стекла и оптика получили голубую тонировку, что подчеркивает экологическую направленность Zoe. Раскосые ксеноновые передние фары дополнены изогнутыми светодиодными лампами дневного света. Большой логотип Renault прячет гнездо для подключения кабеля при зарядке аккумуляторов. В переднем бампере размещен аккуратный овальный воздухозаборник. Сзади панорамное стекло прикрыто небольшим спойлером, а по краям кузова установлены небольшие ромбовидные фонари.
   
Качество материалов отделки салона – на высоком уровне. Передняя панель украшена изогнутым хромированным молдингом, напоминающим лопасть пропеллера ветряной электростанции. Многие детали здесь знакомы по Clio – например, трехспицевое рулевое колесо с плоским ободом снизу. Показания приборов выведены на узкий жидкокристаллический экран. Помимо спидометра здесь предусмотрены датчик уровня заряда батарей, индикатор экономичной езды и бортовой компьютер.
   
Центральная панель Zoe покрыта черным лакированным пластиком. Во всех версиях на ней установлен 7-дюймовый сенсорный дисплей мультимедийной системы R-Link. Она включает в себя и навигацию, причем отображает на карте все пункты подзарядки для электромобилей. Кроме того, R-Link позволяет подключить мобильный телефон и скачать на него различные приложения.

Они позволяют дистанционно включать зарядку аккумуляторов (если машина подключена к электросети) или, например, предварительно прогреть зимой салон. Кстати, Zoe оснащен специальной технологией Heat Pump, которая «всасывает» тепло из окружающей среди и использует его для обогрева.  Благодаря монитору кнопок блоков аудиосистемы и климат-контроля немного, хотя некоторые из них слишком мелкие. Интересно, что клавиша круиз-контроля установлена в непривычном месте – возле селектора трансмиссии.
   
У рулевой колонки регулируются высота и глубина. Поскольку батареи размещены как раз под сиденьями, то посадка высокая, что обеспечивает хорошую обзорность во всех направлениях. Кресла мягкие с интегрированными подголовниками, хотя немного больше боковой поддержки им не помешало бы.
   
На втором ряду место для ног и над головой неплохое, по меркам В-класса. Но салон не слишком широкий в районе плеч, поэтому двоим пассажирам сзади комфортнее, чем троим. Багажник Zoe довольно вместительный: его объем составляет 338 л в обычном состоянии и 1225 л – со сложенными задними креслами.
   
Базовая версия укомплектована электростеклоподъемниками, кондиционером, магнитолой, связью Bluetooth, 6 подушками безопасности и системой стабилизации. Самый дорогой вариант Zen оснащен весьма богато: предусмотрены система бесключевого доступа, 16-дюймовые легкосплавные диски, климат-контроль, парктроник, датчики освещения и дождя. Среди опций есть камера заднего вида.
   
Под капотом хетчбэка – электромотор, развивающий 88 л. с. при 11 000 об/мин. При включении зажигания поражает тишина, ведь двигатель не слышен. Впрочем, при езде появляется гул, но его синтезируют специально, чтобы пешеходы смогли услышать приближающийся автомобиль. Приличные 222 Н·м крутящего момента в распоряжении уже с первых оборотов, поэтому тяги более чем достаточно.

Именно благодаря такой эластичности мотора в Zoe нет надобности в традиционной трансмиссии – здесь она одноступенчатая. Да и динамика поначалу впечатляет – разгон до 50 км/ч занимает всего 4 с. Однако затем двигатель несколько усмиряет свой пыл и 100 км/ч достигаются уже за 13,5 с. Максимальная скорость ограничена на отметке в 135 км/ч.
   
При обычной езде заряда аккумуляторов хватит примерно на 150 км. Впрочем, есть и специальный экономичный режим, в котором мощность двигателя снижается до 60 л. с., а климат-контроль работает менее активно. В этом случае Zoe проедет до 210 км. Однако зимой дальность пробега может уменьшиться и до 100 км. Зарядить аккумуляторы от бытовой сети можно за 6 часов, но с помощью специального опционного адаптера Chameleon пополнить заряд на 80% можно за 30 минут. В Европе (учитывая местные цены на электричество) одна зарядка обойдется примерно в 4 евро.
   
Расположение батарей в днище позволило понизить центр тяжести хетчбэка, что положительно сказалось на его управляемости. Благодаря этому в меру упругой подвеске (пружины позаимствованы у заряженного Renault Clio RS) высокий автомобиль, на удивление, мало кренится в поворотах. Но нужно учитывать, что у шин с низким коэффициентом сопротивления качению сцепление с дорогой не самое лучшее.

Руль с электроусилителем очень легкий, но обратной связи немного. Зато Zoe очень тихий, даже на скоростях, близких к максимальной. Некоторого привыкания требуют тормоза, ведь поначалу замедление осуществляется электромотором в реверсном режиме, а освобожденная энергия подпитывает аккумуляторы. В этом случае информативность педали тормоза не самая лучшая. Дисковые тормоза срабатывают лишь при резком замедлении.
   
Renault Zoe уже доступен в Европе. Стоимость базовой версии – 13 700 евро, но она не включает аккумуляторы. Поскольку сами батареи дорогие, то их решили не продавать вместе с автомобилем, а сдавать в аренду за 70 евро в месяц.