Мерседес – приносящая удачу…

Мерседес Эллинек
Мерседес Эллинек
Мерседес Эллинек
Эмиль Эллинек
Эмиль Эллинек
Готтлиб Даймлер
Готтлиб Даймлер
Вильям Майбах
Вильям Майбах
Первый "настоящий" Mercedes, 1901 год
Первый "настоящий" Mercedes, 1901 год

Когда у банкира и дипломата Эмиля Эллинека родилась дочь, он, вероятно, и предположить не мог, что имя, которое он ей даст, станет известно во всех без исключения странах. И не потому, что оно особо редкое и какое-то вычурное или, наоборот, очень распространенное. Просто отец этой девочки вкладывал в это имя очень много надежд, он верил в него. Мерседес Эллинек прожила недолгую, но счастливую жизнь, а самое главное – в истории она осталась малышкой, любящий отец которой увековечил имя дочери в автомобиле, уже без малого столетие остающийся символом надежности, комфорта и успеха его владельца.

Конец XIX века ознаменовался повальным увлечением моторизированными экипажами. Готтлиб Даймлер и Карл Бенц, работавшие в нескольких километрах друг от друга, уже изготовили свои первые автомобили. Началась эра коммерческого использования автотранспорта. Это новое и перспективное направление не могло остаться незамеченным и успешным бизнесменом Эмилем Эллинеком.

Эллинек родился в Австрии в благополучной семье известного раввина. Однако учеба в школе давалась ему тяжело, и он постоянно "радовал" родителей своими выходками. Например, в 17 лет, когда отец нашел для нерадивого сына место клерка в железнодорожной компании, Эллинек попался на том, что в ночное время устраивал гонки на паровозах. Однако вскоре детские шалости остались в прошлом, и он взялся за ум. Благодаря связям отца он заступает на дипломатическую службу в Марокко. Там он знакомится со своей будущей женой Рахиль.

Дела у Эллинека идут очень хорошо. Его повышают до должности вице-консула и переводят в Алжир, где кроме своей службы начинает заниматься поставками табака в Европу. Позже он переключается на страховой бизнес. К 30 годам Эллинек уже успешный финансист и отец двоих сыновей, осевший со своей семьей в австрийском Бадене. 16 сентября 1889 года в семье Эмиля и Рахиль произошло радостное событие: на свет появилась их первая дочь – Адриана Мануэла Рамона Эллинек. Кроме длинного "официального" имени родители дали еще одно – Мерседес, что означает "милосердие". Причем ударение, в отличие от сложившейся практики русского языка, следует ставить на втором слоге.

Когда девочке исполнилось четыре года, ее мать умерла, Эмиль же переключил всю свою любовь на свою дочь. Он просто боготворил ее и… ее имя. Мерседес... Даже несмотря на утрату своей жены, он продолжал верить, что имя Мерседес будет приносить удачу. Этим словом Эллинек называл все вещи вокруг себя. Один из его сыновей даже напишет позже, что отец был суеверен, как древний римлянин.

Как бы то ни было, а бизнес Эмиля процветал. Теперь он мог проводить много времени в Ницце на фешенебельной Французской Ривьере в обществе всемирно известных бизнесменов и местной аристократии. Именно там Эллинек начал увлекаться автомобилями, не только изучая любую информацию, которую удавалось достать, но и постепенно приобретая, собственно, транспортные средства – трициклы De Dion-Bouton и Leon-Bollee Voiturette, а также четырехместный моторизированный экипаж Карла Бенца.

Видя, что перспективы автомобильного бизнеса очень даже радужные, он прекращает заниматься страховым делом и полностью переключается на торговлю транспортными средствами, которые приносят значительно больший доход. Для этого он приобретает большой особняк, который, как вы догадались, называет "Вилла Мерседес", и продает автомобили, изготовленные преимущественно во Франции, европейским аристократам, отдыхающим от своих нелегких будней на дорогих курортах. К 1897 году ежегодные продажи автомобилей достигают немалых высот – 140 экземпляров. Кстати, как опять верно предположил читатель, всех их Эллинек также называет "мерседесами".

На волне успеха продаж Эмиль Эллинек обращает свой взор на Германию, а точнее, на Готтлиба Даймлера и Вильяма Майбаха, которые работали в совместно организованной фирме Daimler Motoren Gesellschaft (DMG). Произошло это благодаря рекламной статье в газете, где речь шла о компании DMG. 43-летний бизнесмен недолго думая пакует чемоданы и отправляется в Штуттгарт, чтобы на месте ознакомиться с заводом и лично установить контакты с известными разработчиками автомобилей. Для начала он оформляет заказ на одну из машин компании и уже скоро получает первый экземпляр. Этим автомобилем стал Phoenix Double-Phaeton с 8-сильным двигателем, способным развивать 24 км/ч. Особенностью в нем был мотор Phoenix, имевший четыре цилиндра, который Майбах первый в мире разработал и установил на автомобиль. Эллинек по достоинству оценил новое приобретение.

DMG выглядела компанией, заслуживающей внимания, и Эмиль принимает решение продавать ее автомобили. В 1898 году он отсылает официальный запрос на приобретение еще шести экземпляров, а также предлагает стать главным дистрибьютором компании. Уже через два года Эллинеку удается продавать по несколько десятков автомобилей DMG в год. Кроме того, он поддерживает тесные отношения с Даймлером и Майбахом.

Несмотря на всю серьезность его бизнеса, в душе Эмиль оставался ребенком, а потому использовал любую возможность, чтобы полихачить. Хорошим способом "оторваться" было участие в ежегодных автогонках, проводимых во Французской Ривьере, – так называемой неделе скорости. В 1899 году Эллинек лично принял в них участие. Поскольку распространенным явлением в то время было использование псевдонимов, бизнесмен выбрал себе, конечно же, имя Мерседес, которое с гордостью красовалось на автомобиле. Его DMG-Phoenix с легкостью выигрывал все заезды, разгоняясь до 35 км/ч. Теперь Эллинек был хорошо известен в широких кругах, и за ним прочно укрепилось прозвище Господин Мерседес.

Гонки все больше затягивали Эмиля, одновременно его все меньше устраивала спортивность, а главное, безопасность автомобилей. А ведь автогонки в то время были лучше всякой рекламы. Однако DMG принимает решение официально использовать Phoenix в спортивных состязаниях. К сожалению, первый опыт заканчивается трагически – в первой же гонке гибнет, сидевший за рулем Phoenix, известный инженер Вильгельм Бауэр. DMG сворачивает "спортивное" направление деятельности, и вот здесь у Эмиля Эллинека появляется шанс внести свою лепту в историю мировой автопромышленности.

В апреле 1900 года Эллинек и DMG заключают соглашение. Цена вопроса – 550 тыс. золотых марок. За это Майбах, которого очень ценил Эмиль, создает для него революционный спортивный автомобиль, который должен быть назван… понятно как, Mercedes. Эллинек становится членом правления DMG и получает исключительные права на распространение новых автомобилей во Франции, Австрии, Бельгии и США. Кроме официального, наконец-то, увековечивания своего любимого имени в предмете своего бизнеса, Эллинек закрывал и правовой конфликт с Panhard Levassor, который давно ему мешал в связи с правом использования имени Daimler во Франции.

Кроме того, Эллинек выдвинул суровые требования к автомобилю с формулировкой: "Я не хочу автомобиль на один день, это должна быть машина на послезавтра". Mercedes имел много новых конструктивных особенностей, которые должны были положить конец эпохе неудобных и неприспособленных к скорости "безлошадных повозок". Инновациями стала длинная колесная база и широкие колеса для обеспечения стабильности, расположение двигателя на раме автомобиля, пониженный центр тяжести и электрическое зажигание.

На протяжении следующих нескольких месяцев Эллинек буквально не покидал место разработки своего фактически детища, постоянно контролируя процесс. И, наконец, 22 декабря 1900 года в Ниццу прибыл первый заказ. Официально модель именовалась Daimler-Mercedes и сразу попала в руки первому заказчику – барону Генри Ротшильду, также ярому поклоннику автогонок.

Уже в следующем году Эллинек на 35-сильном автомобиле имени своей дочери легко обошел соперников на очередных соревнованиях, достигая уже 60 км/ч. Своими постоянными новыми рекордами автомобиль поражал мировую общественность. Директор Французского автомобильного клуба произнес пророческую фразу: "Мы вступаем в эру Mercedes". Фактически, это стало расцветом DMG и определило компанию как серьезного автопроизводителя: уровень продаж зашкаливал, заводы были загружены на полную мощность, а газеты пестрели объявлениями о постоянно открывающихся вакансиях. В 1902 году руководство компании приняло решение о том, чтобы использовать имя Mercedes в качестве торговой марки для всей своей продукции и официально его зарегистрировала. Приставку Benz в названии автомобили получили в 1926 году, когда DMG объединилась с компанией Benz и стала называться Daimler-Benz, а автомобили – .

А вот последним шагом переполненного радостью от своих успехов Эллинека по внедрению столь удачливого имени стала смена… собственной фамилии. На свой 50-летний юбилей Эмиль Эллинек со словами: "Это, вероятно, первый случай, когда отец берет имя дочери" стал Эмилем Эллинеком-Мерседес.

А что же, собственно, сама виновница такого успеха? Похоже, что Мерседес так и не осознала своей причастности к автомобильной истории. По большому счету она вообще была далека от бизнеса и одновременно увлечения отца, она даже не умела водить. Выросшая в достатке, уже в 20 лет она вышла замуж за австрийского барона и занималась музыкой. Первая мировая война разрушила много судеб, Мерседес Эллинек не стала исключением. В это смутное время она оставила мужа и достаток и сбежала с бедным и больным туберкулезом аристократом. Однако в новом браке ей не суждено было быть счастливой.

Через несколько лет в возрасте 39 лет Мерседес скончалась после тяжелой и продолжительной болезни. Ее имя, так помогавшее и приносившее удачу ее отцу, не смогло помочь в нужную минуту тому, кому изначально предназначалось.