Киевскому фуникулеру исполнилось 105 лет

Ежегодно Киевский фуникулер перевозит более 4 млн пассажиров
Ежегодно Киевский фуникулер перевозит более 4 млн пассажиров
Ежегодно Киевский фуникулер перевозит более 4 млн пассажиров

Самому экзотическому столичному виду транспорта исполнилось 105 лет. Впервые вагончик между Михайловской площадью и Подолом поехал 7 мая 1905 года. Идею строительства фуникулера выдвинул еще в 1883 году Артур Адольфович Абрагамсон (1854–1924) – российский  государственный деятель, директор правления Московско-Казанской железной  дороги, инженер путей сообщения, автор ряда работ по вопросам железнодорожного строительства.

Он и стал позже руководителем проекта и идейным вдохновителем строительства фуникулера, когда в 1902 году городская управа приняла его предложение организовать транспортное сообщение между Подолом и Верхним городом. Сооружение фуникулера обошлось городской казне в довольно внушительную сумму – 172 тыс. рублей. Открытие Михайловского механического подъема (так он официально именовался до 1928 года) состоялось 7 мая 1905 года. Тогда вагончики фуникулера вмещали примерно 70 человек каждый. Нижняя станция располагалась на улице Боричев Ток, а верхняя – на Михайловской площади, рядом с входом в Михайловский Златоверхий собор. Длина рельсового пути составляла 200 м. Приводил вагоны в движение громадный электро- двигатель мощностью в 70 кВт, установленный на верхней станции.

В 1928 году изношенность тягового троса превысила допустимую, и во время его замены верхний вагончик сорвался с зажимных колодок и полетел вниз. Развив огромную скорость, он с чудовищной силой столкнулся с нижним. Оба вагона разбились, к счастью, при этом никто не пострадал. Но этот случай послужил поводом для реконструкции всего сооружения. Новые вагоны изготовили на Киевском заводе электротранспорта, улучшили конструкцию ленточных тормозов, и главное, удлинили путь на 38 м, соорудив нижнюю станцию на улице Революции – так в то время называлась нынешняя улица Сагайдачного. Следующая реконструкция была проведена в 1984–1986 гг., во время которой на 5 м была удлинена верхняя станция, полностью перестроена нижняя, заменен канатоведущий шкив, прослуживший почти 80 лет. И после третьей реконструкции вагончики фуникулера до сих пор радуют глаза киевлян и туристов.