Jeep Patriot, Nissan X-Trail, Suzuki Grand Vitara: созданные не только для асфальта

За несколько десятилетий класс вседорожников заметно эволюционировал. Теперь это уже не те утилитарные «вездеходы». Конечно, выпускают в наши дни и покорителей бездорожья, но появились и модели другого типа. Они больше предназначены для города, а потому менее способны на грунтовых или песчаных дорогах. Впрочем, далеко не все они стали стопроцентными жителями бетонных джунглей и некоторые подобные модели могут проявить себя и вне асфальта. Среди них – Patriot, X-Trail, Grand Vitara, которые и являются героями сегодняшнего сравнительного тест-драйва.
   
Patriot – младший член «семейства» Jeep, но принадлежность к модельному ряду марки заметна невооруженным глазом. Как и его собратья, он отличается строгим угловатым дизайном с малым углом наклона лобового стекла, вертикальными задними стойками крыши и выраженными рублеными колесными арками. Фирменная радиаторная решетка, состоящая их семи «зубьев», сочетается с круглыми фарами. Нижнюю часть кузова по периметру прикрывают черные накладки, а днище защищено металлическими пластинами. Сзади вседорожник выглядит скромно: прямоугольное стекло сочетается с узкими фонарями.
   
Разработчики дизайна Nissan X-Trail отличаются консервативностью. Еще бы: основные черты внешнего вида автомобиля не меняются с 2001 года, и даже смена поколений не сильно повлияла на стиль X-Trail. Как и в случае с Jeep, здесь можно встретить грани, но с ними соседствуют и мускулистые формы, и весьма мягкие поверхности. У вседорожника короткий передний свес кузова, а бампер обрезан снизу для улучшения угла въезда. Хромированная радиаторная решетка сочетается с фарами сложной формы. Задние стойки крыши подчеркнуты фонарями со светодиодными лампами.
   
Внешний вид Suzuki Grand Vitara можно характеризировать как лаконичный. В дизайне преобладают строгие прямые линии, их господство нарушают лишь рельефные колесные арки. Широкая решетка радиатора сочетается с четырехугольными фарами, а в переднем бампере размещен трапециевидный воздухозаборник. Толстые задние стойки крыши имеют небольшой угол наклона. В отличие от соперников, запасное колесо Grand Vitara крепится к пятой двери. Таким образом, освобождается больше места в багажнике. Фонари автомобиля растянуты на крылья.
   
Nissan немного крупнее своих соперников – достигает 4630 мм в длину против 4500 мм у Suzuki и 4424 мм – у Jeep. Однако при этом колесная база у него самая маленькая – 2630 мм, тогда как у Patriot она достигает 2635 мм, а у Gtand Vitara 2640 мм. Зато он легче соперников: весит 1565 кг, Jeep – 1570 кг, а Suzuki – 1670 кг. Все три автомобиля отличаются серьезным дорожным просветом (не менее 200 мм), но у «американца» его за доплату можно увеличить до внушительных 240 мм.
   
Салон Patriot недавно обновили, но даже после этого качество материалов отделки у него несколько хуже, чем у конкурентов. Зато пластик очень долговечный. Трехспицевое рулевое колесо обшито кожей, на нем и на центральной консоли можно заметить хромированные вставки. На приборной панели находятся четыре циферблата: спидометр, тахометр, указатели остатка топлива в баке и температуры охлаждающей жидкости. Их шкалы и шрифт на экране бортового компьютера чересчур мелкие, что затрудняет считывание показаний. На центральной консоли установлен сенсорный дисплей мультимедийной системы UConnect. Переключатели аудиосистемы и климатической установки – крупные и удобные. Тут же размещен и рычаг трансмиссии, поэтому он находится как раз под рукой. У рулевой колонки изменяется только высота, но зато водительское кресло оснащено электроприводом регулировок, предусмотрена и функция обогрева сидений. Они мягкие и с хорошей боковой поддержкой. Высокая посадка и большие зеркала заднего вида обеспечивают хорошую обзорность.
   
Внутри X-Trail преобладает молодежный стиль. Черный пластик в отделке щедро разбавлен многочисленными серебристыми вставками. Фирменное трехспицевое рулевое колесо знакомо по многим моделям Nissan. На приборной панели преобладают два больших циферблата – спидометр (с указателем топлива внутри) и тахометр (с датчиком температуры двигателя). Между ними – дисплей бортового компьютера. Центральная панель немного наклонена. Размещенные на ней клавиши блоков аудиосистемы и климат-контроля просты и понятны, они четко разграничены друг от друга. Внутри довольно много отделений для мелкой поклажи – большой перчаточный ящик, отделение на центральной панели и 8 подстаканников, половина из которых – охлаждаемые. Рулевая колонка регулируется как по высоте, так и по вылету, а вот настройки сидений придется подбирать вручную – электропривод доступен только за доплату. Функция подогрева, кстати, есть. Кресла – широкие и мягкие, но не слишком хорошо удерживают спину в поворотах. К тому же, у X-Trail ограничен обзор назад.
   
В салоне Suzuki заметны черты спортивного стиля. В отделке сочетаются ткань и кожа. Трехспицевое рулевое колесо имеет небольшой диаметр. Циферблаты приборов размещены в трех отдельных колодцах. Посередине размещен спидометр, слева – тахометр, а справа – указатели уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости. Центральная панель – практически вертикальная, а по бокам ее обрамляют серебристые вставки. Ее подсветка – ярко-красная. Кнопки блоков аудиосистемы и климат-контроля простые и понятные, долго привыкать к ним не придется. А вот отделений для «мелочи» хотелось бы больше. Рулевая колонка регулируется только по высоте. Подушки передних сидений довольно упругие, а спинки слишком плоские, поэтому боковой поддержки не хватает. У передних кресел предусмотрена функция подогрева, а электропривод доступен за доплату. Обзорность вперед и по сторонам хорошая, но при парковке мешает запасное колесо.
   
На втором ряду пространство для ног приблизительно одинаковое во всех трех автомобилях. Над головой места достаточно даже для рослых пассажиров. У Jeep сзади комфортнее двоим, так как среднему пассажиру мешает высокий трансмиссионный тоннель. Зато у него, как и у Grand Vitara, кресла оснащены регулировкой угла наклона спинок.
   
Самый вместительный багажник у Nissan – 603 л. У Jeep объем этого отсека равен 536 л, а у Suzuki – 398 л. Со сложенными задними креслами он возрастает до 1773, 1535 и 1386 л, соответственно.
   
Для объективного сравнения выбраны версии приблизительно одинаковой стоимости – Jeep Patriot 2,4 Limited, Nissan X-Trail 2,5 SE и Suzuki Grand Vitara JLX-E. Все они оснащены электростеклоподъемниками, климат-контролем, 17-дюймовыми легкосплавными дисками, магнитолой с CD-проигрывателем, 6 подушками безопасности и системой стабилизации ESP. Jeep также оснащен круиз-контролем и DVD-чейнджером. X-Trail также получил круиз-контроль, а кроме него – связь Bluetooth, датчики освещения и дождя.
   
Все три автомобиля оснащены бензиновыми четырехцилиндровыми двигателями. Мотор Patriot объемом 2,4 л развивает 170 л. с. при 6000 об/мин и является высоко оборотистым, ведь пик крутящего момента (220 Н·м) достигается при 4500 об/мин. В паре с «четверкой» работает бесступенчатый вариатор CVT, оптимально подбирающий обороты двигателя и обеспечивающий равномерный разгон. Вседорожник достигает 100 км/ч за 11,3 с и способен развить 185 км/ч. Jeep – самый экономичный в этой тройке: расходует 11,1 л/100 км в городском цикле и 7,8 л/100 км – в загородном. В Украине Patriot также доступен с 2,2-литровым 150-сильным турбодизелем и механической коробкой переключения передач.
   
Двигатель Nissan имеет рабочий объем 2,5 л, а его мощность – 169 л. с. при 6000 об/мин. Как и в случае с Jeep, мотор приходится раскручивать, так как он также лучше проявляет себя на высоких оборотах. Максимальные 233 Н·м крутящего момента в распоряжении с 4400 об/мин. X-Trail также оснащен вариатором, который настроен несколько лучше, чем у Patriot. «Четверка» работает тихо и плавно, а динамика Nissan лучшая в этой тройке. Он способен разогнаться до 100 км/ч за 10,3 с и развить 182 км/ч. В городе он расходует 11,5 л/100 км, а на трассе – 7,7 л/100 км. На нашем рынке модель также доступна с 2,0-литровыми двигателями – бензиновым (141 л. с.) или турбодизелем (150 и 173 л. с.).
   
«Четверка» Suzuki объемом 2,4 л имеет схожую мощность с двигателями соперников – 168 л. с. при 6000 об/мин. Однако она более тяговита на «низах», ведь максимальные 227 Н·м крутящего момента в распоряжении с 3800 об/мин. Но из-за специфических настроек 4-ступенчатой автоматической трансмиссии страдает динамика – 12 с до 100 км/ч и максимальные 175 км/ч. Да и расход топлива побольше, чем у конкурентов: 12,5 л/100 км в городском цикле и 8,1 л/100 км – на шоссе. Зато на малых оборотах мотор почти не слышен. Grand Vitara у нас также можно приобрести с 2,0-литровым 140-сильным бензиновым двигателем.
   
Преимущество Suzuki – постоянный полный привод, а для преодоления сложных участков предназначен пониженный ряд трансмиссии. Для Patriot раздаточную коробку предлагают за доплату. У Jeep и Nissan полный привод подключаемый, но у них, как и в Grand Vitara, можно принудительно заблокировать межосевой дифференциал. Кроме того, Patriot и X-Trail оснащены технологией помощи при спуске с горы.
   
В американских традициях подвеска Jeep настроена на комфортную езду. Она мягкая и длинноходая, без проблем справляется с огрехами наших дорог. Обратная сторона – ощутимые крены в поворотах. Руль вседорожника ? очень легкий и не острый, его можно свободно вращать несколькими пальцами. Однако ему не хватает информативности. Кроме того, на больших скоростях в салоне становится довольно шумно – ветер и покрышки отчетливо слышны. Хорошо проявили себя тормоза: автомобиль уверенно замедляется.
   
Настройки ходовой Nissan – компромисс между управляемостью и мягкостью. Его рулевое управление точнее, чем у Jeep, однако, он далеко не всегда дает понять, в каком положении находятся колеса. На извилистых дорогах сразу же проявляется недостаточная поворачиваемость. Подвеска легко поглощает большинство дорожных неровностей, но вместе с тем и крены кузова умеренные. У X-Trail качественная шумоизоляция, поэтому при езде по автостраде можно разговаривать, не повышая голоса. А вот тормозной путь чересчур большой – 62,6 м со 110 км/ч.
   
Suzuki позиционируют как вседорожник со спортивными нотками в управлении. Его руль острее и гораздо информативнее, чем у конкурентов, ведь усилитель – гидравлический, а не электрический. К тому же, недостаточная поворачиваемость редко дает о себе знать. Вседорожник меньше, чем соперники, кренится в поворотах, но этого добились, сделав подвеску весьма упругой. Поэтому серьезные неровности дорог ощутимы водителем и пассажирами. У Grand Vitara хорошие тормоза – не теряют эффективности при частых замедлениях, а усилие на педали легко дозируется. Однако немного больше шумоизоляции в салоне не помешало бы.
   
Jeep Patriot 2,4 Limited – самый доступный в этой тройке, его цена – 33 тыс. у. е. Он привлекает мягкой подвеской и экономичным двигателем. Цена Suzuki Grand Vitara 2,4 JLX-E – 34 100 у. е., его сильные стороны – хорошая управляемость и полноприводная трансмиссия с раздаточной коробкой. Nissan X-Trail 2,5 SE несколько дороже – 35 800 у. е., он привлекает внимание богатым оснащением и неплохой динамикой.