Гонки автомобилей на солнечных батареях

Сегодня состязания солнцемобилей имеют формат хобби определенной группы людей
Сегодня состязания солнцемобилей имеют формат хобби определенной группы людей
Сегодня состязания солнцемобилей имеют формат хобби определенной группы людей
100 км/ч такие автомобили могут достичь лишь в хорошую солнечную и безветренную погоду
100 км/ч такие автомобили могут достичь лишь в хорошую солнечную и безветренную погоду
Максимальная скорость, которую развил "солнцемобоиль" – 170 км/ч
Максимальная скорость, которую развил "солнцемобоиль" – 170 км/ч
Солнечные батареи используются во многих отраслях. Например, этот телефон экстренной связи питается как раз такой энергией
Солнечные батареи используются во многих отраслях. Например, этот телефон экстренной связи питается как раз такой энергией
Venturi Eclectiс - автомобиль на солнечных батареях, который можно купить уже сегодня. Пропеллер на крыше этого "солнцемобиля" позволяет накапливать энергию на стоянках, с помощью ветра
Venturi Eclectiс - автомобиль на солнечных батареях, который можно купить уже сегодня. Пропеллер на крыше этого "солнцемобиля" позволяет накапливать энергию на стоянках, с помощью ветра
Этот велосипед с помощью электромотора и солнца, получающего энергию от встроенных в колеса солнечных батарей, способен развивать около 30 км/ч. Однако за удовольствие не крутить педали необходимо заплатить приблизительно 1300 у.е.
Этот велосипед с помощью электромотора и солнца, получающего энергию от встроенных в колеса солнечных батарей, способен развивать около 30 км/ч. Однако за удовольствие не крутить педали необходимо заплатить приблизительно 1300 у.е.
Добиться результата невозможно без хороших аэродинамических показателей. Именно поэтому "солнцемобили" скорее напоминают летательные аппараты, нежели повседневные автомобили.
Добиться результата невозможно без хороших аэродинамических показателей. Именно поэтому "солнцемобили" скорее напоминают летательные аппараты, нежели повседневные автомобили.

Пусть всегда будет солнце…
Где, как ни в автоспорте, рождаются новые идеи или проверяются уже существующие. Автомобильные состязания – это отличный полигон для испытания всего, из чего только состоит автомобиль: моторов, подвесок и даже, как оказалось, источников энергии.
В прессе часто затрагивается тема о заканчивающихся природных ресурсах. Поэтому поиск альтернативного источника энергии с каждым днем становится все актуальнее. В последнее время все чаще можно услышать о биотопливе, но и с этим видом горючего тоже не все так гладко, как кажется на первый взгляд. Автомобили, использующие это топливо, загрязняют планету по-прежнему, разве что в меньшей доле, да и с его производством есть сложности.
Так что ученым делать паузу в работе пока еще рано. Проектов, позволяющих автомобилям перемещаться без использования известных на сегодня видов топлива, очень много. Но если основная их часть это какая-нибудь математическая модель, в лучшем случае прототип в единственном экземпляре, то электромобили, питающиеся солнечной энергией, уже даже соревнуются между собой.

Первый электромобиль на солнечных батареях был показан публике в далеком 1955 году. Это была небольшая беспилотная модель. А уже по прошествии тридцати лет, в 1987 году, прошли первые всемирные соревнования автомобилей на солнечных батареях. С тех пор ежегодно в Австралии проходит состязание подобных самодвижущихся повозок – Australian World Solar Challenge. Дистанция от Дарвина до Аделаиды, которую преодолевают участники, равна 3010 км. Место выбрано не спроста, ведь солнца в Австралии больше чем где-либо, а ясных дней здесь насчитывается около трехсот.

Основными участниками этих соревнований являются энтузиасты: студенческие и научные группы ВУЗов. Некоторые проекты спонсируются крупными автомобильными концернами. Подобные соревнования приравниваются к шоу, за которым  ежегодно наблюдает приблизительно 200 миллионов человек, а это значит, что можно дополнительно прорекламировать свою продукцию. Порой разработка проекта курируется аэрокосмическими институтами. Полученные результаты интересны не только для автомобильной промышленности, ведь спутники в космосе уже давно питаются энергией солнца.

Заинтересовались такими автомобилями не только в солнечной Австралии. Например, в США, в Денвере, ежегодно проводятся гонки на ускорение. Дистанция, как и подобает канонам этого спортивного состязания, равна 402 метрам. Результатам могут позавидовать хозяева автомобилей, использующие все тот же бензин. "Каррент Элиминейтор – 3" на преодоление этой дистанции тратит всего-навсего 10,23 секунды.

Однако, не смотря на то, что для перемещения эти машины не израсходуют ни капли бензина, проблема "солнцемобилей" не только в отсутствии солнечных дней, как кажется на первый взгляд. Даже в хорошую и ясную погоду КПД солнечных фотоэлементов равно 15 %. В то время как КПД двигателя внутреннего сгорания равно 40-45 %, то есть в три раза больше.
Еще один минус этих автомобилей – мощность. Они развивают не многим больше 1 л. с. и это при условии, что площадь фотоэлементов приблизительно два квадратных метра, поэтому скорость таких машин тоже не велика. 100 км/ч, при хорошей погоде и попутном ветре, считается очень хорошим показателем.

И все же есть оптимисты, которые верят в будущее подобных транспортных средств. Так, французская фирма Venturi на сегодня уже имеет два проекта электромобилей, готовых к серийному производству, – это  Ecletic и Astrolab. Последний похож даже на спортивного автомобиля, правда, только внешне.
Похвастаться завораживающей мощностью они пока не могут. Eclectic способен развивать всего 22 л. с.

Эти автомобили конечно перемещаются без бензина, но не долго. Заряда никелиево-металлогибридных аккумуляторных батарей от фотоэлементов хватает всего на 50 км пути, при скорости не более 50 км/ч.
Разработчики предусмотрели и вариант для пасмурных дней. В таком случае автомобиль можно будет подключить к сети и через пять часов опять отправляться в путь. Но если нет ни солнца, ни розетки под рукой, то можно использовать энергию ветра, которой при сильном ветре достаточно для преодоления 15 км.

Родственник Eclectic – Astrolab способен разгоняться до 120 км/час, а его заряда должно хватать на 110 км пути.
Стоимость таких автомобилей предварительно должна быть равна 25 тыс. евро. Так что все это пока можно назвать лишь игрушками, к тому же еще и не дешевыми. Но кто знает, двигатель внутреннего сгорания тоже когда-то воспринимался именно так, а сегодня… В общем, поживем – увидим.