Ford Thunderbird: тень

Ford Thunderbird (1956)
Ford Thunderbird (1956)
Ford Thunderbird (1956)
Ford Thunderbird (1958)
Ford Thunderbird (1958)
Ford Thunderbird Convertible (1959)
Ford Thunderbird Convertible (1959)
Ford Thunderbird (1957)
Ford Thunderbird (1957)
Ford Thunderbird (1961)
Ford Thunderbird (1961)
Ford Thunderbird (1963)
Ford Thunderbird (1963)
Ford Thunderbird Blue Ford (1969)
Ford Thunderbird Blue Ford (1969)
Ford Thunderbird Town Landau (1979)
Ford Thunderbird Town Landau (1979)
Ford Thunderbird Super Coupe (1992)
Ford Thunderbird Super Coupe (1992)
Ford Thunderbird (2002)
Ford Thunderbird (2002)

С 1954 по 2005 гг. сменилось 13 поколений Thunderbird (американцы его сокращенно называют T-bird). Их суммарный тираж составил 4,2 млн экземпляров, а сам "Буревестник" стал легендой американского автопрома. В разное время на T-bird испытывались опции, которые сегодня считаются нормой. Но мало кто знает о том, что "персональный автомобиль класса люкс" спас мир от ядерной катастрофы.

Генри Форду II не давал покоя тот факт, что его соотечественники покупают спортивные автомобили, изготовленные за океаном. И он задумал создать Ford, который превосходил бы по параметрам европейские автомобили, оставаясь при этом доступным для среднего американца.

Подчиненные сочли затею своего босса блажью. Статистика утверждала, что продажи нетипичных для США 2-местных купе и родстеров составляли 0.26% от общего объема рынка. А значит, затраты на разработку и производство подобной модели никогда не окупятся.

Но Генри Форд стоял на своем, и осенью 1951 года Льюис Крусоу – президент Ford Motor, пришедший в компанию из GM, – отправился на Парижское автошоу. В поездке его сопровождал вице-президент Ford Motor Company Джордж Уолкер вместе с дизайнером Френком Херши.

На выставке внимание нашей троицы привлекли два автомобиля: британский родстер Jaguar XK120 и, невесть откуда взявшийся в Париже, концепт GM LeSabre.

Льюис Крусоу (кстати, он стал первым главой Ford Motors, не имевшим отношения к семье Форд) спросил у своего заместителя:
- Разве мы не можем выпускать ничего подобного?
Уолкер не растерялся и ответил:
- Шеф, мы уже работаем над подобным автомобилем!
Уловив минутку, вице-президент улизнул от президента, и, позвонив в Америку, приказал подчиненным начать задним числом работы над 2-местным родстером. Два года спустя на рынке появилась модель 1953 Ford Vega, европеоидность которой была видна невооруженным глазом. Но машина, что называется, не пошла, а потому выпускалась всего один год. Идея 2-местного родстера отпала сама собой. Но так только показалось. Совершенно неожиданно Генри Форда младшего поддержали конкуренты – в 1953 году был представлен 2-местный спортивный родстер Chevrolet Corvette, который вызвал большой интерес у публики. Само собой, что Ford Motor Company не могла не ответить своему извечному сопернику. Идею реанимировали, а работы над новой для Ford моделью максимально ускорили.

18 мая 1953 года дизайнер Френк Херши (тот самый, который посетил Парижское автошоу в 1951 году) показал руководству полномасштабный макет комфортабельного 2-местного автомобиля. Макет был одобрен Льюисом Крусоу, и, после анализа ситуации на европейском и американском рынках, было принято предварительное решение о начале подготовки к серийному производству.

В сентябре 1953 года, чтобы окончательно расставить точки над "i", функциональный прототип Ford Thunderbird показали на моторшоу Autorama (Лос-Анджелес, США). Машина стала одной из сенсаций выставки, и решение о серийном производстве T-bird стало окончательным.

По иронии судьбы, на одном из соседних стендов демонстрировалась вторая сенсация   – Chevrolet Corvette. Совпадение оказалось знаковым, поскольку обе машины не раз выручали друг друга. Если T-bird во многом обязан своим рождением Chevrolet Corvette, то Corvette, названный в честь небольшого военного фрегата, остался на плаву благодаря сопернику! А дело было так.

В 1955 году GM решила прекратить выпуск Chevrolet Corvette, который продавался плохо. Однако коммерческий успех Ford Thunderbird задел руководство корпорации за живое, и они решились на рискованный шаг. В 1955 году отца Chevrolet Corvette  Харли Эрла сместили с должности руководителя проекта, сменив его на Захария Аркус-Дунтова. Бывший житель Ленинграда внес в концепцию и конструкцию Corvette радикальные изменения, после чего эта модель стала самым массовым автомобилем всех времен и народов. Но мы, однако, отвлеклись от темы.

Осенью 1953 года Ford начал подготовку к серийному производству нового 2-местного автомобиля класса люкс. Проблема заключалась в том, что у концепта не было названия.

Маркетологи понимали, что коммерческий успех нового автомобиля не в последнюю очередь определяется его именем. Поэтому объявили конкурс на лучшее название для нового Ford.

Предложений было много: Detroiter, Arcturus, El Tigre, Coronado, Hep Cat (стиляга), Beaver (бобер), Runabout (в амер. просторечии – "малолитражка"). Но все это многообразие было забраковано.

Ситуацию спас стилист компании по имени Элден Джиберсон. Он предложил назвать новую машину Thunderbird (буревестник)
Как гласит корпоративное предание, Джиберсон так и не дождался обещанного вознаграждения в сумме 250 у. е. Руководство высказалось в том плане, что он качественно выполнил свою работу, что он молодец, но за соблюдение должностных инструкций премий не дают.

22 октября 1954 года был продан первый Ford Thunderbird. Дебют оказался удачным – при производственном плане 10 тыс. автомобилей было продано 16 155  автомобилей.

Thunderbird I получил несколько псевдонимов, самый распространенный среди которых Little Bird – с англ. "птичка". Типично американский юмор. Ведь "птичка" комплектовалась съемной фибергласовой крышей с круглыми форточками и 4,8-литровым бензиновым мотором 292 Y-block V8. Ее максимальная скорость достигала 193 км/ч, а первый двигатель оказался настолько удачным, что с небольшими изменениями выпускался до 1982 г.

В 1956 году машину обновили, увеличив объем багажника за счет наружного крепления запаски. Опционно Thunderbird получил 5-литровый V8 бензиновый двигатель, с помощью которого "птичка" научилась летать со скоростью свыше 200 км/ч.

В 1957 году Thunderbird подвергли радикальному обновлению и даже вернули "запаску" в багажник. Для полноты картины моторную линейку дополнили 340-сильным 5-литровым бензиновым двигателем 312 Y-block V8 с нагнетателем.

Второе поколение Ford Thunderbird  появилось благодаря Роберту Макнамаре, тогдашнему президенту Ford. Главным отличием новинки, разработанной дизайнером Джо Оросом (его же перу принадлежит легендарній Ford Mustang), стал 4-местный салон, что поначалу привело к конфузу. Фанаты, привыкшие к 2-местным автомобилям, не могли смириться с "лишними" сиденьями. Но улучшенная динамика и более просторный салон сделали свое дело: продажи Thunderbird II, который получил прозвище Square Bird (угловатая птица), быстро пошли вверх.

В истории третьего "Буревестника" есть и более удивительные факты.
В 1960 году по заказу сталелитейного гиганта Allegheny Ludlum Steel Corporation компания Ford построила Ford Thunderbird с кузовами из нержавеющей стали. Стоимость автомобиля возросла в шесть раз – 35 тыс. у. е.! Мало того, поскольку нержавейка тверже обычной стали, в процессе производства спецзаказа пресс-формы пришли в полную негодность. Но компанию Ford это уже не волновало, потому что на горизонте маячил Thunderbird III – автомобиль, предотвративший третью мировую войну.

Thunderbird III (он же Bullet bird – "пуля-птица") стал главным автомобилем иннагурационного кортежа Джона Кеннеди. В общей сложности на празднествах по случаю вступления в должность новоизбранного президента было задействовано около 500 Ford Thunderbird.

Thunderbird III оснастили 6,4-литровым бензиновым мотором и опциями, которые ранее были доступны только владельцам эксклюзивных автомобилей. Например, убирающейся при посадке/высадке рулевой колонкой или двухпозиционным зеркалом заднего вида (нижнее положение позволяло предотвратить ослепление водителя светом фар едущего сзади автомобиля). Вдобавок можно было заказать кондиционер, электростеклоподъемники, кресла с электрорегулировками, колеса с парадной белой окантовкой, радиоприемник.
Thunderbird III произвел столь сильное впечатление на Кеннеди и его окружение, что президент компании Ford Роберт Макнамара вскоре после иннагурации возглавил министерство обороны США. При этом он ежегодно терял $3 млн – такова разница в должностных окладах президента автомобильной компании и министра обороны США. Но самым тяжелым испытанием для Макнамары стал Карибский кризис.

В июне 1962 года Генштаб МО СССР разработал операцию "Анадырь", предполагавшую переброску на Кубу баллистических ракет Р-12 (дальность полета 2000 км, мощность заряда 1 мегатонна) и Р-14 (4000 км, 1 мегатонна). Туда же перемещались крылатые ракеты (160 км, 12 килотонн) и 144 зенитных ракеты С-75.

14 октября 1962 года американский самолет-разведчик U-2 обнаружил на Кубе советские ракеты. Роберт Макнамара заставил своего президента занять жесткую позицию в отношении СССР и начать бомбежку Острова Свободы – курок был взведен. Однако очередной облет показал, что часть Р-14 готова к пуску и бомбардировка советских ракетных комплексов автоматически означала начало ядерной войны. Макнамара, на котором лежала огромная ответственность за жизнь сотен миллионов людей, плюнул на охрану, плюхнулся на водительское сиденье новенького Thunderbird'а, вырвался из Вашингтона и на максимальной скорости помчался по шоссе.

T-bird не был спорткаром и в один прекрасный момент на дороге едва не угробил высокопоставленного водителя. Вот тут-то министра обороны США и осенило, что до гибели Земли остался один миг. Макнамара вернулся в Белый дом, закрылся с Кеннеди, а после того, как двери Овального кабинета распахнулись, все американские спецслужбы немедленно установили контакт с советскими коллегами по линии резидентур. Остальное – история. Эксперты подготовили компромиссное решение, Хрущев и Кеннеди сохранили лицо, и война не началась.

Вовремя, однако, подвернулся третий Thunderbird под руку Макнамаре.
После 1964 года начался процесс доводки дизайна Ford T-bird. Автомобиль становился более прагматичным, а изысканность первого "Буревестника" постепенно уходила в прошлое. Наступала эра muscle cars – брутальных легковых автомобилей, оснащенных многолитровыми сверхмощными моторами.
Thunderbird VI (1970-71 гг.) получил купеподобный кузов (существолвали 3- и 5-дверные версии) и фирменную радиаторную решетку в форме орлиного клюва. За хищной радиаторной решеткой притаился огромный 7,1-литровый мотор. Но и этого оказалось мало.

Седьмое поколение T-bird получило мотор объемом 7,5 л. Такого мотора не было даже у автомобилей европейских монархов и арабских шейхов. Равно как и квадрофонических магнитофонов – предвестников многоканальных домашних и автомобильных кинотеатров.

Аппетит "мускулистого" Thunderbird VIІ соответствовал объему моторов. Так Thunderbird VII потреблял 29л/100 км по паспорту. В реальной жизни, в тянучках, эта цифра могла достигать всех 40 л/100 км. Поскольку рождение седьмого T-bird совпало во времени с энергетическим кризисом, американцы, которые доселе покупали бензин за бесценок, всерьез задумались над тем, как прокормить Thunderbird VIІ и прочих muscle cars. Восьмое поколение T-bird получило моторы объемом до 6,6 л. Девятое "опустилось" до скромных по американским понятиям 3,3 л. А юбилейный десятый Thunderbird  и вовсе получил 2,4-литровый бензиновый турбодвигатель.

В период между 1997 и 2002 годами Thunderbird не выпускался. Однако в 2002 году легенду решили возродить, и компания Ford выпустила на рынок T-bird 13-го поколения, получивший название Retro Bird.

В дизайне последнего Thunderbird угадывались мотивы Thunderbird I. Те же круглые форточки в съемной крыше, та же 2-местная компоновка салона, изящно сопряженные линии и плоскости. Однако из категории доступного для среднего американца автомобиля Thunderbird XIII переместился в категорию автомобильной элиты. Его базовая цена начинается от 35 тыс. у. е – это для Америки многовато. Но, несмотря на высокую стоимость, Thunderbird разлетались на ура. На одном из интернет-аукционов всего за 42 минуты было продано 200 Ford Thunderbird XIII.

Однако уже в скором времени спрос на эту модель стал стремительно падать, и в 2005 году выпуск Ford Thunderbird  прекратили во второй раз.
Сегодня судьба Thunderbird меньше всего волнует Ford Motor Company: американский автопром испытывает глубокий кризис; из-за высоких цен на топливо многие американцы воспылали симпатиями к малолитражным автомобилям; Европа, Япония и Корея всерьез намерены заполнить местный рынок экономичными мини. В таких условиях идея возрождения Ford Thunderbird лишена смысла.

Но луч надежды таки есть. Как заявил президент Ford Motors Company Алан Мулалли: "Эмблемы многих легендарных моделей Ford пока положены на полку.

Однако из уважения к нашим покупателям мы обязаны реанимировать многие славные имена".  Когда начнется эпоха возрождения этих славных имен, и попадет ли в их число старый добрый Thunderbird, пока остается загадкой.