F1: Кими Ряйкконен: бесхарактерный чемпион

Кими Ряйкконен
Кими Ряйкконен
Кими Ряйкконен
За рулем Ferrari
За рулем Ferrari
Кими Ряйкконен за рулем автобуса во время одной из рекламных акций команды McLaren
Кими Ряйкконен за рулем автобуса во время одной из рекламных акций команды McLaren
Подиум Гран-при Бразилии 2007 года (слева направо): Ж. Тодт (Ferrari), Ф. Масса (Ferrari), К. Ряйкконен (Ferrari) и Ф. Алонсо (McLaren)
Подиум Гран-при Бразилии 2007 года (слева направо): Ж. Тодт (Ferrari), Ф. Масса (Ferrari), К. Ряйкконен (Ferrari) и Ф. Алонсо (McLaren)
Будущее финна не выглядит столь позитивным, как может показаться
Будущее финна не выглядит столь позитивным, как может показаться

Победители-однодневки встречаются в профессиональном спорте сплошь и рядом, и "Формула-1" тут не исключение. Гонщик может так и не шагнуть дальше одного титула в личном зачете в череде чемпионов по разным причинам: например, как это бывает чаще всего, из-за слабости болида, который не смог показать стабильность дольше одного сезона, некоторым же пилотам не хватает чисто индивидуальных качеств – харизмы, характера.

Ferrari – классическая команда с ярко выраженным лидером. Тем более, учитывая развернутость коммерческой сети корпорации "красных жеребцов", руководство "конюшни" уделяет огромное внимание такой вещи, как имидж, приглашая к себе в боксы настоящих звезд, и не размениваясь на откровенно сереньких пилотов, которые не способны длительное время нести бремя славы великой команды, являясь ее лицом и, естественно, зарабатывая для своих боссов деньги.

Когда стало известно, что Михаэль Шумахер покидает "Формулу-1", заканчивая с активной карьерой в автоспорте, в Ferrari (как в высших эшелонах власти, так и в болельщицкой среде) пошли тревожные разговоры на тему: кто сможет заменить семикратного чемпиона мира за рулем "красного жеребца". Тогда возник вариант пригласить в итальянскую "конюшню" перспективного и уже достаточно опытного пилота "Формулы-1" Кими Ряйкконена. Финский гонщик как раз неплохо себя зарекомендовал за рулем тогда еще не очень сильного McLaren.

Да, в свой первый же сезон за рулем машины Ferrari нашему герою удалось  выиграть чемпионский титул, сделав, казалось бы, отличный задел для долгой и успешной карьеры в итальянской "конюшне". Однако негативных впечатлений от пребывания финна в своей нынешней команде тоже хватало.

Во-первых, в прошлом чемпионском сезоне, Кими Ряйкконен во время некоторых отрезков сезона выглядел невнятно и даже слабо и, если бы не разборки внутри "серебряных стрел", вряд ли сумел бы обставить пилотов McLaren. Во-вторых, уже в этом году действующий чемпион мира несколько сдал позиции, уступив после первой части сезона лидерство внутри команды своему напарнику Фелипе Массе. И на нынешний момент именно бразилец выглядит первым номером "конюшни" Ferrari, ведя активную борьбу с McLaren и BMW за чемпионский титул в личном зачете, в то время как Кими Ряйкконен все чаще ошибается и, в итоге, пасет задних.

Неудивительно, что о Кими Ряйкконене сегодня все чаще говорят не как о сильнейшем гонщике планеты, а как об отработанном материале, от которого боссы Ferrari могут избавиться в ближайшее время. Мало того что финн подвержен затяжным психологическим депрессиям, которые проявляются в виде длительных спадов в выступлениях, так еще у парня существуют проблемы с алкоголем, которые никто и не пытается скрывать. Руководство "красных жеребцов", по слухам, даже запретило отдельным пунктом в трудовом соглашении своему гонщику употреблять по ходу сезона спиртные напитки. В итоге к нашему герою все чаще применяют такие эпитеты, как "бесхарактерный" и "нестабильный".

Иными словами, время показывает, что Кими Ряйкконен в своем нынешнем состоянии никак не тянет на роль новой иконы итальянской команды, которая могла бы долгие годы оставаться предметом для поклонения миллионов болельщиков "красных жеребцов" во всем мире.

Конечно, все эти размышления можно будет легко опровергнуть в том случае, если финн в нынешнем сезоне вновь станет чемпионом мира (в противном случае нашего героя наверняка будет ждать досрочное расставание с Ferrari), однако почему-то кажется, что разговоры о поисках руководством "красных жеребцов" нового пилота для своей команды уже сегодня – нечто большее, чем просто слухи. Ведь в скором времени, если итальянская "конюшня" действительно хочет возродить былую гегемонию в "Формуле-1", ей придется подыскать более молодого и стабильного бойца.

Стабильность… Это качество всегда было присуще нашему герою. Однако одно дело стабильно быть первым и выигрывать чемпионские титулы, и совсем другое – постоянно находиться "где-то рядом", когда, кажется, что нужно сделать всего один шаг для перехода на качественно новый уровень, однако для него не хватает каких-то внутренних качеств.

Кими Ряйкконен дебютировал в "Формуле-1" уже достаточно давно – в 2001-м году, и сегодня может смело считаться одним из ветеранов Королевских Гонок.  А началось все с команды Sauber, в которую юный финн попал благодаря успешному выступлению в сериях "Формула-Renault" и "Формула-Ford". "Конюшня" Петера Заубера даже достала для своего молодого пилота специальную лицензию, которая позволила финну дебютировать в чемпионате мира. Интересный факт: свой первый этап в Австралии Кими Ряйкконен, не успев адаптироваться после длительного перелета из Европы, едва не проспал, что, впрочем, не помешало ему финишировать в очках. В составе Sauber наш герой

долго не задержался, и вскоре оказался в "серебряных стрелах", чье руководство посчитало символичным привлечь на смену ушедшему из "Формулы-1" Мики Хаккинена еще одного финна. К сожалению для себя, Кими Ряйкконен попал в не в самое лучшее время, и долгие годы был вынужден находиться сначала в тени и Михаэля Шумахера, а потом Renault и Фернандо Алонсо.
И если на первых порах финн пытался продемонстрировать за рулем "серебряной стрелы" свои лучшие качества, становясь вице-чемпионом "Формулы-1", то под конец своего пребывания в британской "конюшне" окончательно опустил руки и сдался.

Похоже, что сегодня Кими Ряйкконену нужны новые стимулы и, наверное, смена обстановки, однако кто из ведущих команд чемпионата мира согласится обеспечить финансовые аппетиты одного из самых оплачиваемых пилотов "Формулы-1", остается загадкой.