АМО-Ф15. Советский первенец

Руль у первого советского грузовика находился слева
Руль у первого советского грузовика находился слева
Руль у первого советского грузовика находился слева
АМО-2 впоследствии заменил на конвейере АМО-Ф15
АМО-2 впоследствии заменил на конвейере АМО-Ф15
АМО-Ф15 по своей сути это копия итальянского Fiat-15
АМО-Ф15 по своей сути это копия итальянского Fiat-15
Трехтонник Я-3 выпускался в Ярославле, в его основе конструкция американского White
Трехтонник Я-3 выпускался в Ярославле, в его основе конструкция американского White
Американский Autocar-5S в России превратился в ЗИС-5
Американский Autocar-5S в России превратился в ЗИС-5
Пожарный автомобиль на базе АМО-Ф15
Пожарный автомобиль на базе АМО-Ф15
Карета скорой помощи на базе АМО-Ф15
Карета скорой помощи на базе АМО-Ф15
Автобус на шасси Я-3
Автобус на шасси Я-3

Сегодня человечеству просто не  обойтись без автомобилей-помощников.  Огромные карьерные самосвалы за один подход виртуозно перевозят десятки тонн полезных ископаемых. Длинные "фуры" колесят по земному шару с севера на запад и с юга на восток, оперативно перемещая разнообразные грузы. Маленькие фургоны снуют городскими улицами, доставляя свежий хлеб, продукты питания, необходимые медикаменты. А в СССР начиналось все с небольшого красного грузовичка, с гордой надписью "1-й АМО"…

Завод "Автомобильного Московского Общества" (АМО) начали строить на окраине Москвы в далеком 1916 году. Эта автомобильная компания была основана торговым домом  "Кузнецов, Рябушинские и К" чуть ранее, в августе 1916 года (по старому стилю в июле). Здесь планировалось наладить лицензионное широкомаштабное производство популярных на то время итальянских 1,5-тонных грузовиков Fiat-15 (модель образца 1915 года). Кроме того, предполагалось выпускать и легковые автомобили, но уже французского производства, по лицензии фирмы Hotchkiss.

Закладка первых кирпичиков будущего автомобильного гиганта состоялась в Трюфелевой роще. Планировалось, что уже к марту месяцу 1917 года завод должен будет выпустить полторы сотни малотоннажных грузовиков. Производственные линии так и не были возведены в намеченный срок, но компании, по крайней мере, удалось закупить итальянские машинокомплекты.
Нелегкое революционное время, разруха и война не самым лучшим образом  влияли на строительство автомобильного предприятия, хотя торговый дом   "Кузнецов, Рябушинские и К" старался изо всех сил побыстрее воплотить свои планы в жизнь. Так, на момент начала Великой Октябрьской революции завод был готов практически на 95%. Но планам не суждено было свершиться, так как 15 августа 1918 года АМО национализировали, новоиспеченное правительство фальсифицировало нарушение компанией условий контракта с военным ведомством.

Страна входила в новую эру, повсеместная индустриализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства составила огромную потребность в автомобильном транспорте. Завод же в это время стал простой мастерской по ремонту импортированных в страну грузовиков. Так в 1919 –1923 годах здесь производился ремонт популярного американского  3-тонника фирмы White (на заводе даже собирались начать его производство), но в тоже время налаживался выпуск моторов внутреннего сгорания. А с 1920 года Автомобильное Московское Общество принимало активное участие в советской танковой программе, изготовив 24 танковых двигателя для танка КС "Русский Рено". Позже было принято решение окончательно остановиться на производстве грузовиков, выбор, как и предполагалось ранее, пал на Fiat-15, так как готовые чертежи автомобиля находились непосредственно в конструкторском бюро  завода.

Первые грузовые автомобили АМО-Ф15, по своей сути являвшиеся переработкой итальянского Fiat-15, были собраны с 1 по 6 ноября 1924 года. Всего собрали десять машин, все они были выкрашены в цвет советской власти – красный. Эти автомобили торжественно прошли колонной по Красной площади, приняв участие в параде 7 ноября. А после этого некоторая часть машин  успешно участвовала в автомобильном пробеге по стране.

Из привезенных ранее итальянских машинокомплектов на заводе собрали более 1300 автомобилей. Изначально машины значительно отличались от более поздних серий 1927-1928 годов. У них отсутствовал электрический стартер, не было освещения и звукового сигнала. Впоследствии на АМО-Ф15 появилась кабина с жесткой крышей, в салон переместились рычаги переключения передач и ручного тормоза. После 1928 года машины получили долгожданный электрический стартер, сигнал и освещение, а бензобак вновь переместился под капот. Таким образом, за сравнительно недолгую конвейерную жизнь этот небольшой грузовик пережил три модернизации.

Про 3-тонный White на заводе тоже не забыли. Его конструкцию тщательно переработали и передали на Ярославский завод. Там грузовой автомобиль выпускался с 1925 года, его назвали Я-3. По своей сути он стал родоначальником всех довоенных ЯГ-ов.

В 1925 году Автомобильное Московское Общество переименовали в 1-й Государственный автомобильный завод. А в 1927 году этот завод возглавил небезызвестный И.А.Лихачев (сейчас это Завод имени  Лихачева, или попросту ЗИЛ). Предприятие на то время находилось под полным подчинением автотреста, который и принял решение о его полной реконструкции. Производство тем временем постепенно возрастало и модернизировалось. Так  в 1930 году завод закупил лицензию на производство американского грузовика Autocar-5S грузоподъемностью 2,5 тонны. Далее этот грузовик планировали серийно поставить на конвейер.

Первенец завода АМО производился вплоть до 1931 года. Все это время шасси АМО-Ф15 служило не только для изготовления грузовых автомобилей. На его базе выпускались пожарные автомобили, автобусы, штабные автомобили, бронеавтомобили и даже фургоны для перевозки денег.