Lotus Seven: британский легкоатлет

Спортивному авто не обязательно быть дорогим и мощным. Даже весьма доступную модель можно сделать очень быстрой, что и доказал основатель Колин Чэпмен. Он создал знаменитый , который стал по-настоящему культовым и создал целый новый класс автомобилей.

Lotus MkI 1948 года

В молодости Энтони Колин Брюс Чэпмен увлекался любительскими клубными гонками – триалом. Их особенность состоит в том, что пилоты соревнуются на самодельных машинах, собранных из узлов и агрегатов доступных бюджетных автомобилей. Свое первое творение, MkI, Чэпмен собрал в 1948 году в гараже из деталей старого Austin 7. Конструкция оказалась очень удачной и британец сразу выиграл на MkI две гонки. Затем последовал новый MkII. Даже когда Колин поступил на службу в Королевские ВВС, то не отказался от хобби. Наоборот, там он обрел опыт работы со сверхлегкими материалами – такими, как алюминиевые сплавы. Свои знания он использовал при разработке новых моделей – MkIII, MkIV и MkV. Постепенно к нему начали обращаться другие гонщики с просьбой купить гоночный автомобиль. Конструктор продал несколько машин, а в 1952 году зарегистрировал компанию Lotus Engineering Company.

Lotus MkVI начали продавать в разобранном виде

Особенно успешным стал новый Lotus MkVI, созданный в соответствии с лозунгом Колина Чэпмена – «Динамика благодаря малому весу». В основе двухместного кабриолета лежала легкая (25 кг) стальная пространственная рама, к которой крепились кузовные панели из алюминиевых сплавов. Двигатель Ford предлагали в нескольких вариантах по мощности. Флагманские 50-сильные версии достигали 150 км/ч.

Заказы на MkVI посыпались, но Чэпмен понял, что у маленькой фирмы возможностей наладить производство в больших масштабах у него нет. И тогда ему в голову пришла гениальная идея – продавать часть машин в разобранном виде (так называемые kit cars). Покупателю привозили комплект запчастей и он сам собирал Lotus. Интересно, что в этом случае кузов продавали неокрашенным, предоставляя владельцу возможность самому выбрать цвет. Таким образом, удалось не только выполнить все заказы, но и снизить стоимость автомобиля. Из сотни выпущенных MkVI более 80 продали именно в виде машинокомплектов.

Lotus Seven представили в 1957 годуПервые автомобили оснащали «четверками» Ford, MG, Austin-Healey и Coventry-Climax

В 1957 году дебютировал новый Lotus Seven, представлявший дальнейшее развитие MkVI, но с использованием деталей от болида Lotus Формулы-2. Он был приспособлен как для гонок, так и для повседневного использования. Автомобиль отличался простой конструкцией. Он достигал всего 3,3 м в длину при высоте менее метра. Разработчики сохранили открытые колеса с крыльями мотоциклетного типа и откидное лобовое стекло. Стиль салона был весьма спартанским – никакой отделки, кресла без регулировок, отсутствовали даже двери. Зато установили трубчатый каркас безопасности. Масса Seven составила всего 400 кг. На выбор предложили несколько четырехцилиндровых двигателей – Ford (1,2 л 40 л. с. и 1,5 л 47 л. с.), MG (1,5 л 63 л. с.), Austin-Healey (1,0 л 46 л. с.) и Coventry Climax (1,1 л 85 л. с. и 1,5 л 126 л. с.). С 4-ступенчатой «механикой» самый мощный Seven достигал 160 км/ч Детали подвески позаимствовали у седана Standard, а в качестве опции предложили дисковые тормоза. И все это по весьма демократичной цене в 550 фунтов – на уровне бюджетного Mini.

«Седьмая» модель стала очень удачной, покупатели сразу за ней потянулись. Ежегодно продавали по 150 машин, причем большую их часть – в разобранном виде. Lotus Seven ценили не только за неплохую динамику, но и за отточенную управляемость благодаря низкому центру тяжести. К тому же, Seven был неприхотливым, а запчасти к нему было нетрудно отыскать.

Lotus Super Seven оснастили 1,5-литровым 126-сильным моторомСалон автомобиля отличался спартанским стилемLotus Seven S2 1961 годаВ основе автомобиля лежала легкая трубчатая рамаКомпактный кабриолет весит всего 400 кгLotus Seven S3 1968 года

В Lotus не почивали на лаврах и каждый год совершенствовали свое творение. Уже в 1958 году представили версию Super Seven, оснащенную 1,5-литровым 126-сильным мотором. Такой кабриолет разгонялся до 100 км/ч за 7,1 с – так же быстро, как легендарный Jaguar E-Type. Максимальная скорость достигла 180 км/ч. Два года спустя представили обновленный Seven S2, а в 1968 году – S3. От оригинальной модели они отличались дизайном фар, передних крыльев и решетки радиатора. Мощность базового мотора подняли до 66 л. с.

Lotus Super Seven 1970 годаLotus Seven S4 1971 года

Тем временем Колин Чэпмен уже работал над более совершенными Lotus Elite, Elan, Europa, а также создавал успешные болиды Формулы-1. Поэтому когда британское правительство увеличило налоги на машинокомплекты, в Lotus решили отказаться от Seven. Но не отправили его на «пенсию», а просто продали в 1973 году лицензию компании Caterham. Она выпускает Seven и поныне.

Современный наследник Lotus Seven – Caterham CSR 260

Конечно, за полвека конструкция модели изменилась. Теперь базовая модификация Caterham 7 оснащена 1,6-литровой 135-сильной «четверкой», а версия CSR 260 получила 2,0-литровый 310-сильный турбомотор от Ford Focus ST. Она способна разогнаться до 100 км/ч за 3 с и развить 250 км/ч. В конструкции широко использован карбон, а за доплату предлагают мягкую крышу, отопитель и самоблокирующийся дифференциал.

Irmscher 7 Turbo – немецкий собрат SevenMitsuoka Zero 1 выпускали в ЯпонииWestfield Aerosport 2007 года

Lotus Seven стал действительно культовым и у него появились последователи в других странах. В соответствии с концепцией Seven, создали около 160 различных моделей. Например, в Германии выпускают Irmscher и Dax Rush, в Швейцарии – Hauser, в Японии – Mitsuoka, в Великобритании – Westfield, в Испании – Aznom. Даже в Украине создают аналоги Lotus Seven.

Купе Donkevoort D8 GT собирают в Нидерландах

Мощность некоторых авто превышает 300 л. с. Особо скоростными являются творения компании Donkevoort. По мотивам Seven голландцы создали даже двухместное купе D8 GT с поднимающимися вверх дверьми. Динамика – на уровне лучших спортивных моделей: 2,5-литровым 380-сильным турбомотором от Audi TT RS оно разгоняется до 100 км/ч за 2,7 с и достигает 280 км/ч.

Созданный в 1957 году Lotus Seven продолжает жить и развиваться даже полвека спустя. Его не собираются снимать с производства, а его близнецы существуют во многих странах мира.