Ford GT40: американский прорыв в гонках

На днях в кинотеатрах вышел новый голливудский фильм «Аутсайдеры» (Ford против Ferrari). В его основе  лежат реальные события – одно из самых известных противостояний в автоспорте второй половины ХХ века.

Так сложилось исторически,  что самые престижные гонки проходят в Европе, поэтому многие американские и азиатские команды старались показать себя не только на родине, но и в Старом свете. В начале 60-х годов автомобили Ford неплохо проявляли себя в соревнованиях. Серийные купе Galaxie доминировали в кузовном чемпионате NASCAR, а в чемпионате GT успешно выступали Ford Shelby Cobra.

Но для выхода на наивысший международный уровень нужны были более совершенные модели – специально созданные спортпрототипы. Глава концерна Ford Motor Генри Форд II мечтал о громких победах в соревнованиях на выносливость – таких, как знаменитая 24-часовая гонка в Ле-Мане, что во Франции.

В то время королями Ле-Мана были красные «жеребцы» Ferrari. Итальянская компания испытывала финансовые затруднения и Энцо Феррари выставил свое детище на продажу. В Ford решили приобрести Ferrari и предложили баснословную, по тем временам, сумму – 18 миллионов долларов. По началу гордый итальянец согласился, тем более, что его решили оставить почетным президентом Ferrari. Но в последний момент Энцо узнал, что не сможет принимать решений без консультаций с руководством Ford, то в грубой форме выставил американцев за двери офиса.

Естественно, такое поведение Феррари очень разозлило Генри Форда II, и он решил доказать, что самостоятельно сможет достичь успехов в гонках. А для этого нужно победить красные болиды в Ле-Мане. Так в Ford открыли новую гоночную программу по созданию спортпрототипа.

Lola MkVI GT 1963 года — предшественник Ford_GT40

Прототип Ford_GT40, 1963 годВ 60-х постепенно начали доминировать начали среднемоторные модели, но у Ford не было опыта их создания. Поэтому за помощью обратились к британской компании Lola, которая уже строила болиды с использованием агрегатов Ford. К 1963 году совместными усилиями создали обтекаемое купе и кабриолет, названные GT40. Цифровой индекс указывал на небольшую высоту – 40 дюймов (1030 мм). В основе GT40 лежал стальной монокок, к которому крепились стеклопластиковые кузовные панели. Таким образом удалось сделать автомобиль легким – 907 кг. Знакомый по Ford Mustang 4,7-литровый V8 доработали и подняли его мощность до 385 л. с., а в паре с ним работала 5-ступенчатая механическая трансмиссия. Конечно, были установлены независимая подвеска и дисковые тормоза всех колес.

В основе среднемоторного купе лежит стальной монококFord_GT40 1964 года

GT40 испытывали год: на тестах купе развивало 315 км/ч и разгонялось до 160 км/ч за 9 с. В апреле 1964 года несколько машин привезли на тесты в Ле-Ман. Это чуть не обернулось трагедией: на длинных прямых «носу» автомобиля не хватало прижимной силы. Один GT40 разбился, а другой был серьезно поврежден. В срочном порядке болиды отправили в Великобританию на доработку – им изменили дизайн передней части, что решило проблему. Но полностью от «детских болезней» избавиться не удалось. Во время дебютной 24-часовой гонки GT40 были очень быстрыми, но все сошли из-за технических проблем.

Кабриолет Ford_GT40 Roadster 1965 года«Корму» венчает заостренный спойлер

Это была настоящая катастрофа, но Генри Форд II не привык сдаваться. Просто конструкция была еще очень сырой. Тогда руководство Ford решило обратиться к своему давнему партнеру Кэроллу Шелби. Техасец взялся за доработку модели и в феврале 1965 года GT40 добыл свою первую победу на Гран-при в Дайтоне. Но Ле-Ман снова не покорился – GT40 установили рекорд круга в гонке, но до финиша не доехали.

Ford_GT40 MkII 1966 года

Главное отличие GT40 MkII – 7,0-литровый 485-сильный мотор

Новый сезон 1966 года команда Ford встретила во всеоружии. От развития кабриолета отказались и сконцентрировались на купе. Проблемы с надежностью удалось решить, что показало первое место в гонке в Себринге. А к Ле-Ману же подготовили обновленный GT40 MkII. К его созданию Шелби подошел чисто по-американски: установил под капотом огромный 7,0-литровый V8. Купе стало тяжелее на 150 кг, но это компенсировалось серьезной мощностью – 485 л. с. На прямых болиды Ford без труда развивали 340 км/ч. С такими монстрами конкурировать было невозможно: GT40 заняли первое, второе и третье места, причем были так близко, что победителя определял фотофиниш. Триумфовал экипаж Криса Эймона и Брюса МакЛарена. Затем Ford продолжил победоносную ходу на Гран-при в Дайтоне и Реймсе, что позволило команде выиграть чемпионат мира. Генри Форд II ликовал, он доказал Энцо Феррари, что его автомобили лучше.

В 1966 году Ford таки смог побороть FerrariПобедный финиш Ford_GT40  в Ле-Мане, 1966 год

Отметить победу решили семью дорожными MkIII. Они отличались более мягкой подвеской, двухместным салоном, наличием багажника отопителя и радио. Мощность 4,7-литрового мотора снизили до 335 л. с., но динамика все равно была отличной – 5,3 с до 100 км/ч и максимальные 265 км/ч. Автомобиль стоил 18 500 долларов, то есть дешевле дорожных Ferrari и Lamborghini.

Ford_GT40 MkIII – дорожный вариант купеСалон GT40 MkIII отличался улучшенной отделкой, наличием отопителя и радиоFord GT40 MkIV 1967 года и его отец Кэролл ШелбиFord GT40 MkIV достигал 354  км/ч

Американцы ликовали, но решили не останавливаться на достигнутом. На следующий год подготовили улучшенный GT40 MkIV. Его проектировали уже без участия Lola. В Детройте создали полностью новый кузов – более обтекаемый и с лучшей прижимной силой. В конструкции были широко использованы алюминиевые сплавы, поэтому массу снизили до 1000 кг. Мощность 7,0-литрового мотора выросла до 500 л. с., а максимальная скорость достигла 354 км/ч. MkIV повторил успех в Ле-Мане – на сей раз победителями стали американские звезды автоспорта Дэн Гарни и Энтони Фойт. Ford также победил в 12-часовой гонке в Себринге.

Со сверхмощными американскими автомобилями было трудно бороться на трассе, и тогда соперники пошли другим путем. В Международной федерации автоспорта постановили ограничить объем двигателей спортпрототипов на отметке в 5,0 л. После этого в Ford решили прекратить развитие программы GT40 так, как она была весьма затратной.

Ford GT40 MkI Gulf побеждал в Ле-Мане в 1968 и 1969 годах

Но болиды Ford не покинули гонки, их продолжали использовать частные команды. Особенно успешными оказались GT40 британца Джона Уайера. Он приобрел взял стандартные купе 1965 года, улучшил их аэродинамику и установил новый 5,0-литровый V8 мощностью 425 л. с. Так получился GT40 MkI Gulf. В 1968 году он повторил успех в Ле-Мане с Педро Родригесом и Люсьеном Бьянчи за рулем. Кроме того, команда Ford снова победила в чемпионате мира. Покорился Ле-Ман и в 1969 году. Интересно, что четвертый триумф в круглосуточной гонке принесли уже другие пилоты (Жаки Икс и Джек Оливер), но они использовали тот же автомобиль, что и их предшественники. Шасси и двигатель без труда выдержали два 24-часовых марафона.

Современная копия Ford GT40Ford GT – современная вариация на тему GT40

В 1970 году Ford GT40 отправили на заслуженный отдых, ведь конкуренты стали мощнее и быстрее. Купе вошло в историю, как один из самых успешных гоночных автомобилей своего времени, оно стало символом целеустремленности и воле к победе. Всего выпустили 107 машин, но коллекционерам этого показалось мало, и за ними началась настоящая охота. Даже сейчас многие специализированные компании выпускают копии GT40. А в 2005 году появилось купе Ford GT, которое внешне является практически копией знаменитого предка.