Гран-при Львова: юбилей Формулы-1 в Украине

Гонки Формулы-1 – вершина мирового автоспорта. Для украинцев это что-то недостижимое, ведь в нашей стране эти соревнования не проводят. Но мало кто знает, что в 30-х годах на территории Украины проходили гонки столь высокого уровня. Гран-при принимал Львов, который, в то время находился в составе Польши. В нынешнем году гонка празднует свое 90-летие.

Трассу назвали Львовским треугольником

О Гран-при Львова долгое время умалчивали – при советской власти предпочитали молчать о соревнованиях аристократов на территории Украины. Информации об этих гонках очень немного, даже западные историки мало что о ней знают. Почти не осталось и документальных свидетельств тех событий.

Вообще, в Галичине автогонки не были в диковинку. Первые соревнования прошли еще в 1925 году между Стрыем и селом Великая Воля. Расстояние свыше 40 км первым преодолел поляк Генрик Лифельдт на Austro Daimler. Со временем дистанцию гонки продлили до Львова, а в 1927 году родилась идея провести Гран-при по улицам города. Интересно, что знаменитую городскую гонку в Монте-Карло задумали только в 1928 году, но воплотили в жизнь быстрее, а потому она состоялась раньше.

Часть гоночной трассы проходила по трамвайным рельсам

Трассу Гран-при Львова длиной 3041 м проложили про брусчатке улиц Стрыйской, Гвардейской и Витовского. За характерную форму ее назвали львовским треугольником. Как и сейчас, 75 лет назад дороги были покрыты брусчаткой. Даже в современных автомобилях не слишком комфортно ездить по мостовой. Что уж тогда говорить о гоночных болидах 30-х годов с узкими шинами. Следует также отметить немалый перепад высот, а также тот факт, что 800 м трассы проходило по трамвайным рельсам, которые в дождь становились очень скользкими.

Первая гонка во Львове прошла 8 сентября 1930 года. Ведущие гоночные ассы в Галичину не приехали, так как в тот же день проходил гораздо более престижный Гран-при в итальянской Монце. Тем не менее, посмотреть на соревнования пришли около 50-60 тыс. львовян (это при том, что население города в те годы составляло примерно 300 тыс. человек).

Трибуны всех вместить не смогли, да и билеты оказались недешевыми: от 5 до 90 злотых тогда, как сутки в отеле стоили всего ползлотого. Поэтому большинство зрителей расположились просто на тротуарах. Некоторые предприимчивые жители Львова сдавали в аренду свои балконы. Кстати, именно так сейчас поступают владельцы квартир в Монте-Карло во время Гран-при Формулы-1.

Несмотря на столь большое количество зрителей, безопасность гонки была организована на высшем уровне. По периметру трассы дежурили 500 полицейских. Автодром также тщательно обгородили мешками с песком (его привезли целых 400 тонн) и закупили самые современные хронометры и электрооборудование. На Гран-при Львова не произошло ни одной серьезной аварии, что для довоенных гонок считалось почти чудом. Ведь тогда пилоты нередко погибали или получали тяжелые травмы.

Генрик Лифельдт-первый победитель Гран-при Львова

На старт первой гонки вышли только пять экипажей. В отсутствие серьезных конкурентов победителем стал Генрик Лифельдт. За рулем нового Austro Daimler ADR6 Sport со 100-сильной 3,0-литровой «шестеркой» он без труда преодолел сто кругов дистанции и на 14 секунд опередил Мауриция Потоцкого на Bugatti Type 35B.

Mercedes-Benz 710 SSK 1928 годаAustro-Daimler ADR6 Sport 1930 годаAlfa-Romeo 8C 2300 Monza 1930 годаMercedes-Benz SSKL 1930 года

Уже в 1931 году Гран-при Львова обрело международный статус и было включено в календарь чемпионата Formula Libre. Чтобы оно не пересекалось с гонкой в Монце, его перенесли на июль. Гонщиков в пелотоне было уже семь: большинство из них использовали болиды Bugatti, а вот немецкий асс Ганс Штук стартовал на новейшем Mercedes-Benz SSK. Это творение Фердинанда Порше с 7,1-литровым 225-сильным двигателем достигало 200 км/ч. Неудивительно, что он отпраздновал заслуженную победу.

Bugatti Type 51 1931 годаГанс ШтукРудольф Караччиола

В 1932 году участников стало еще больше и их разделили на два класса – спортивные и гоночные автомобили. Ганс Штук привез во Львов новейший 300-сильный Mercedes-Benz SSKL. Но и конкуренты не дремали. Главным соперником Штука стал еще один немец – лучший гонщик 30-х годов, многократный чемпион Европы Рудольф Караччиола. Он пилотировал Alfa Romeo 8C 2300 Monza – пусть не столь мощный (180 л. с.), но зато гораздо более легкий, чем Mercedes-Benz. Болиды на улицах Львова разгонялись до 160 км/ч и преодолевали круг со средней скоростью в 90 км/ч. Правда, борьбы двух титанов не получилось – Штук сошел с дистанции из-за пробитого радиатора и Караччиола отпраздновал победу. Впрочем, пилот не считал триумф легким и позже признался, что Гран-при Львова стал одной из самых сложных и изнурительных гонок в его карьере. А трасса в столице Галичины, по мнению Караччиолы, получилась не хуже, чем в Монте-Карло.

Ганс на Mercedes-Benz SSK победил в Гран-при Львова 1931 годаBugatti Type 35 на улицах ЛьвоваРудольф Караччиола  в Гран-при Львова 1932 года

Год спустя количество участников Гран-при Львова достигло уже 17. Штук и Караччиола на этот раз не принимали участие потому, что гонка совпала во времени с Гран-при Франции. Зато одним из участников гонки стал легендарный Пьер Вейрон (именно в его честь назван сверхскоростный Bugatti Veyron). Посетители смогли увидеть и Alfa Romeo 8C 2300, и Bugatti Type 51, и Mercedes-Benz SSKL, и Maserati 4CM. На старт, кстати, вышли три женщины, что было редкостью для тех лет.

В классе гоночных авто победу праздновал норвежец Ойген Бйорнстад. Он стал автором настоящей сенсации, так как умудрился проехать все 100 кругов без пит-стопа. Пилот не хотел делать дозаправку, так как понимал: она займет очень много времени и он потеряет лидерство. Тем более, что регламент требовал заглушить двигатель в боксах, а завести его снова было нелегко. Никто не мог понять, как его Alfa Romeo получился столь экономичным. Лишь полвека спустя Бйорнстад сознался, что установил на болиде дополнительный бензобак.

Старт Гран-при Львова-1933 годаВ наши дни Leopolis Grand Prix - ралли ретро-авто

После 1933 года гонки во Львове не проводили. Поначалу Гран-при планировали и на 1934 год, но из-за экономического кризиса от его проведения пришлось отказаться. Соревнования пытались возродить в 1937 году, но болиды тогда стали мощнее и быстрее, а потому понадобилась  модернизация трассы. У львовских властей денег на это не оказалось.

Для своего времени Гран-при Львова был действительно уникальной гонкой. Неудивительно, что ее чтят в наши дни и ежегодно во Львове проходит ралли ретро-автомобилей Leopolis Grand Prix.