Facel Vega: французский эксклюзив

В первой половине ХХ века Франция славилась многочисленными марками премиум-сегмента. Компании Bugatti, Delage, Delahaye и Talbot были образцами роскоши и стиля. Однако к середине 50-х почти все они стали банкротами и французский автопром сделал ставку на массовые модели. Тем не менее, у них все же появились последователи – компания Facel Vega.

Facel (Forges et Ateliers de Construction d'Eure-et-Loir – конструкторское бюро металлических работ департамента Эр и Луар) основал в Париже бизнесмен Жан Данино в  декабре 1939 года. Поначалу она выпускала детали для авиации, а затем наладили производство кузовов бронемашин и даже начали собирать реактивные двигатели. До 1950 года бизнес набрал обороты – открыли четыре завода, а штат компании вырос до 2000 человек.

Bentley MkVI Fаcel 1951 годаFord Comete 1953 года в кузове Fаcel

На Facel начали поступать заказы и от автомобильных компаний – здесь собирали кузова для различных моделей Ford, Panhard и Simca. Однако Жан Данино хотел выпускать роскошные автомобили. В 1951 году на Парижском автосалоне он представил купе Bentley Facel с элегантным кузовом собственной конструкции. Всего изготовили лишь шесть таких автомобилей, которые теперь являются настоящими коллекционными ценностями.

Затем руководитель Facel с своей командой взялся за разработку настоящего французского купе класса Gran Turismo, которое бы оставило далеко позади зарубежные аналоги. Брат Жана Пьер (известный французский писатель) придумал для автомобиля лирическое название Vega – в честь самой яркой звезды созвездия Лиры.

Одной из главных проблем стал поиск двигателя. В послевоенной Франции ввели налог на роскошь, распространявшийся на все моторы мощностью свыше 70 л. с. Это привело к тому, что к началу 50-х не выпускали двигатели объемом больше 2,0 л. И тогда Жан Данино обратил свои взоры за океан. Он понимал, что основные покупатели нового купе будут именно в США, поэтому и выбрал один из самых инновационных V8 того времени – 4,5-литровый 170-сильный Chrysler Hemi с полусферическими камерами сгорания. Таким образом, в США облегчалось обслуживание нового автомобиля, да и во Франции в то время существовало европейское подразделение Chrysler-Simca с развитой сетью сервисных центров. Данино назвал франко-американским Gran Turismo.

Первый Fаcel Vega FV1 1954 года

Первые прототипы были готовы к началу 1954 года, а показать купе решили в июне на родном Парижском автосалоне. И не прогадали: посетители сразу им заинтересовались. Facel Vega выглядел очень по-американски: обтекаемые формы, панорамное лобовое стекло, кузов типа хардтоп без центральной стойки крыши. Огромная радиаторная решетка была полностью покрыта хромом, а по ее бокам разместили «двухэтажные» фары.

Fаcel Vega FV2B 1956 годаДизайн выполнен в американском стиле

Первый Facel Vega FV1 достигал 4,5 м в длину и весил 1800 кг. Мощная «восьмерка» позволяла достигать 190 км/ч и разгоняться до 100 км/ч за 10,5 с. На выбор предлагали 2-ступенчатый «автомат» Chrysler TorqueFlite с кнопками вместо рычага либо европейскую 4-ступенчатую механическую трансмиссию. Инженеры спроектировали современное шасси с трубчатой стальной рамой и независимой передней подвеской.

Салон декорировали дорогой кожей и ореховым деревом. Вертикальная центральная панель с циферблатом часов и тумблерами напоминала щиток приборов в кабине самолета. Оригинально выполнили перчаточные ящики – их расположили в дверях.

В отделке салона использованы кожа и деревоДвигатель V8 поставлял Chrysler

Цену установили на отметке в 7000 долларов (как 67 тыс. долларов сейчас), то есть дешевле, чем большинство Ferrari и Bentley. До конца года удалось собрать 46 купе и только 7 кабриолетов. Уже в начале 1955 года появился FV2 с 4,8-литровым 200-сильным V8 Hemi, 3-ступенчатой автоматической трансмиссией и удлиненной на 40 мм колесной базой для большего внутреннего пространства. В 1957 году показали FV3 мощностью 255 л. с., а несколько месяцев спустя подготовили 5,8-литровый 325-сильный вариант FV4, способный развить 218 км/ч. Всего за три года выпустили около 350 автомобилей.

Fаcel Vega FV4 1957 года

В 1958 году представили модернизированную версию купе – HK500. Под ее капотом установили 6,2-литровый V8 мощностью 360 л. с., позволяющий достичь 240 км/ч. Впервые появились и дисковые тормоза всех колес. О качествах автомобиля говорит тот факт, что гоночные ассы Стирлинг Мосс и Морис Тринтиньян приобрели НК500, чтобы путешествовать от одного Гран-при к другому. Действительно, Facel Vega как нельзя лучше подходил для дальних поездок в комфорте. Управление автомобилем облегчал гидроусилитель руля, а расход топлива составил 16,3 л/100 км. Несмотря на возросшую до 10 тыс. долларов цену, продали 463 HK500.

Fаcel Vega HK500 1958 годаСедан Facel Vega Excellence, 1958 год

Вместе с НК500 представили еще одну новинку – оригинальный седан Facel Vega Excellence. Длинный 5,2-метровый автомобильне имел центральной стойки крыши, как и купе. Мало того, его двери были распашными. А задние крылья в американском стиле украсили длинными килями-плавниками. Комплектация включала радио, кондиционер и электростеклоподъемники, а специально для дам в заднем подлокотнике предусмотрели отдел с набором для макияжа и двумя флаконами духов. В спинках передних сидений расположили оригинальные подставки для ног пассажиров второго ряда. Стоил такой автомобиль 12 800 долларов – на уровне лимузинов Cadillac и Rolls-Royce.

С Excellence связана довольно интересная история. Жан Данино решил договориться с его представителями, чтобы продавать в США свой седан, как Packard Excllence. Однако против этого неожиданно выступил Mercedes-Benz. Дело в том, что немецкая компания долгое время не имела официального представительства в США, а продавала автомобили через дилерскую сеть Studebaker-Packard. Таким образом, Mercedes-Benz избавился от нежелательного конкурента. В итоге Excellence так и не попал в Америку и за четыре года продали всего 156 седанов.

Facel II 1962 года

Из-за неудавшегося американского контракта и малоприбыльности бизнеса над Facel Vega нависла угроза банкротства. Правда, это не помешало представить абсолютно новую модель Facel II. Она отличалась более утонченным дизайном. Несмотря на тяжелый двигатель и увеличенную на 150 мм длину, купе весило 1880 кг – меньше, чем НК500. Версия с «автоматом» оснащалась все тем же 360-сильным мотором, а вот для варианта с механической трансмиссией выбрали V8 мощностью 390 л. с.  Максимальная скорость Facel II составила 247 км/ч. Существовали более быстрые спорткупе и более комфортабельные седаны. Но трудно было найти автомобиль, который бы столь удачно сочетал эти качества. Facel II мог часами поддерживать скорость 160 км/ч на трассе.

Всего произвели около 180 Facel II и значительную их часть приобрели знаменитости. Среди его владельцев были  шах Ирана Мохамед Реза-Пехлеви, несколько арабских шейхов, король Марокко Хасан II, принцесса Монако и известная актриса Грейс Келли, император Камбоджи Сиханук, президент Мексики Густаво Диаз. Автомобиль пришелся по душе также представителям искусства – актерам Тони Кертису, Эве Гарднер и Джоан Коллинз, художнику Пабло Пикассо, дирижеру Герберту фон Караяну, барабанщику The Beatles Ринго Старру.

Однако репутацию модели подпортил тот факт, что именно в Facel Vega разбился при невыясненных обстоятельствах выдающийся французский писатель Альбер Камю. Из-за неполадок в рулевом управлении автомобиль на максимальной скорости врезался в дерево. Лишь в наши дни стало известно, что катастрофу подстроили агенты КГБ.

Facellia позиционировали, как более доступную модель

Поскольку большинство Facel Vega оставались доступными лишь для сильных мира сего, Жан Данино решил создать более дешевую модель, которая стала бы популярной на родном французском рынке. Так появился компактный Facellia, с виду очень напоминавший уменьшенный Facel II и позаимствовавший у него часть кузовных деталей. На выбор предложили купе и кабриолет. Двигатель в этот раз решили создать самостоятельно. «Четверка» объемом 1,6 л оказалась весьма современной – с двумя распредвалами в головке блока цилиндров. Мощность достигала 115 л. с. и легкому автомобилю вполне хватало ее, чтобы разгоняться до 100 км/ч за 12 с и развивать 170 км/ч. Но мотор стал ахилессовой пятой Facellia: он перегревался, часто перегорали поршневые кольца и нередко уже после 60 тыс. км пробега двигатель приходил в полную негодность. На предприятие посыпались жалобы от сотен владельцев первых Facelia. С 1963 года начали устанавливать 1,8-литровый 108-сильный мотор Volvo, а мелкими сериями выпускали и модификацию Facel 6 с 2,8-литровой «шестеркой» мощностью 150 л. с. Ситуация кардинально изменилась: объемы продаж значительно выросли и приблизились к отметке  2 тыс. штук.

Купе Facel III с 2,8-литровым двигателемКабриолет Facel III 1964 года

Однако успех Facelia пришел слишком поздно – компания уже обанкротилась. В конце 1964 года производство автомобилей прекратили и объявили о самоликвидации. Таким образом, Facel Vega, как сверхновая звезда, горела ярко, но недолго. Всего выпустили около 2900 машин. Тем не менее, Жану Данино удалось создать автомобиль, которым гордилась Франция и который продолжил славу довоенных марок.