Ники Лауда: прощание с легендой

Печальная новость пришла из Швейцарии: на 71-ом году жизни скончался легендарный гонщик, трехкратный чемпион мира в Формуле-1 Ники Лауда. Это один из немногих пилотов, кто прославился не только на гоночном треке, но и вне его.

Ники Лауда

Андреас Николаус Лауда родился 22 февраля 1949 года в очень зажиточной семье из Вены. Его дед был известным австрийским промышленником и поначалу родные считали, что Ники пойдет по его стопам. Он получил качественное образование, однако интерес проявил не к финансам, а к автогонкам.

Родителям Ники такое увлечение сына совсем не понравилось, они считали его несерьезным и опасным. И когда парень заявил, что станет профессиональным автогонщиком, его попросту лишили финансового обеспечения.

Но Лауда не сложил руки и продолжил участвовать в гонках. Чтобы попасть в команду March Формулы-2 ему пришлось взять кредит в банке на 30 тыс. фунтов стерлингов. Ники неплохо себя проявил и даже заслужил право дебютировать за March в Формуле-1 – на родном Гран-при Австрии 1971 года.

Ники Лауда дебютировал в Формуле-1 на болиде March

Затем точно так же Лауда взял ссуду, чтобы оплатить место за рулем болида BRM в Формуле-1. Австриец смог неплохо себя проявить и занял пятое место на Гран-при Франции. В 1974 году партнер Лауды по BRM Клей Регаццони решил перейти в Ferrari и похвалил новичка в разговоре с Энцо Феррари. Тот, не долго думая, решил пригласить в итальянскую конюшню и Ники.

В сезоне 1973 года Лауда выступал за BRM

В Ferrari Лауда сразу раскрыл свой талант и заслужил уважение итальянских фанатов, ведь уже в первом Гран-при Аргентины он финишировал вторым. Гонщик часами общался с инженерами команды и подолгу тестировал автомобиль, а еще активно тренировался в спортзале. Трудно поверить, но в 70-х далеко не все пилоты следили за своей физической формой. Уже в Испании австриец отпраздновал победу. Итог сезона 1974 года – 4 место в общем зачете чемпионата.

Ники Лауда и Клей Регаццони вместе с Энцо Феррари

На 1975 год в Ferrari подготовили абсолютно новый болид 312T и Ники Лауда не мог этим не воспользоваться. Он буквально ворвался в мировую элиту автостпорта. Пять побед и три финиша на подиуме обеспечили 26-летнему гонщику победу в чемпионате мира.

За рулем Ferrari 312T Ники Лауда добыл первый чемпионский титул в 1975 году

Сезон 1976 года Лауда начал триумфально – четыре победы и два «серебра» в первых шести гонках. Однако на этот раз у него появился достойный соперник – Джеймс Хант на McLaren. Противостояние Ханта и Лауды вошло в книги по истории автоспорта. Мало того, об этом даже сняли фильм «Гонка». В то время как австрийский гонщик пилотировал более взвешено и аккуратно, британец был поклонником агрессивной и рискованной езды. Два пилота отличались не только гоночным стилем, но и характером. В то время, как Джеймс Хант любил шумные вечеринки и алкоголь, Лауда был более сдержанным и замкнутым в себе.

Соперничество Лауды и Ханта вошло в историю

Первая половина чемпионата осталась за Ники Лаудой, однако затем во время Гран-при Германии произошла трагедия. На знаменитом автодроме Нюрбургринг Ferrari австрийца стал участником столкновения и загорелся. Пилот оказался в ловушке, ведь не мог покинуть болид. Гонщик March Артуро Мерцарио, рискуя жизнью, спас Лауду.

Ожоги австрийца были очень тяжелыми, но гораздо страшнее оказалась травма легких. Ники долго пролежал в коме и никто не верил, что он вообще когда-нибудь сядет за руль болида. Однако уже через полтора месяца пилот вернулся на Гран-при Италии.

Лауда вернулся в кокпит болида через полтора месяца после страшной аварииНики Лауда в первой гонке после травмы – Гран-при Италии 1976 года

Пока Лауда лежал в больнице, Хант наверстал упущенное, да и в первых гонках после травм австрийский пилот не мог соревноваться на прежнем уровне, ведь ездил, превозмогая боль. Перед финальным Гран-при Японии Ники опережал британца всего на три очка.

Гонка в Японии не заладилась сразу из-за сильного ливня. Лауда предлагал отменить, однако большинство пилотов его не поддержали. В итоге австриец сошел уже на втором круге, так как физически не мог гоняться в таких сложных условиях. Хант же финишировал третьим и выиграл чемпионат 1976 года с разницей в одно очко.

После аварии австриец стал активно ратовать за повышение безопасности в Формуле-1. В межсезонье он остаточно поправился и в новом сезоне 1977 года был непобедим. Три победы в Гран-при и шесть вторых мест позволили ему легко стать чемпионом мира во второй раз.

Однако отношения с Энцо Феррари у австрийца ухудшились и следующий год он начал в команде Brabham. Его зарплата стала рекордной – миллион долларов, однако болид оказался неконкурентоспособным. Тем не менее, Лауда смог добыть две победи и пять раз финишировать на подиуме. Особого упоминания заслуживает Brabham BT46B с огромным вентилятором сзади, вытягивающим воздух из-под днища и присасывающим автомобиль к асфальту. В 1979 году Лауда не стал ждать окончания сезона и объявил об уходе из Формулы-1. А вот в чемпионате ProCar на BMW M1 гонщик уверенно победил.

Brabham BT46B с огромным вентилятором сзадиЧемпионский BMW M1 ProCar Ники Лауды

Однако три года спустя Рону Денису из McLaren удалось убедить Ники Лауду вернуться в королевские гонки и не последнюю роль сыграла зарплата в 3 миллиона долларов. Критики язвили, что австриец вернулся только из-за денег и что он не в форме, однако уже в третьей гонке сезона Ники победил и заставил их замолчать.

В 1982 году Лауда вернулся в Формулу-1 как пилот McLaren

Правда, поначалу в McLaren не все шло гладко – переход на турбонаддув было чреват сходами и техническими неполадками. Хотя новые двигатели TAG-Porsche оказались очень мощными – 800-850 л. с. с 1,5 литров. Постепенно проблемы решили и пилоты McLaren стали непобедимыми – в чемпионате они боролись между собой. Ники Лауда в сезоне 1984 года добыл пять побед и четырежды финишировал вторым, но лишь на пол-очка обогнал партнера по команде Алена Проста.

Третий чемпионский титул австриец добыл в 1984 году

В 1985 году Лауда снова попал в серьезную аварию и сломал запястье. Пилот пропустил несколько гонок, но все же добыл победу в Нидерландах. По окончанию сезона австриец решил окончательно распрощаться с Формулой-1.

Покинув гонки, Ники Лауда открыл для себя новую сферу деятельности – открыл авиакомпанию Lauda Air. Поначалу она выполняла чартерные рейсы на небольших самолетах, однако уже с 1989 года начала выполнять перелеты из Вены в Сидней и Мельбурн на крупных лайнерах. Австриец наконец проявил себя не только как пилот, но и как успешный бизнесмен.

После ухода из Формулы-1 австриец основал авиакомпаниюВпрочем, и с автоспортом Лауда не порывал. В 1993 году он стал консультантом Ferrari, а затем на короткое время возглавил команду  Jaguar. Но особенно плодотворным оказалась должность неисполнительного директора в Mercedes GP. Сначала Лауда добился возвращения в Формулу-1 Михаэля Шумахера, а затем пригласил на его место Льюиса Хэмилтона. Именно британец принес Серебряным стрелам четыре чемпионских титула и лидирует в нынешнем сезоне.

Лауда долгое время был консультантом FerrariНики Лауда и Льюис Хэмилтон

В последние годы старые раны Ники Лауды нередко давали о себе знать и он долгое время проводил на лечении, но всегда следил за событиями в Формуле-1 и параллельно даже приобрел новую авиакомпанию LaudaMotion. Австрийца запомнят как талантливого расчетливого пилота с огромной силой воли.