Генри Форд: конструктор, магнат, гуманист

Генри Форд – отличный пример человека, который сделал себя сам. Хотя честь быть отцом автомобиля принадлежит не ему, именно он произвел настоящую революцию в отрасли и превратил моторизированный экипаж из роскоши в средство передвижения для среднего класса.

Генри Форд

Генри Форд родился 30 июля 1863 года в городке Спрингфилд (штат Мичиган) и был старшим в семье эмигранта из Ирландии Уильяма Форда. Уже с ранних лет у мальчика проявился инженерный талант. Когда отец подарил Генри часы, тот очень быстро освоил сложный механизм, научился разбирать и собирать их. В 15-летнем возрасте будущий магнат стал лучшим мастером-часовщиком в округе. Тяга к науке у него была настолько большой, что он пешком преодолевал 6 км до ближайшей школы.

Конечно, одаренного юношу не очень привлекала работа на ферме и он отправился покорять промышленный Детройт. Сначала он работал оператором станка, затем – обслуживал паровые машины. Параллельно парень учился в Детройтском бизнес-колледже. В 1888 году

 Способности и тяжкий труд дали результат и в 1893 году Форд становится главным инженером в компании «отца» электрической лампы Томаса Эдисона. Генри женился на Кларе Браянт. И у них родился сын Эдсел.

Ford Quadricycle 1896 года

Вскоре новой страстью Форда стал автомобиль. В свободное время он начал проводить эксперименты с бензиновыми двигателями, а в 1896 году собрал свой первый самодвижущийся экипаж – Ford Quadricycle. Небольшая двухместная повозка получила мотор мощностью всего 4 л. с. Она была надежной и неприхотливой, а главное, - дешевой. Генри удалось продать два Quadricycle по цене в 200 долларов.

Конструктор понял, что успех принесут не дорогие и эксклюзивные модели, а массовый автомобиль для народа. В 1899 году он основал свое первое предприятие Detroit Automobile Company. Но инвестор не захотел вкладывать деньги в дешевые машины. Компания так и не стала прибыльной, а в 1901 году прекратила существование. На смену ей пришла фирма Henry Ford Company, однако и она не принесла успеха.

Ford 999 1902 года

Форд не привык опускать руки и всегда говорил, что провал – это возможность начать все с начала. В 1903 году он зарегистрировал Ford Motor Company. Первые модели не пользовались большой популярностью, хотя гоночный Ford 999 прославился благодаря рекордной скорости в 147 км/ч. Инженер тем временем посвятил все время разработке полностью нового доступного автомобиля. Однажды он рассказал о своей мечте друзьям: «Я буду выпускать машины в огромных количествах. Они будут достаточно большие для семьи, но довольно компактные для индивидуального пользования. Они будут собраны из лучших материалов лучшими рабочими. Но они будут самыми дешевыми, чтобы каждый человек с пристойной зарплатой мог наслаждаться путешествиями за рулем по всему Божьему миру». Форд был настолько уверен в успехе, что даже начал строительство отдельного заводского цеха для сборки своего нового детища.

Ford T 1908 года

Под названием Ford T модель представили 1 октября 1908 года. Этот 3,4-метровый автомобиль отличался простотой конструкции. Так, у него не было водительской двери и передних тормозов, а 2,9-литровый двигатель развивал всего 20 л. с. и позволял развивать 65 км/ч.

Хотя были и интересные нововведения. Ford T стал первой в мире машиной с левым расположением руля, кузов выполнили из прочной ванадиевой стали (для этого Форд купил металлургический завод), установили ацетиленовые фары. Мотор мог работать как на бензине, так и на этиловом спирте.

Автомобильный конвейер – изобретение Генри Форда

Однако, главным достоинством Ford T стала его цена – 825 долларов (21 тыс. по современному курсу), то есть втрое меньше, чем у конкурентов. Естественно, покупатели выстроились за ним в очереди, и уже за первый год удалось продать 10 тыс. экземпляров. Это создало проблему: завод попросту не успевал удовлетворить высокий спрос. И тогда у Форда родилась идея внедрения конвейерного производства. Говорят, к этому решению его подтолкнула поездка на колбасную фабрику, где коровьи туши двигались по конвейерной ленте. Это изобретение широко применялось во многих отраслях, но именно Форд впервые использовал его в автомобилестроении.

Ford T 1924 годаГенри Форд с Ford Quadricycle и 10-миллионным Ford T

Нововведение позволило мгновенно нарастить объемы выпуска Ford T. В 1913 году  заводские цеха покинуло 200 тыс. автомобилей, а в 1915 – уже полмиллиона. Рекордным оказался 1924 год, когда собрали 2 миллиона Ford T. Заводы Ford Motor Company появились в Европе, Южной Америке и Австралии. Уменьшилась и себестоимость машины, поэтому цену снизили сначала до 440, а затем – и вовсе до 260 долларов.

Генри Форд получал огромные прибыли, но тратил эти деньги с умом. Например, поднял своим рабочим зарплату до 5 долларов в день (130 долларов по нынешнему курсу) – вдвое больше, чем на других автозаводах. Были введены 8-часовой рабочий день и пятидневная рабочая неделя, оплачиваемый отпуск и премии за рационализаторство и изобретения. Интересно, что Ford Motor Company начала набирать на работу женщин и чернокожих тогда, как многие фирмы отказывались это делать. Предприятие за свой счет содержало больницы и школы.

Нет, Форд не увлекался модными тогда идеями социализма, он даже профсоюзы не разрешил. Но бизнесмен всегда подчеркивал, что персонал – его главные партнеры и потому о них необходимо заботиться. Кроме того, именно рабочие стали покупателями Ford T, то есть финансово поддерживали родную компанию. По сути, именно благодаря Генри Форду они стали частью американского среднего класса.

Огромную долю своего капитала предприниматель отдавал на благотворительность. В частности, за его счет финансировались сразу несколько организаций, выступающих против войны и за разоружение. Возле Детройта бизнесмен создал музей и тематический парк. Сам он был довольно скромен в быту и мог годами носить один и тот же плащ. Однажды Генри Форд приехал в Великобританию и остановился в недорогом отеле. Когда же служащий на ресепшн спросил его, почему столь богатый магнат выбрал такой дешевый номер, тот спокойно ответил: «От этого я не перестану быть богатым магнатом Генри Фордом».

Трактор Fordson

В Первую мировую предприятия Ford начали выпуск авиамооров и противолодочных кораблей. В 1917 году Генри Форд с сыном Эдселом организовал предприятие по производству тракторов Fordson с мотором от Ford T. Они оказались очень успешными и вскоре заводы Fordson появились в Европе и СССР. Кстати, завод ГАЗ также строили при участии инженеров Ford и начинал он с лицензионного производства американских моделей.

Ford Tri-Motor

Мало кто знает, что Ford выпускал даже самолеты. Именно Ford Tri-Motor 1926 года считается первым успешным американским авиалайнером. Всего выпустили 199 этих 12-местных самолетов и они активно эксплуатировались как внутри США, так и на первых международных рейсах. Интересно, что некоторые Tri-Motor изредка летают и в наши дни.

Ford A 1928 года

Выпуск Ford T был прекращен в 1927 году и всего было собрано свыше 15 млн. машин этой модели. За ним последовал более совершенный Ford A с 40-сильным двигателем и первым в мире травмобезопасным лобовым стеклом. За четыре года выпустили 4,8 млн. автомобилей. Кстати, именно Ford A начали собирать на огромном предприятии Ривер-Руж в Дирборне – самом большом автозаводе в мире. Он функционирует и поныне.

ГАЗ-А 1932 года – лицензионная копия Ford AFord V8 1932 годаFord V8 1937 года

Настоящим прорывом стал Ford V8 – первый недорогой автомобиль с «восьмеркой». Если Ford T посадил американцев на колеса, то Ford V8 привил им любовь к мощности и скорости. Он стал прародителем сверхмощных и недорогих американских авто. Поначалу 3,6-литровый двигатель развивал 65 л. с., но всего за несколько лет мощность довели до 85 л. с. Максимальная скорость составляла 140 км/ч.

Никогда еще скоростной автомобиль не был столь доступным: цена модели составляла 460-650 долларов, в зависимости от кузовной версии (8 000 – 11 500 долларов по современному курсу). Для сравнения, Buick аналогичной мощности стоил вдвое больше, а европейские Bugatti и Alfa Romeo были примерно в десять раз дороже. Ежегодно выпускали сотни тысяч Ford V8 и до 1948 года их собрали 7,5 миллиона штук.

Предприятие в Ривер-Руж стало крупнейшим в мире автозаводом

Империя Генри Форда разрослась и пополнилась марками Lincoln и Mercury. Постепенно бизнесмен начал передавать бразды правления компанией единственному сыну Эдселу. Однако в 1943 году тот скоропостижно скончался, и 80-летнему бизнесмену пришлось снова взять бразды правления компанией. Он тяжко переживал утрату и в 1947 году умер от инсульта.

Генри Форд стал воплощением целеустремленности и инженерного гения. Хотя он и сколотил баснословное состояние, деньги не были для него главной целью в жизни, а на первом месте всегда стояли работа и общечеловеческие ценности.