De Tomaso: итальянцы с американским сердцем

Итальянская земля дала миру не одного производителя ярких спортивных моделей. Ferrari, Lamborghini, Maserati, Alfa Romeo, давно сделали себе имя. Впрочем, наряду с ними присутствуют и многочисленные небольшие компании с меньшими объемами производства. Среди них можно выделить марку , сумевшую добиться немалого успеха.

Алехандро де Томазо

Гонщик Алехандро де Томазо по национальности итальянец, но родился в Аргентине, куда в 20-х годах эмигрировали его родители. В 1955 году молодой Алехандро вернулся на родину, чтобы попробовать свои силы в автоспорте. Вскоре начинающий пилот неплохо проявил себя и даже выступал в Формуле-1. Со временем де Томазо понял, что гораздо лучше у него получится проектировать гоночные автомобили и в 1959 году основал небольшую мастерскую в городке Модена – на родине Maserati. Поначалу в ней создавались спортпрототипы для самых разных гоночных серий, а с 1961 года началась сборка и болидов Формулы-1 с двигателями Alfa Romeo.

Алехандро де Томазо мог позволить себе содержание фирмы, но он понимал, что гоночные модели не приносят прибыли. Поэтому в De Tomaso взялись за разработку серийного среднемоторного купе, причем очень прогрессивного для своего времени. В его основе лежал трубчатый каркас из алюминиевых сплавов, а кузов выполнили из стеклопластика. Бензиновую 1,5-литровую «четверку» мощностью 104 л. с. позаимствовали у Ford. Машина весом всего 725 кг могла развивать 215 км/ч. Она получила независимую подвеску и дисковые тормоза всех колес. Под названием Vallelunga новинку представили в 1963 году. Она привлекла внимание публики не только интересными новшествами, но и элегантным дизайном от кузовного ателье Ghia.

Первенец De Tоmaso Vallelunga 1963 года

За четыре года собрали всего 56 Vallelunga, но де Томазо не унывал. Он понимал, что его первенцу не хватало мощности, а потому подписал договор с Ford на поставку двигателей V8. Первым делом их начали устанавливать на гоночные версии Vallelunga – Sport 5000. А в 1967 году появился и серийный De Tomaso Mangusta.

De Tоmaso Sport 5000 1965 года

Дизайн Mangusta разработали стилисты Ghia, ведь эта компания перешла под контроль де Томазо. Среднемоторный автомобиль отличался выраженным клиновидным профилем, заостренным «носом» и оригинальным капотом, состоящим из двух поднимающихся вверх секций. На выбор были предложены моторы Ford V8 объемом 4,7 л (305 л. с.) и 4,9 л (230 л. с.). Более мощный вариант достигал 250 км/ч. Модель была неплохо оснащена для своего времени – кожаный салон, кондиционер и электростеклоподъемники. Mangusta оказался популярнее своего предшественника и за четыре года было продано свыше 400 машин.

De Tоmaso Mangusta 1967 годаОригинальная двухсекционная крышка капота – отличительная черта De Tоmaso Mangusta

Молодой итальянский автопроизводитель заинтересовал руководство Ford Motor Company и американцы решили расширить сотрудничество с ней. В Ford планировали с помощью с De Tomaso создать спортивную модель для конкуренции с Chevrolet Corvette. Плодом совместной разработки стало купе Pantera. В его основе лежал стальной монокок, как у гоночных автомобилей. По дизайну автомобиль очень напоминал Mangusta, но получил выдвижные фары. Новый 5,8-литровый V8 развивал 330 л. с., что позволяло разгоняться до 100 км/ч за 6 с и развивать 260 км/ч. Премьера Pantera состоялась в 1971 году, а в США продавали его через дилерскую сеть Ford и Lincoln. При цене в 10 тыс. долларов Pantera оказался дороже Corvette, но значительно дешевле, чем Ferrari и Lamborghini. Всего за четыре года удалось выпустить свыше 5500 этих автомобилей, а одним из первых владельцев Pantera стал Элвис Пресли. Купе неплохо проявило себя и в соревнованиях класса Gran Turismo.

De Tоmaso Pantera 1971 годаГоночный De Tomaso Pantera Gr. 4 1972 года

Наряду с Pantera разработали линейку более комфортабельных переднемоторных моделей премиум-класса. Сначала в 1971 году увидел мир 4,8-метровый седан Deauville, а через год – туристическоие купе и кабриолет Longchamp. Они получили тот же V8 производства Ford, но были оснащены автоматической трансмиссией. Deauville и Longchamp  развивали 240 км/ч и могли поддерживать высокую скорость на протяжении длительного времени. Для удобства их укомплектовали усилителем руля и комфортабельными сиденьями. Всего изготовили 350 седанов, а также 400 купе и кабриолетов, а один из Deauville приобрела королевская семья Бельгии.

De Tоmaso Deauville, 1971 год

Алехандро де Томазо оказался успешным бизнесменом и к середине 70-х построил настоящую империю. Он продолжал делать гоночные автомобили и даже основал собственную команду в Формуле-1. Вскоре бизнесмен приобрел старейшего итальянского производителя мототехники Moto Guzzi. Под его контроль перешли марки Maserati и Innocenti, причем специалисты De Tomaso помогли расширить их модельный ряд. На базе купе Longchamp был создан Maserati Kyalami, а компактный Innocenti Mini получил заряженную версию от De Tomaso

Болид Формулы-1 De Tоmaso 1970 годаDe Tomaso Longchamp 1973 годаMaserati Kyalami создан на агрегатах De TomasoInnocenti Mini De Tomaso, 1977 год

Успешную ходу De Tomaso прервали топливный кризис и вступление в силу новых экологических норм. Американские двигатели резко потеряли в мощности и к 1974 году Pantera развивал уже 264 л. с. Поэтому в дальнейшем объемы выпуска машин начали уменьшаться. Со временем пришлось отказаться от Innocenti и Maserati, продать Ghia партнерам из Ford. Однако, несмотря на это, развитие Pantera продолжилось. В начале 80-х после серьезной модернизации купе появилась версия GT5. Она выделялась благодаря расширенным колесным аркам и огромному антикрылу, а мощность двигателя подняли до 350 л. с. Последние Pantera были собраны в 1991 году, то есть через два десятилетия после дебюта. Автомобиль стал действительно культовым в среде элиты и довольно массовым, как для спорткупе – свыше 7200 произведенных машин.

De Tomaso Pantera GT5 1980 годаDe Tomaso Pantera последней серии SI, 1991 год

Преемник Pantera появился только в 1994 году – представили купе и кабриолет Guara. Они были компактнее, получили легкий карбоновый кузов и новый 4,6-литровый 320-сильный V8 от Ford Mustang. Максимальная скорость составила 275 км/ч, а разгон до 100 км/ч составил 5 с. Однако, новичок и близко не смог повторить успех предшественника, ведь удалось выпустить лишь 60 автомобилей.

De Tomaso Guara 1994 годаКабриолет De Tomaso Guara 1997 года

Большие надежды в De Tomaso возлагали на новый купе-кабриолет Bigua 1998 года. Его оригинальный дизайн принадлежит перу известного стилиста Марчелло Гандини – автор Lamborghini Countach и Diablo. Двигатель взяли у Guara и с ним автомобиль развивал 255 км/ч. Финансовые трудности не позволили сразу начать выпуск Bigua, но помогли новые инвесторы – компания Qvale. Автомобиль переименовали в De Tomaso Qvale Mangusta и в 2000-2002 годах собрали около 300 купе-кабриолетов. В 1999 году был также разработан прототип новой Pantera, но его не удалось довести до серийного образца.

De Tomaso Bigua 1998 годаПрототип De Tomaso Pantera 1999 годаDe Tomaso P72 2019 года

В 2003 году Алехандро де Томазо ушел из жизни. Без своего отца-основателя компания очень быстро обанкротилась и уже в 2004 году предприятие закрыли. Впрочем, попытки возродить известную марку предпринимаются регулярно. Так, в 2019 году к 60-летию марки подготовили яркий прототип De Tomaso P72.