Fiat 500 Topolino: юбилей миниатюрного итальянца

Марка прославилась, прежде всего, своими небольшими массовыми моделями для города с невысокой ценой. За долгую историю Fiat их было очень много. Первенцем же в компактном сегменте стал знаменитый . В эти дни модель празднует свое 85-летие.

Данте Джакоза и прототип Fiаt 500

Первый Fiat 500 – детище выдающегося конструктора Данте Джакозы. В 30-х годах Италия славилась своими спортивными автомобилями и громкими гоночными победами. Но они были доступны лишь богатым итальянцам. Далеко не каждый гражданин мог позволить себе даже самую дешевую машину и в Fiat решили это исправить. В 1933 году руководство поручило 28-летнему Джакозе разработать небольшой и предельно простой автомобиль, который был бы дешев в производстве, мог выпускаться массово и оказался по карману рядовым гражданам. Таким образом, планировали посадить Италию «на колеса».

Над проектом работали на протяжении трех лет. Под названием Fiat 500 автомобиль представили публике 7 апреля 1936 года. Для своего времени он выглядел весьма современно. Даноте Джакоза ранее конструировал самолеты, а  потому привлек к разработке новинки знакомых специалистов по аэродинамике из авиационного подразделения Fiat. В результате внешний вид получился обтекаемым, с обилием скругленных поверхностей и без традиционных в то время подножек. Интересно, что сначала разработали дизайн кузова, а лишь потом взялись поместить внутрь двигатель, трансмиссию и ходовую. Чтобы сохранить покатый «нос», радиатор разместили за двигателем.

Длина Fiаt 500 Topolino – всего 3,2 м

Длина Fiat 500 составила 3215 мм, а ширина – всего 1275 мм, то есть это был самый маленький серийный автомобиль в мире на то время. Для удобства посадки и высадки двери открывались против движения. Салон был рассчитан на двоих, а его убранство оказалось очень спартанским. Под капотом пряталась 569-кубовая нижнеклапанная рядная «четверка» мощностью всего 13 л. с. Хотя легкому (740 кг) Fiat 500 этого было достаточно, чтобы развивать 85 км/ч. Немаловажным параметром для доступной модели является экономичность: расход топлива составил всего 5,5 л/100 км – рекорд по меркам того времени.

Стиль салона очень спартанскийРадиатор установили за двигателем

Вместе с тем, для 30-х годов конструкция оказалась достаточно прогрессивной. Например, Джакоза решил оснастить автомобиль 4-ступенчатой механической трансмиссией с синхронизаторами, независимой передней подвеской и тормозами с гидроусилителем.

Практически сразу Fiat 500 стал успешным. Изначально его хотели продавать за 5000 лир, но это оказалось экономически нецелесообразно и цену подняли до 8900 лир (около 500 долларов). Впрочем, за маленькими машинками все равно выстроились очереди. Покупатели оценили надежность, неприхотливость и дешевизну содержания машины. За свои компактные размеры в народе модель получила прозвище Topolino («мышонок»). Руководству Fiat это настолько понравилось, что они сделали его официальным названием машины. А Данте Джакозу повысили до должности генерального конструктора Fiat.

Линейку Fiat 500 Topolino очень быстро расширили. Сначала появился кабриолет 500: у него были сохранены стойки крыши, а мягкий тканевый верх сдвигался назад. Затем к нему присоединился коммерческий фургон, который так и назвали Furgone. Конструкция модели оказалась очень успешной и заинтересовала другие компании. Вскоре Topolino начали по лицензии изготовлять во Франции под названием Simca 5. В Германии же было собрано около 500 оригинальных спортивных кабриолетов Fiat 500, дизайн которых разработало кузовное ателье Weinsberg.

Кабриолет Fiаt 500 1937 годаКоммерческий Fiаt 500 Furgone, 1937 год

Topolino успешно выпускался на протяжении нескольких лет, пока конвейер не был остановлен из-за войны. Часть заводских цехов была разрушена. Впрочем, уже с 1947 года производство было возобновлено и Fiat 500 одним из первых вернули на конвейер. Заодно его немного модернизировали. Двигатель оснастили верхним распредвалом, что подняло мощность до 16,5 л. с., а максимальную скорость – до 92 км/ч. Появился и оригинальный трехдверный универсал Giardinetta с боковинами, декорированными деревом.

Лицензионный Simca 5 1937 годаFiаt Weinsberg 500 Roadster 1938 года

В 1949 году был обновлен дизайн автомобиля. Fiat 500 C можно отличить по широкой хромированной решетке радиатора и большим выпуклым крыльям с утопленными в них фарами. Несколько изменили и форму задней части. Универсал был переименовал в Belvedere. Эту модель также начали выпускать во Франции, как Simca 6.

Fiаt 500 C Topolino 1949 годаFiаt 500 C Topolino Belvedere 1949 года

Восемь шасси 500 С послужили основой для обтекаемых купе Panoramica с легким стеклопластиковым кузовом от ателье Zagato. Их оснастили более мощным 750-кубовым двигателем, поэтому максимальная скорость превысила 100 км/ч. Fiat 500C Panoramica даже приняли участие в известной гонке Mille Miglia.

Fiаt 500C Panoramica 1949 года

Fiat 500 Topolino находился на конвейере вплоть до 1955 года. За это время было собрано свыше 520 тыс. машин, а во Франции выпустили чуть более 50 тыс. Simca. А Данте Джакоза тем временем продолжил работу над компактными моделями и на смену Topolino пришли новые Fiat 500 и 600.