Volkswagen Golf GTI: первый заряженный хетчбэк

Первый Volkswagen Golf GTI 1976 года
Первый Volkswagen Golf GTI 1976 года
Первый Volkswagen Golf GTI 1976 года
Volkswagen Golf V GTI 2004 года
Volkswagen Golf V GTI 2004 года
Volkswagen Golf GTI TCR 2019 года
Volkswagen Golf GTI TCR 2019 года
Volkswagen Golf R, 2017 год
Volkswagen Golf R, 2017 год
Volkswagen Golf VII GTI 2013 года
Volkswagen Golf VII GTI 2013 года
Volkswagen Golf GTI Cabrio, 2012 год
Volkswagen Golf GTI Cabrio, 2012 год
Volkswagen Golf VI GTI 2009 года
Volkswagen Golf VI GTI 2009 года
Концепт-кар Volkswagen Golf GTI W12-650 2007 года
Концепт-кар Volkswagen Golf GTI W12-650 2007 года
Volkswagen Golf R32 2002 года
Volkswagen Golf R32 2002 года
Изначально хетчбэк планировали выпустить ограниченной серией
Изначально хетчбэк планировали выпустить ограниченной серией
Volkswagen Golf IV GTI, 2001 год
Volkswagen Golf IV GTI, 2001 год
Volkswagen Golf III GTI 1992 года
Volkswagen Golf III GTI 1992 года
Volkswagen Golf G60 Rallye 1989 года
Volkswagen Golf G60 Rallye 1989 года
Дизельный Volkswagen Golf GTD 1985 года
Дизельный Volkswagen Golf GTD 1985 года
Volkswagen Golf II GTI 1984 года
Volkswagen Golf II GTI 1984 года
Клетчатые сиденья – отличительная черта Golf GTI
Клетчатые сиденья – отличительная черта Golf GTI
Выпущено уже более 2 миллионов Golf GTI
Выпущено уже более 2 миллионов Golf GTI

В 70-80-х годах сформировался интересный автомобильный сегмент «горячих» хетчбэков – заряженных спортивных версий моделей С-класса. Они сочетают хорошие динамику и управляемость с практичностью модели С-класса. Основателем этого класса считается , который держится в строю уже свыше четырех десятилетий.
Инженеры Volkswagen разрабатывали проект с кодовым названием Sport Golf секретно. Когда они решились рассказать о своей идее, то руководству концерна решило выпустить Sport Golf ограниченной серией в 5000 машин исключительно для рынка Германии. Именно в таком образе его представили на Франкфуртском автосалоне 1975 года под названием Volkswagen Golf GTI.
С виду Golf GTI не слишком отличался от стандартной модели. Можно было заметить разве что передний спойлер, расширенные колесные арки и красную накладку на решетке радиатора. В салоне появилось спортивное рулевое колесо, сиденья Recaro декорировали оригинальной клетчатой тканью, а ручку рычага трансмиссии выполнили в виде шара для гольфа. За доплату предложили кондиционер. Переднеприводной хетчбэк оснастили 1,6-литровым четырехцилиндровым 8-клапанным двигателем с впрыском топлива мощностью 110 л. с. Даже по меркам 70-х годов это было немного, но масса автомобиля составляла всего 810 кг. Поэтому с 4-ступенчатой механической трансмиссией он разгонялся до 100 км/ч за 9 с и развивал 182 км/ч. Перенастроенное шасси обеспечивало отточеную управляемость. К тому же, расход топлива был небольшим – 8,2 л/100 км в смешанном цикле.
Volkswagen Golf GTI поступил в продажу с июня 1976 года и сразу стал пользоваться спросом. Уровень продаж заставил руководство Volkswagen пересмотреть стратегию. Golf GTI представили в других европейских странах и даже начали экспортировать в США.
Конкуренты увидели этот успех и начали готовить аналоги. Очень скоро появились Ford Escort XR3, Opel Kadett GTE, Renault 5 Alpine. Таким образом сформировался новый класс, который назвали «горячими» хетчбэками. Но и Golf GTI не стоял на месте. К трехдверному хетчбэку со временем присоединился пятидверный. В 1981 году появилась лимитированная 16-клапанная 135-сильная версия, а два года спустя представили 1,8-литровый 112-сильный двигатель – пусть не столь мощный, зато более тяговитый. Подготовили и 5-ступенчатую механическую трансмиссию.
В 1983 году дебютировало второе поколение Volkswagen Golf и практически сразу появился новый GTI. Он стал солиднее на вид, салон сделали качественнее, а вот 1,8-литровый двигатель остался без изменений. Но уже в 1986 году показали 16-клапанную 140-сильную модификацию, способную разогнаться до 100 км/ч за 8 с и развить 208 км/ч. Еще быстрее получился Golf GTI G60 с компрессорной версией двигателя, развивавшей 160 или 210 л. с. – 230 км/ч. На его основе, кстати, создали полноприводной Golf Rallye. Интересно, что наряду с хетчбэком наладили выпуск родственного седана Jetta GTI. Мало того, появился еще и Golf GTD с 1,6-литровым 82-сильным турбодизелем. Перечень опций пополнили электростеклоподъемники, люк в креше, гидроусилитель руля и ABS. Второй Golf GTI оказался даже популярнее предшественника: за один только 1989 год продали свыше 17 тыс. автомобилей.
На Volkswagen Golf III GTI дебютировал двигатель объемом 2,0 л. В 8-клапанном исполнении он развивал 115 л. с., а в 16-клапанном – 150 л. с. Golf GTD получил 1,9-литровый турбодизель мощностью 110 л. с. Сам хетчбэк стал крупнее и более обтекаемым.
Golf IV GTI сохранил знакомый дизайн, зато выбор двигателей был широк, как никогда. Помимо 2,0-литровой 115-сильной «четверки» предложили 1,8-литровые пятицилиндровые моторы, развивавшие 125 л. с. в атмосферном исполнении и 150 либо 180 л. с. – с турбонаддувом. Самый мощный вариант (его подготовили к 25-летию GTI) разгонялся до 100 км/ч за 7,9 с и достигал 222 км/ч. Кроме того, этот хетчбэк отличался аэродинамическим обвесом, улучшенными тормозами и 6-ступенчатой механической трансмиссией. Мощность турбодизельного Golf GTD увеличили до 150 л. с. Климат-контроль, боковые подушки безопасности и система стабилизации ESP пополнили перечень доступных для Golf GTI опций, а ABS и кондиционер стали стандартным оборудованием. Отдельный упоминания заслуживает полноприводной старший брат GTI – Golf R32 с 3,2-литровым 240-сильным V6.
Возвращение к истокам обозначил Golf V GTI. Красная вставка на решетке радиатора, колесные диски в виде телефонного барабана и клетчатые сиденья Recaro были призваны показать преемственность поколений GTI. А вот техническая «начинка» была полностью новой. Турбомотор объемом 2,0 л развивал 200 л. с., а за доплату впервые предложили трансмиссию с двумя сцеплениями DSG. Она обеспечила динамику даже лучше, чем с «механикой» - 6,9 с до 100 км/ч и максимальные 233 км/ч.
К 30-летию модели в 2006 году показали 230-сильную модификацию GTI Edition 30, а GTD получил новый 2,0-литровый турбодизель мощностью 170 л. с. Во всех вариантах базовую комплектацию расширили ESP и подогрев сидений. Мало того, показали концептуальный GTI W12 650 с 12-цилиндровым 650-сильным двигателем от Bentley Continental GT и полным приводом. Такой хетчбэк способен разогнаться до 100 км/ч за 3,7 с и развить 325 км/ч.
Volkswagen Golf VI GTI сохранил двигатель предшественника, но в 210-сильном исполнении, а у GTD мощность осталась прежней. Палитру моделей расширил кабриолет. Сейчас в производстве – уже седьмое поколение Golf GTI. Новая платформа позволила существенно облегчить хетчбэк. Его 2,0-литровый турбомотор предложен в вариантах на 220-245 л. с., а управляемость улучшил электронный дифференциал повышенного трения. Даже стандартный GTI нельзя назвать медленным – 6,5 с до 100 км/ч и максимальные 245 км/ч. А ведь есть еще специальные версии вроде 290-сильного TCR и 310-сильного двухместного Clubsport S. Последний установил рекордное время автодрома Нюрбургринг для серийных переднеприводных автомобилей. Остается в строю и экономичный Golf GTD со 184-сильным турбодизелем, можно выбрать и полноприводной 300-сильный Golf R.
С 1975 года выпущено свыше 2 миллионов Volkswagen Golf GTI, что является отличным результатом для спортивной  версии. С каждым новым поколением Golf GTI становится мощнее и быстрее, но при этом остается практичным и верным традициям, заложенным самой первой моделью 1976 года.