Влюбиться в Копенгаген – обязательно!

На первый взгляд Копенгаген может показаться ничем не примечательным скандинавским городом
На первый взгляд Копенгаген может показаться ничем не примечательным скандинавским городом
На первый взгляд Копенгаген может показаться ничем не примечательным скандинавским городом
Самая выгодная еда – в заведениях "Ешь, сколько сможешь, за…", где за фиксированную сумму можно поглощать неограниченное количество пищи
Самая выгодная еда – в заведениях "Ешь, сколько сможешь, за…", где за фиксированную сумму можно поглощать неограниченное количество пищи
Самое удобное средство передвижения по городу – "народное" транспортное средство – велосипед
Самое удобное средство передвижения по городу – "народное" транспортное средство – велосипед
Превосходно организованная транспортная инфраструктура города и высокая культура участников дорожного движения создает идиллическую картину взаимоотношений "водитель – пешеход"
Превосходно организованная транспортная инфраструктура города и высокая культура участников дорожного движения создает идиллическую картину взаимоотношений "водитель – пешеход"
Вид с высоты птичьего полета на уникальное творение инженерной мысли – 15-километровую тоннельно-мостовую переправу через пролив Оресунд между Копенгагеном и шведским Мальме
Вид с высоты птичьего полета на уникальное творение инженерной мысли – 15-километровую тоннельно-мостовую переправу через пролив Оресунд между Копенгагеном и шведским Мальме
Национальный символ Дании – "Русалочка". У "поклонников" она очень ценится: ей отрезают голову и руки, красят краской и сбрасывают в воду
Национальный символ Дании – "Русалочка". У "поклонников" она очень ценится: ей отрезают голову и руки, красят краской и сбрасывают в воду
Любители замков и дворцов могут потратить не одну неделю, чтобы посетить все подобные достопримечательности – в Копенгагене и окрестностях их находится великое множество
Любители замков и дворцов могут потратить не одну неделю, чтобы посетить все подобные достопримечательности – в Копенгагене и окрестностях их находится великое множество
Смена караула у королевской резиденции Амалиенборг. Особенно привлекательными выглядят головные уборы гвардейцев
Смена караула у королевской резиденции Амалиенборг. Особенно привлекательными выглядят головные уборы гвардейцев
На набережной Гавани превосходно совершать неспешные прогулки и любоваться восхитительными видами города
На набережной Гавани превосходно совершать неспешные прогулки и любоваться восхитительными видами города
В городе очень много пешеходных зон, где всегда гуляет много народа. К вечеру туда стекаются в основном туристы для поисков времяпрепровождения в ночных заведениях
В городе очень много пешеходных зон, где всегда гуляет много народа. К вечеру туда стекаются в основном туристы для поисков времяпрепровождения в ночных заведениях

С какими ассоциациями связана у обычного человека такая европейская страна, как Дания? Наверное, быстро ответить мало кому удастся. Те, кто не прогуливал в школе уроки географии, отметят, что страна, площадь которой всего лишь в полтора раза больше, чем Киевская область, владеет самым крупным островом в мире – Гренландией. Ах да, еще это очень "свинская" страна – там разводят много хрюшек, ведь с древних времен свинья у датчан является символом экономности. В Дании на душу населения приходится приблизительно четыре свиньи, а более 80% всего поголовья идет на столы европейцев, в том числе и на наши. Вот, вроде бы, и все… А может, и хорошо, что Дания не часто попадает в сводки новостей и практически никогда не упоминается в туристических программах. Потому что именно там, вдали от туристических маршрутов, сохраняются местная культура и традиции, которые не превращаются в образцово-показательную клоунаду для туристов.

Столица Дании Копенгаген может показаться очередным небольшим скучным скандинавским городом. Конечно, это не Париж, при осмотре которого обязательно нужно поставить галочку в графе "Эйфелева башня", и не Рим с его Колизеем. Но город, как и страна в целом, чем-то притягивает, и через какое-то время начинаешь  отмечать, что влюблен в Копенгаген полностью и бесповоротно. Для перемещения по городу от автомобиля лучше отказаться. Во-первых, если вы попали в страну "на своих двоих", то аренда машины влетит в копеечку – начиная от 1000 гривен в день. А во-вторых, ведь спешить здесь никуда не надо, да и через окно не уловишь всех мельчайших деталей. Город степенный, под стать ему и жители – здесь никто никуда не торопится, а жизнь течет по заранее установленному плану. Уверенность в завтрашнем дне – это, пожалуй, главное преимущество жизни в объединенной Европе. Луч-ше воспользоваться мускульной силой  собственных ног, благо в городе много пешеходных зон, куда въезд транспорта запрещен, или насладиться безупречной  организацией движения общественного транспорта, на которой хочется остановиться более подробно.

Город пронизывают линии метро и пригородные электрички, объединенные в одну сеть, а также многочисленные автобусные маршруты. Поездами метрополитена управляет компьютер, поэтому можно полюбоваться движением в "подземке" через лобовое стекло первого вагона. Автобусы ходят четко по расписанию, то есть минута в минуту, как и сообщается в графике, который находится на каждой остановке. Одним из факторов такой пунктуальности  являются специально выделенные "автобусные" полосы, неудачную попытку внедрения которых в Киеве мы могли недавно наблюдать. Самое главное, их никогда не занимают автомобили вследствие как общей высокой культуры вождения, так и немаленьких штрафов, которые даже за небольшие нарушения правил дорожного движения стартуют от 500 гривен (легко считать: 1 датская крона равна 1 гривне, поэтому дальше цены будут приводиться в гривнах).

Единственной сложностью будет разобраться в тарификации проезда. По правде говоря, на это может уйти не один день. Город поделен на зоны с разной ценой проезда по каждой. Поэтому существует масса разновидностей билетов, учитывающих количество пересекаемых зон и поездок, а также время действия. Правило одно, чем более "комплексный" билет, тем он дешевле. То есть, если разовая поездка по одной зоне будет стоить примерно  20 гривен, то проезд в течение 24 часов на всех видах транспорта по всему городу обойдется в 100 гривен. В автобусах вход пассажиров происходит через передние двери, рядом с водителем находится  автомат, в котором нужно прокомпостировать билет. В метро турникетов нет, однако "зайцем" проехаться не удастся – в каждом поезде находится бригада кондукторов-контролеров, поэтому о компостере необходимо позаботиться на перроне или же вам помогут контролеры,  одетые в характерную синюю форму.

При разговоре о способах передвижения нельзя не упомянуть и о велосипедах. Это поистине массовое средство передвижения и гордость горожан. Датчане в этом смысле могут составить конкуренцию голландцам, которых обычно ставят в пример как самых больших любителей велосипедов. Жители используют их везде и при любой погоде, даже в дождь – нужно просто раскрыть зонтик. Велосипедная инфраструктура развита не хуже автомобильной и содержится в образцовом порядке. Специальные дорожки и выделенные полосы позволяют без задержек добраться в различные части города, а организованные "парковки" для этого вида транспорта позволят без проблем зайти в магазин. Правда, и правила ни в коем случае нарушать нельзя. Ответственность будет такой же, как и при нарушениях на автомобиле. Если повезет, можно найти бесплатные велосипеды на специальных стоянках, коих в городе более сотни – есть такая услуга для туристов. Велосипеды окрашены в яркие цвета. Также можно взять и напрокат –  от 60 гривен в день плюс залог.

Ну что ж, днем необходимо посетить обязательные для осмотра достопримечательности. Программу каждый выбирает для себя сам, так как хочется получить от прогулки приятные ощущения, а не  мучиться, чтоб поставить очередную галочку – мол, посещал… видел... Поэтому не хотелось бы утомлять читателя набором пресс-релизов памятников и музеев, которые имеются в любом путеводителе. Однако отметить некоторые места, которые не должны оставить кого-либо равнодушным, все же стоит.

Самый главный туристический объект – национальный символ Дании – знаменитая скульптура "Русалочка" из сказки Андерсена, которой чуть меньше ста лет. По значению она соответствует примерно Эйфелевой башне, но по субъективной оценке смотреть особо не на что. Зато самые неравнодушные ведут статистику вандализма – сколько раз и в какой цвет красили "Русалочку", сколько раз отпиливали голову и руки или просто скидывали в воду.

Интересно посетить и тематические музеи. Например, музей пива на пивоварне Carlsberg не обойдут стороной истинные ценители хмельного напитка, а для искушенной публики подойдет немного скучный, но познавательный Музей эротики. Любителям замков и дворцов также есть где разгуляться – храм Спасителя с  90-метровой башней, Мраморный собор, Ратуша, дворец Кристианборг – бывшая королевская резиденция, Амалиенборг – официальная резиденция датских монархов. Кстати, здесь непременно нужно дождаться действа под названием "смена  караула". И хотя процедура несколько затянута из-за большой площади, на которой проходит, зрелище вызовет массу положительных эмоций, не в последнюю очередь по причине формы гвардейцев, особенно их больших меховых шапок. Обязательно также нужно подняться на смотровую площадку на Круглой башне (25 гривен), откуда открывается роскошный вид на город и его окрестности, и даже видно немного Швецию.

Кстати, о Швеции. Будучи в Копенгагене, нельзя не воспользоваться прекрасным расположением этого города и не посетить шведский Мальме – благо, обе страны в Шенгенской зоне. Для этого нужно просто купить билет "туда-обратно" на электричку Копенгаген-Мальме, который действует в течение 24 часов, и подобрать себе из расписания удобное время отправления поезда. Обойдется это приблизительно в  150 гривен. В этой поездке, кроме того что можно прогуляться в другой стране, самым интересным моментом будет переезд по самому длинному в Европе тоннельно-мостовому переходу через пролив Оресунд, который образовал важное звено в транспортном сообщении между Скандинавией и всей остальной Европой.

15-километровая переправа состоит из 4-километрового тоннеля, который выныривает на крошечном островке и переходит, собственно, в мост, что позволяет не препятствовать свободному движению судов. Ощущения от преодоления подобной переправы тяжело даже описать – дух захватывает, ведь в тоннельной части поезд развивает около 340 км/ч! А всего же для преодоления расстояния между Копенгагеном и Мальме потребуется всего лишь  21 минута – меньше чем добраться с окраин до центра Киева. Уникальное творение инженерной мысли, строившееся пять лет и открывшееся весной 2000 года, предназначено для движения железнодорожного и автомобильного транспорта. Поэтому переезд на автомобиле вызовет не меньше эмоций – ведь фактически вы будете находиться над водой на дорожном полотне, которое никак не связано с сушей!

Ну а вечером в качестве отдыха нужно обязательно пойти в самое замечательное, по мнению автора этих строк, место – парк развлечений "Тиволи". Конечно, это не Диснейленд, но с киевскими луна-парками ни в какое сравнение идти не может. Заплатив 100 гривен за входной билет, вы получаете возможность кататься на аттракционах абсолютно бесплатно. Здесь найдут интересное для себя не только дети, но и взрослые, которые обязательно забудут о времени и превратятся ненадолго в кричащую и беззаботную детвору. Для фанатов скорости здесь есть особенный вид американских горок – аттракцион под названием "Демон". Название соответствует процессу, ведь пассажиров катят в "болидах" по трассе с крутыми поворотами на скорости 80 км/ч. Да еще и фотографируют – на выходе за 20 гривен вам предложат снимок вашего перекошенного от страха и радости лица, сделанный на одном из поворотов.

Еще очень познавательным был бы выезд за город. Если для жителя крупного мегаполиса Копенгаген может показаться районным центром, то пригород, наверное, даже не с чем сравнить. Но в этом-то и вся прелесть. Картину, которую можно там наблюдать, иначе как идиллической не назовешь. Аккуратные "пряничные" домики с красивейшими садиками в окружении девственно чистого леса вызывают такие же прекрасные чувства, как появление ежика – признака хорошей экологической обстановки – где-нибудь в застроенном районе Киева.
В целом, как и подобает всей Скандинавии, уровень жизни в Дании очень высокий, и цены здесь соответствующие. Поэтому, когда вы захотите приютиться на ночь в гостинице, не удивляйтесь, что за одноместный номер в 3-звездочном отеле у вас попросят не меньше 800 гривен. Питание также не очень порадует ваш кошелек. Дневные перекусы в кафешках будут стоить не меньше 150 гривен, а вечерний плотный ужин обойдется раза в три дороже. Однако есть и альтернатива: кафе, которые называются "ешь, сколько сможешь, за…" и далее сумма, составляющая обычно 20-50 гривен. Конечно, мяса в рационе не будет, зато стопроцентно останетесь сытыми.

Укладу жизни столичных жителей позавидует любой киевлянин, для которого квартира – часто место только для того, чтобы переночевать. Если работа в большинстве случаев начинается в 10 утра, то к 16:00 датчане дружными рядами отправляются по домам, но особо ответственные товарищи и "трудоголики" могут задерживаться аж до пяти вечера. А к 20:00 Копенгаген вымирает, на улицах же, но только в пешеходных зонах, где работают бары и дискотеки, остаются преимущественно туристы.

Если вы любитель картинных пейзажей, то полюбоваться закатом самое место в Гавани Копенгагена. Здесь можно бесконечно долго наслаждаться огнями города, морским пейзажем и армиями чаек, которых здесь столько, что остряки подсчитали, что на каждого жителя приходится по три экземпляра этих пернатых.
Ну а совсем уж экстремальные туристы могут пощекотать себе нервы, прогулявшись по копенгагенскому варианту квартала Красных фонарей или посетив район расположения коммуны хиппи, оставшихся далеко во времени – в 1960-х годах. Это территория бывших старых казарм короля Кристиана, которую в свое время начали заселять разного рода бездельники и любители легких наркотиков. Демократическая власть не стала препятствовать такого рода поселению и тихонько умыла руки, то есть законы там фактически не действуют. И хотя жители вполне добродушны, но туристам настоятельно не рекомендуют его посещать. Кстати, недавно они устроили беспорядки, когда власти захотели снести один из их домов. Эта новость облетела весь мир, а для самого города это было подобно катаклизму вроде гигантского цунами. Теперь на границе района постоянно дежурит пара полицейских патрулей.

В общем в Копенгагене есть чем заняться, и город окажется намного интересней, чем может показаться с первого взгляда. Обязательно пользуйтесь бесплатными информационными центрами, которые обозначены буквой "i" на синем фоне. Там дадут исчерпывающую информацию на любой вопрос и снабдят необходимой литературой. Да, и не забудьте привезти игрушки животных ручной работы, выполненные из дерева или фарфора, – ими славятся датские мастера. А любуясь закатом у Гавани, не забудьте бросить в воду монетку, потому что в этот город обязательно еще захочется вернуться!