Vector: первый американский «суперкар»

Первый прототип Vector 1971 года
Первый прототип Vector 1971 года
Первый прототип Vector 1971 года
Джеральд Вигерт и Vector 1979 года
Джеральд Вигерт и Vector 1979 года
V8 с двойным турбонаддувом размещен поперечно в базе
V8 с двойным турбонаддувом размещен поперечно в базе
Vector W2 1980 года
Vector W2 1980 года
Двери W2 поднимаются вверх
Двери W2 поднимаются вверх
Прототип Vector W2 1989 года
Прототип Vector W2 1989 года
Vector W8 1990 года
Vector W8 1990 года
Всего выпустили только 19 Vector W8
Всего выпустили только 19 Vector W8
Максимальная скорость Vector W8 – 354 км/ч
Максимальная скорость Vector W8 – 354 км/ч
Салон W8 напоминает кабину звездолета
Салон W8 напоминает кабину звездолета
W8 оснастили 6,0-литровой 625-сильной  турбированной «восьмеркой»
W8 оснастили 6,0-литровой 625-сильной турбированной «восьмеркой»
Vector Avtech WX-3 1992 года
Vector Avtech WX-3 1992 года
Кабриолет Vector Avtech WX-3, 1992 год
Кабриолет Vector Avtech WX-3, 1992 год
Vector М12 1995 года
Vector М12 1995 года
М12 получил двигатель от Lamborghini Diablo
М12 получил двигатель от Lamborghini Diablo
Vector Avtech WX-8 2008 года
Vector Avtech WX-8 2008 года

В США немало культовых быстрых автомобилей, но в «высшую лигу» спортивных моделей американцы попали не так уж и давно. Первым высокоскоростным экзотическим спорткупе из США стал . Он по праву носит звание первого представителя класса «суперкаров» (дорогих, мощных и быстрых авто), который сформировался в 80-х годах.
Vector – детище талантливого конструктора Джеральда Вигерта. Он родился в главном центре американской автомобильной промышленности – Детройте. Поэтому неудивительно, что еще со школьных лет Джеральд начал увлекаться автомобилестроением и поступил на факультет промышленного дизайна в колледже.  По его окончанию в 1971 году Вигерт основал компанию Vehicle Design Force и начал разработку среднемоторного спорткупе The Vector по цене двух Chevrolet Corvette. Клиновидный  автомобиль заинтересовал автолюбителей и его изображение даже появилось на обложке одного из ведущих американских журналов. Поначалу конструктор планировал оснастить The Vector оппозитной «шестеркой» Porsche, затем остановил свой выбор на роторно-поршневом двигателе. Однако, экономический кризис и недостаток средств заставили приостановить развитие проекта.
Однако Вигерт не сдавался и продолжил работать над своим детищем. В 1978 году он построил первый концепт-кар Vector W2. Благодаря своему клиновидному дизайну с заостренным «носом», большим антикрылом сзади, выдвижным фарам и поднимающимся вверх дверям купе казалось пришельцем из будущего. Высота машины составляла немногим более метра. Это был не макет, а полноценный автомобиль, способным передвигаться. Оснастили его проверенным американским V8 Chevrolet. Разместили мотор в базе поперечно. Двигатель объемом 5,7 л дополнили впрыском топлива и двумя турбинами, что подняло его мощность до 600 л. с. В паре с ним работала 3-ступенчатая автоматическая трансмиссия, ведь никакая другая коробка переключения передач не могла справиться с огромным крутящим моментом в 800 Н∙м.
Для своего времени Vector W2 был очень быстрым. Он разгонялся до 100 км/ч за 4 с, а его максимальная скорость превышала 350 км/ч! Но несмотря на положительные отзывы специалистов и автомобильных журналистов, найти средства для начала производства не удавалось. Многие инвесторы попросту не верили, что автомобиль неизвестной фирмы за 125 тыс. долларов найдет покупателей.
Но Джеральд Вигерт упрямо продолжал работу. Он постоянно модернизировал конструкцию W2 и испытывал свое творение. На тестах Vector проехал свыше 160 тыс. км, что неплохо для прототипа. Двигатель форсировали до 650 л. с. и во время заезда по дну высохшего озера Бонневиль купе развило 389 км/ч.
Наконец, в 1989 году Вигерт нашел партнеров по бизнесу и собрал необходимые средства. Усовершенствованный вариант W2 поступил в производство под названием Vector W8 Twin Turbo. Своим силуэтом он очень напоминал предшественника, но в основе его лежал новый монокок из алюминиевых сплавов, а кузовные панели изготовили из карбона и кевлара. Кроме того, была улучшена аэродинамика – коэффициент лобового сопротивления составил всего 0,32. Рабочий объем двигателя увеличили до 6,0 л: мощность достигла 625 л. с., а максимальный крутящий момент – 855 Н∙м. Разгон до 100 км/ч занимал 4,2 с, а максимальная скорость составила 354 км/ч. Динамика немного ухудшилась из-за возросшей до 1506 кг массы. Но зато автомобиль оснастили гидроусилителем руля, электроприводом сидений, CD-плеером, люком в крыше, адаптивными амортизаторами. Салон декорировали кожей, а цифровая приборная панель и обилие тумблеров делали его похожим на кабину фантастического звездолета.
Окончательная цена Vector W8 Twin Turbo составила 455 тыс. долларов и на момент появления он был самым дорогим и самым быстрым серийным автомобилем в мире. Конечно, он не мог быть массовым. До 1993 года удалось выпустить 19 машин. Одним из первых владельцев купе стал знаменитый американский теннисист Андре Агасси.
Тем временем Вигерт со своей командой уже работали над новой моделью Vector Avtech WX-3, предсерийный вариант которой представили на Женевском автосалоне 1992 года. Своим силуэтом он напоминал W8 Twin Turbo, но на смену рубленым линиям пришли плавные формы. Наряду с купе проектировали и кабриолет со съемной жесткой крышей. Базовая версия сохранила 6,0-литровый 625-сильный V8, а вот для флагманской модификации был предусмотрен новый 7,0-литровый мотор с двойным турбонаддувом. Он мог развивать 800 или 1000 л. с., причем в последнем случае максимальная скорость превышала 400 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 3,3 с. То есть, WX-3 имел все шансы стать самым быстрым авто своего времени.
В Vector планировали наладить производство Avtech WX-3 по цене в 685 тыс. долларов. Но этим планам не суждено было сбыться. Новые инвесторы – индонезийская компания MegaTech – взяли контроль над компанией в свои руки и уволили Джеральда Вигерта. Тот подал в суд, но разбирательство затянулось на годы.
В MegaTech решили не тратить средства на разработку 7,0-литрового мотора для Vector Avtech WX-3. Оно и неудивительно, ведь эта компания владела еще и пакетом акций Lamborghini. Поэтому модель решили оснастить силовым агрегатом от Lamborghini Diablo – 5,7-литровым 490-сильным V12 и 5-ступенчатой механической коробкой переключения передач. Конечно, динамика от этого ухудшилась: 4,8 с до 100 км/ч и максимальные 306 км/ч. Купе переименовали в Vector М12 и с 1995 по 1999 год собрали 17 машин. Но после вхождения Lamborghini в состав концерна Volkswagen поставки двигателей прекратились. Остановилось и производство М12, а компанию закрыли.
Однако история Vector  на этом не окончилась. Джеральд Вигерт в конце концов выиграл суд, вернул фирму себе и занялся разработкой полностью нового купе. В 2008 году дебютировал концепт-кар Avtech WX-8. Он сохранил фамильные черты вроде большого заднего антикрыла и поднимающихся вверх дверей. Двигатель, как и ранее расположили поперечно. Из-за этого автомобиль получился очень широким и салон сделали трехместным. Для Avtech WX-8 разработали 7,8-литровый турбированный V8 в двух вариантах мощности – на 750 и 1250 л. с. Планировали и 10,0-литровый 1850-сильный мотор, позволяющий развить 440 км/ч.
Доработкой Vector Avtech WX-8 занимаются уже свыше 10 лет, однако Джеральд Вигерт по-прежнему не сдается и все же хочет довести модель до серийного образца.