Toyota Yaris (1999-2005): доступно и со вкусом

Toyota Yaris Verso позиционировали как отдельную модель
Toyota Yaris Verso позиционировали как отдельную модель
Toyota Yaris Verso позиционировали как отдельную модель
Автомобиль отличается приятным и несколько забавным дизайном
Автомобиль отличается приятным и несколько забавным дизайном
Пятидверный хетчбэк длиннее трехдверного – 3640 мм
Пятидверный хетчбэк длиннее трехдверного – 3640 мм
Кузов хорошо защищен от коррозии
Кузов хорошо защищен от коррозии
Трехдверные версии у нас встречаются реже
Трехдверные версии у нас встречаются реже
Панель приборов – цифровая
Панель приборов – цифровая
Передние сиденья слишком узкие
Передние сиденья слишком узкие
Если сложить задние сиденья, объем багажника увеличится до 950 л
Если сложить задние сиденья, объем багажника увеличится до 950 л

Подорожание топлива и все большие заторы в городах заставляют многих украинцев следовать примеру жителей Западной Европы. Наши соотечественники все чаще выбирают экономичные компактные автомобили – как новые, так и подержанные. Одна из таких моделей - Yaris. Первое ее поколение представили в 1999 году как замену хетчбэку Starlet. К слову, в Японии новинку назвали Vitz, а в США – Echo. В 2003 году линейку обновили, а два года спустя на смену ему пришел полностью новый Yaris второго поколения.

Европейские продажи Yaris начались с 2000 года, а вскоре после этого его начали официально продавать и в нашей стране. У нас автомобиль можно встретить довольно часто. В Украине попадаются как машины японской сборки (это, как правило, Yaris первых годов выпуска), так и более поздние французские версии. Львиная доля автомобилей – трехдверные и пятидверные хетчбэки. Однако семейство было гораздо шире – оно включало и седан, и даже купе, которые являются редкостью в наших краях. Особняком стоит компактный мини-вэн Yaris Verso, который выделили в отдельную модель. Его можно встретить на украинских дорогах. Запчастей к автомобилю много и их поиск не должен вызвать затруднения.

Дизайн Toyota Yaris можно охарактеризировать как интересный и даже несколько забавный. Большие фары и узкая радиаторная решетка делают его «лицо» приятным и несколько удивленным. Профиль подчеркивают довольно широкие штампованные линии. У обоих хетчбэков колесная база составляет 2370 мм, а вот длина разная: пятидверный вариант несколько больше – 3640 мм против 3615. Заряженный вариант T-Sport отличается наличием аэродинамического обвеса и спойлера на крыше.

Поскольку кузов оцинкован и в Toyota предоставляли на него 12-летнию гарантию, то о коррозии пока и речи быть не может. С другой стороны, ее наличие сразу дает понять, что автомобиль побывал в аварии. Следует учитывать, что Yaris нередко брали в качестве первого автомобиля и учились на нем ездить. А это нередко чревато мелкими ударами и царапинами. Также отмечены случаи запотевания передней оптики.

Как водится, неоригинальные кузовные запчасти для автомобиля гораздо дешевле, чем детали производства Toyota. Так, передний бампер стоит 100 у. е. против 310, капот – 130-170 у. е., а не 320, переднее крыло – 60-100 у. е. против 170 у. е. Цена заднего оригинального бампера и так невысокая – 145 у. е. Передняя фара стоит от 100 до 250 у. е. в зависимости от производителя, противотуманная фара – 65 у. е., а задний фонарь – 70-110 у. е.

Передняя панель напоминает распростертые крылья, в салоне преобладают раздутые скругленные поверхности. В схожем стиле выполнено и трехспицевое рулевое колесо. Комбинация приборов размещена не за рулевым колесом, а сдвинута вправо и размещена над центральной панелью. Данные спидометра считываются хорошо, а вот остальные надписи весьма мелкие. Вверсии T-Sport установлены обычные аналоговые циферблаты с белыми шкалами.

На центральной консоли установлены большие и удобные клавиши. При покупке следует обратить внимание на состояние блока климат-контроля: в Yaris нередко выходили из строя переключатели системы отопления – туго переключались. Дефект исправляли путем отзыва машин.

Посадка за рулем довольно высокая по меркам В-класса, а рулевое колесо немного наклонено, как в мини-вэне. Обзорность вперед и по сторонам хорошая, а вот смотреть назад мешают толстые задние стойки крыши. У рулевой колонки изменяется высота, водительское сиденье также оснащено достаточным количеством регулировок. Но оно слишком узкое, да и боковая поддержка недостаточная (исключения составляет лишь кресла с более профилированными спинками в модификации T-Sport).

В трехдверной версии попасть на второй ряд можно исключительно со стороны переднего пассажира, ведь лишь его сиденье откидывается. Сзади вполне просторно, чтобы люди ростом 180 см не упирались головой в потолок. На диване комфортнее двоим. Увеличить пространство для ног позволяет горизонтальная регулировка сиденья – оно сдвигается назад на 150 мм. Однако в этом случае объем багажника уменьшается с 305 до 205 л. Со сложенными креслами он возрастает до 950 л.

Большинство Toyota Yaris неплохо укомплектованы по меркам В-класса, ведь уже в базовой версии устанавливали 2 подушки безопасности, антиблокировочную систему тормозов, ABS, электростеклоподъемники, центральный замок. Очень часто встречаются автомобили с кондиционером, CD-плеером, бортовым компьютером, подогревом передних сидений.

Хетчбэку предлагали на выбор пять двигателей: бензиновые «четверки» объемом 1,0 л (68 л. с.), 1,3 л (87 л. с.) и 1,5 л (106 и 150 л. с.), а также 1,4-литровый 90-сильный турбодизель. В Украине чаще всего можно найти модификации с 1,0-литровым и 1,3-литровым моторами, реже встречается 1,5-литровый вариант. Они оснащены системой регулировки фаз газораспределения VVT-i, что обеспечивает им хорошую мощность при относительно небольшом расходе топлива. Хотя все же желательно остановить выбор на 1,3-литровой версии. Пусть у нее «аппетит» несколько больше (7,7 л/100 км в городском цикле против 6,9), но зато и динамика гораздо лучше – 12,1 с до 100 км/ч против 13,6. К тому же больший крутящий момент обеспечивает лучшую тяговитость.

«Четверки» отличаются надежностью. Газораспределительный механизм у них приводится долговечной цепью, для которой и 200 тыс. км пробега – не проблема. А вот приводной ремень нужно менять раз на 40 тыс. км. Техобслуживание необходимо проходить каждые 10 тыс. км, оно подразумевает замену масла с фильтром, который стоит 5 у. е. Воздушный фильтр «живет» 40 тыс. км, а его цена – 15 у. е.

Топливный фильтр выдерживает еще дольше – 60 тыс. км, – но он вместе с топливным насосом размещен в бензобаке. А это значит, что доступ к нему затруднен. Стоимость детали – 35-60 у. е. Ресурс свечей зажигания – не менее 100 тыс. км, вместе с их заменой рекомендуют отрегулировать тепловые зазоры клапанов (они не оснащены гидрокомпенсаторами). Вообще, при покупке Yaris с пробегом свыше 100 тыс. км рекомендуют проверить, не протекают ли рабочие жидкости.

Ведь у автомобиля отмечены течи сальников коленвала, водяного насоса и прокладки клапанной крышки. Кроме того, отмечены неполадки датчика расхода воздуха, но в большинстве случаев его не нужно менять, а стоит лишь прочистить. Тем более, что новая деталь стоит 135 у. е.

Большинство Toyota Yaris оснащены 5-ступенчатой механической либо 4-ступенчатой автоматической трансмиссией. Обе коробки надежные, нужно только каждые 90 тыс. км менять масло. Сцепление без труда выдерживает 200 тыс. км, но оно недешевое – 340-500 у. е. Ресурс подшипников ступиц – 130 тыс. км, а их цена – 50 у. е.

Иногда можно встретить и версии с 5-ступенчатой роботизированной коробкой переключения передач, но от ее покупки стоит воздержаться в виду ненадежности. Если при переключении ощущаются толчки или трансмиссия становится слишком «задумчивой», то, скорее всего, сломался гидроаккумулятор либо золотниковый клапан. Ремонт окажется очень дорогим – свыше 1500 у. е.

Руль хетчбэка легкий, что как раз кстати в городских условиях. Тем более что автомобиль обладает малым диаметром разворота – 9,8 м. Наконечники рулевых тяг следует заменить после 100 тыс. км пробега, их цена - 15-45 у. е. за штуку.

Подвеска автомобиля весьма мягкая, что обеспечивает неплохой комфорт езды. Но в то же время в поворотах кузов ощутимо кренится. Спереди – традиционный McPherson, а сзади установлена полузависимая балка. Самый маленький ресурс у втулок переднего стабилизатора – 40 тыс. км (8 у. е.). Стойки стабилизатора более долговечны (100 тыс. км), и стоят дороже – 70 у. е. После 130 тыс. км пробега следует заменить передние шаровые опоры (цена – 20-35 у. е.). Примерно столько же выдерживают и амортизаторы: передний стоит 60-140 у. е., а задний – 40-75. В задней подвеске раньше всего придется менять сайлент-блоки, но они служат 200 тыс. км. Деталь обойдется в 35-45 у. е.

У большинства Yaris передние тормоза – дисковые вентилируемые, а задние – барабанные, но на мощных версиях сзади также установлены диски. Колодки служат 20 тыс. км: оригинальные стоят 56 у. е., неоригинальные можно найти вдвое дешевле. Вместе с этой процедурой желательно смазать суппорты. Такая же ситуация и с дисками: деталь от Toyota предлагают за 100-120 у. е., но можно найти запчасти и за 30-60 у. е. Также рекомендуют следить за шлангами: из-за попадания соли и влаги они могут износиться и начнет вытекать тормозная жидкость.

Toyota Yaris первых годов выпуска можно найти за 6000-7000 у. е. Более новые и богаче оснащенные хетчбэки, а также мини-вэны Yaris Verso обойдутся в 10-11 тыс. у. е.