TVR: британский взгляд на спортивные автомобили

Первый TVR No.1 1949 года
Первый TVR No.1 1949 года
Первый TVR No.1 1949 года
TVR 450 SEAC 1988 года
TVR 450 SEAC 1988 года
TVR T350 2003 года
TVR T350 2003 года
TVR Tamora 2002 года
TVR Tamora 2002 года
TVR Tuscan, 1999 год
TVR Tuscan, 1999 год
TVR Cerbera Speed 12 1997 года
TVR Cerbera Speed 12 1997 года
TVR Cerbera 1996 года
TVR Cerbera 1996 года
TVR Chimaera 1992 года
TVR Chimaera 1992 года
TVR Griffith 1991 года
TVR Griffith 1991 года
TVR 3000 S 1986 года
TVR 3000 S 1986 года
TVR Jomar 1957 года
TVR Jomar 1957 года
TVR Tasmin 1980 года
TVR Tasmin 1980 года
TVR Taimar Turbo 1976 года
TVR Taimar Turbo 1976 года
TVR 3000M 1972 года
TVR 3000M 1972 года
TVR Tuscan, 1967 год
TVR Tuscan, 1967 год
TVR Vixen 1967 года
TVR Vixen 1967 года
TVR Griffith 1964 года получил двигатель от Ford Mustang
TVR Griffith 1964 года получил двигатель от Ford Mustang
TVR Grantura 1958 года
TVR Grantura 1958 года
TVR Typhoon, 2003 год
TVR Typhoon, 2003 год

Великобритания славится не только своими аристократическими элитными автомобилями вроде Aston Martin, Bentley и Rolls-Royce, но и многочисленными мелкосерийными производителями спортивных моделей. К последним относится и компания , празднующая в нынешнем году 70-летие своего первенца.

TVR возникла на фоне послевоенного подъема стараниями механика Тревора Уилкинсона. С 14 лет он работал в автосервисе города Блэкпул, а в 1946 году приобрел колесную мастерскую и основал предприятие Trevcar Motors. Поначалу Тревор занимался ремонтом машин, а год спустя его партнером по бизнесу стал гонщик Джек Пикард и вместе они начали работы над первым собственным автомобилем. Компанию переименовали в TVR Engineering.

Первенец TVR No.1 увидел мир в 1949 году. Небольшой двухместный кабриолет с открытыми колесами был построен на базе доступного Morris Eight и оснащен 1,2-литровой 35-сильной «четверкой» Ford. За несколько лет была выпущена небольшая серия машин. Затем последовали более совершенные Sports Saloon и Jomar. Они пользовались популярностью и среди гонщиков-любителей, и среди профессионалов.

В условиях послевоенного дефицита валюты британское правительство активно стимулировало экспортеров и предоставляло им всяческие льготы. В TVR решили воспользоваться этим, тем более, что интерес к автомобилям начали проявлять в США. Выйти на американский рынок решили с полностью новой моделью Grantura. Представленное в 1958 году компактное 3,5-метровое двухместное купе привлекало внимание элегантным обтекаемым дизайном и весило всего 660 кг благодаря кузову из стеклопластика. На выбор предлагали несколько двигателей Ford и MG. С самым мощным 1,6-литровым 90-сильным мотором Grantura разгонялся до 100 км/ч за 10 с, а максимальная скорость составила 170 км/ч. Залогом хорошей управляемости была независимая подвеска всех колес, а с 1960 года обязательными стали передние дисковые тормоза.

TVR Grantura оказался популярным и до 1962 года было собрано около 500 машин. В 1964 году линейка моделей была расширена и появился Griffith. С виду он практически не отличался от Grantura, но под его капотом прятался огромный 4,7-литровый V8 от Ford Mustang. Он развивал 200 либо 270 л. с. и более мощный вариант позволял легкому (860 кг) купе достигать 100 км/ч всего за 5 с и развивать 260 км/ч. То есть, Griffith был одним из самых быстрых автомобилей своего времени. Конечно, стоил он больше, чем Grantura, но за четыре года нашел почти 300 покупателей.

В 1967 году модельный ряд TVR обновили. Внешний вид освежили, а колесную базу увеличили. На смену Grantura пришел Vixen, а преемником Griffith стал Tuscan V8. С 1972 года начался выпуск полностью нового «семейства» TVR M. Автомобили сохранили знакомый стиль, но стали крупнее – около 4 м в длину.

Наряду с купе были предложены кабриолет и хетчбэк Taimar. Наиболее доступная модель 1600М получила проверенную 1,6-литровую «четверку» Ford, 2500М оснастили 2,5-литровым 110-сильным шестицилиндровым двигателем, а 3000М получил 3,0-литровый V6 мощностью 140 л. с. Изначально также планировался наследник Griffith и Tuscan – 5000М с 5,0-литровым V8, но из-за резкого скачка цен на топливо от него пришлось отказаться. Зато был разработан вариант 3000М Turbo с 3,0-литровым 230-сильным турбомотором. Разгон до 100 км/ч у него занимал 5,7 с, а максимальная скорость составила 225 км/ч. Несмотря на экономический кризис середины 70-х годов, TVR M оказался довольно популярным, ведь за семь лет удалось собрать около 2500 автомобилей. В 1986 году TVR M прошел серьезную модернизацию и под названием TVR S его производили вплоть до 1994 года.

В 1980 году фирму выкупил бизнесмен Питер Уилер и под его руководством был создан новый TVR Tasmin. Купе и кабриолет отличались клиновидным стилем с выдвижными фарами. Покупатель мог выбрать двухместную или четырехместную версии, а в списке опций появились кондиционер и усилитель руля. Поначалу их оснащали двигателями объемом 2,0 л (101 л. с.) и 2,8 л (160 л. с.), а затем появились и варианты с V8 Rover объемом 3,5-4,5 л (190-325 л. с.). Самый мощный 325-сильный TVR 450 SEAC разгонялся до 100 км/ч за 4,5 с и мог развить 280 км/ч.

Серьезная революция в линейке TVR состоялась в начале 90-х, когда была представлена целая плеяда новых моделей. Первым в 1991 году увидел мир новый Griffith. Элегантный двухместный кабриолет длиной менее 4 м весил всего тонну. На выбор ему предлагали  сразу несколько V8, самым мощным из которых был 5,0-литровый 340-сильный мотор, позволявший развивать 270 км/ч. Год спустя дебютировал его старший брат Chimaera, а в 1996 году появилось купе Cerbera. Специально для него был подготовлен 4,5-литровый 420-сильный двигатель, с которым автомобиль мог достичь 300 км/ч и разогнаться до 100 км/ч за 4 с. При этом даже столь скоростной автомобиль оставался весьма доступным по меркам своего класса – 70 тыс. долларов.

Появился и настоящий эксклюзив – экстремальный TVR Cerbera Speed 12. Под его капотом прятался огромный 7,7-литровый V12 мощностью 880 л. с., а максимальная скорость превышала 385 км/ч. Британцы всегда подчеркивали, что их модели – для активных, умелых водителей. Они сохраняли отличную управляемость, но не получили никакой вспомогательной электроники: ни ABS, ни системы стабилизации и контроля сцепления.

В 1999 году инженеры TVR своими силами разработали новый двигатель – рядную «шестерку», доступную в двух исполнениях – 3,6 л (350 л. с.) и 4,0 л (390 л. с.). Первым ее получил возрожденный TVR Tuscan. Оригинальное купе сразу привлекло всеобщее внимание и оказалось весьма успешным.

В начале XXI века дела у TVR шли очень неплохо. Появились и новые модели: на смену Chimaera и Griffith пришли модели Tamora и T350C, готовились к производству второе поколение Tuscan Mk2 и 400-сильное купе Sagaris – наследник Cerbera. А на смену Cerbera Speed 12 готовили TVR Typhoon с компрессорным мотором мощностю 585 л. с. Компания привлекла внимание молодого российского олигарха Николая Смоленского и в 2004 году он приобрел ее.

Новое руководство оказалось непрофессиональным и состояние TVR резко ухудшилось. Объемы производства сократились, поэтому Tuscan Mk2 и Sagaris было выпущено очень мало, а Typhoon вообще не пошел в серию. Затем Смоленский захотел перепрофилировать компанию на выпуск мотоциклов, а в 2006 году предприятие в Блэкпуле и вовсе остановилось.

Казалось, что на этом история TVR закончится, однако марку выкупил британец Лес Эдгар и взялся за ее возрождение. В 2017 году увидел мир и новый TVR Griffith, созданный при помощи знаменитого конструктора Гордона Мюррея (автора McLaren F1). Купе весит 1250 кг и оснащен 5,0-литровым 480-сильным V8 от Ford Mustang, а его максимальная скорость – около 320 км/ч. Первые автомобили доставят покупателям в нынешнем году.