Светофор – остановиться и поехать. Часть 1

Без такого привычного для нас светофора сегодня трудно представить себе улицы наших городов, шоссе, да и всюдорожную инфраструктуру
Без такого привычного для нас светофора сегодня трудно представить себе улицы наших городов, шоссе, да и всюдорожную инфраструктуру
Без такого привычного для нас светофора сегодня трудно представить себе улицы наших городов, шоссе, да и всюдорожную инфраструктуру
Первый трехцветный светофор 1920 года
Первый трехцветный светофор 1920 года
Массовое производство автомобилей вынуждает развивать дорожно-транспортную инфраструктуру и, в частности, регулировать движение с помощью светофоров
Массовое производство автомобилей вынуждает развивать дорожно-транспортную инфраструктуру и, в частности, регулировать движение с помощью светофоров
В Австралии в 30-х годах изобрели и такой необычный светофор, который работал по принципу часов – действовать нужно было в зависимости от цвета поля, на котором в данный момент находилась стрелка
В Австралии в 30-х годах изобрели и такой необычный светофор, который работал по принципу часов – действовать нужно было в зависимости от цвета поля, на котором в данный момент находилась стрелка
Иллюстрация одного из старейших морских правил, согласно которому суда расходятся с помощью сигнализации красным и зеленым светом, что легло в основу выбора цветов для светофора
Иллюстрация одного из старейших морских правил, согласно которому суда расходятся с помощью сигнализации красным и зеленым светом, что легло в основу выбора цветов для светофора
Красный и зеленый цвета наиболее различимы и безошибочно распознаваемы, а также имеют наиболее длинные волны, что позволяет видеть их на максимально большом расстоянии
Красный и зеленый цвета наиболее различимы и безошибочно распознаваемы, а также имеют наиболее длинные волны, что позволяет видеть их на максимально большом расстоянии
Первые японские светофоры имели синий разрешающий сигнал, потом его поменяли на зеленый, однако жители страны по привычке по-прежнему называют его "синим"
Первые японские светофоры имели синий разрешающий сигнал, потом его поменяли на зеленый, однако жители страны по привычке по-прежнему называют его "синим"

На вопрос: "Какой самый главный для вас атрибут безопасности дорожного движения?", большинство ответит просто: "Светофор". И действительно, сегодня трудно представить себе улицы наших городов, шоссе, да и всю дорожную инфраструктуру без такого важного регулировщика движения. Помнится: "Красный – стой! Зеленый – иди" – один из первых постулатов, который пытались донести до юных голов родители, перед тем как позволить озорной ребятне самостоятельно передвигаться по городу. Вспомнили? Однако кроме запоминания этого неукоснительного правила, в голове всегда возникала масса вопросов, типа "Откуда взялся светофор?", "Кто и почему его придумал?",   "А везде ли он такой?" и так далее. Что ж, попытаемся немного пристальнее взглянуть на этого цветастого регулировщика, хотя на самом деле светофор является отнюдь не таким простым, как кажется с первого взгляда…

Сказать с уверенностью, кто изобрел светофор в том виде, в котором мы привыкли сегодня его видеть, не представляется возможным. Во многих странах наберется несколько десятков "первооткрывателей", которые получали авторские свидетельства на, собственно, одно и то же по смыслу устройство, только с различными вариациями. Одним из таких изобретателей является американец Гэррет Морган, который 85 лет назад,  20 ноября 1923 года, запатентовал автоматический регулятор дорожного движения, после того как попал в автомобильную аварию. Однако, что самое интересное, самая первая зафиксированная установка светофора в городе датируется еще раньше этого случая… на 55 лет…


Появившиеся в первой половине XIX века первые паровые "самодвижущиеся  экипажи", попали явно во "враждебную  атмосферу". Ведь для того чтобы стать неотъемлемым атрибутом жизни современного человека, им пришлось мало того что победить страх населения перед ними самими, так еще и дождаться возникновения всей необходимой для комфортного передвижения инфраструктуры. Вначале с горем пополам начали строить дороги, а вот правила, которые бы регулировали передвижение по этим самым дорогам, появлялись постфактум. То есть когда, как говорится, "жизнь начинала учить". И светофор, конечно же, стал важной составляющей этих правил, помогая упорядочить хаос, царивший на дорогах того времени.
 

Необходимость в светофоре первыми поняли в Англии, наверное, потому что как раз в этой стране произошел первый зафиксированный случай наезда паромобиля на переходящего дорогу пешехода. Поскольку судья не смог никого признать виновным в происшествии по причине как раз отсутствия регулирующих правил, то вердикт ограничился формулировкой "несчастный случай". Однако данный прецедент заставил чиновников понемногу обращать на данную ситуацию внимание. Правда, поначалу исключительно в своих интересах, поскольку пресловутый первый светофор установили в 1868 году… около здания парламента в Лондоне, чтобы обезопасить от возможных травм английских "слуг народа".
 

Как же выглядел первый светофор? Его изобретателем был железнодорожный инженер, а потому он представлял собой  семафорную конструкцию, которая управлялась вручную и имела два крыла. Их горизонтальное размещение означало сигнал "стоп", а под углом 45 градусов – движение с осторожностью. В тeмное же время суток использовались два газовых фонаря с красными и зелеными стеклами. Однако эксперимент длился недолго: менее чем через месяц произошел взрыв газа, травмировав управлявшего конструкцией полицейского. Этот прискорбный случай заставил отложить автоматизацию регулирования дорожного движения в долгий ящик.
 

Однако с началом ХХ века больше медлить с разработкой светофора было нельзя: Генри Форд своим массовым производством автомобилей заставляет идти прогресс в развитии дорожно-транспортной инфраструктуры и, в частности, "светофоростроении", просто-таки семимильными шагами. Уже в начале 10-х годов в США полицейский Лесли Уаир из города Солт-Лейк-Сити на одном из перекрестков устанавливает деревянную коробку с покатой крышей для стекания жидких осадков. В нее были вмонтированы две лампочки, покрашенные в красный и зеленый цвета. Коробка подвешивалась к шесту и подсоединялась проводами к линии электропередачи. Включать и выключать необходимые в данный момент лампочки должен был специальный полицейский. Это был первый в мире электрический светофор.
 

Можно считать, что старт был дан, и множество изобретателей стали конструировать разнообразные светофоры. Например, в 1914 году в городе Кливленде были установлены первые электрические "красно-зеленые" светофоры, которые также издавали звуковой сигнал. В 1917 году в том же Солт-Лейк-Сити появляется первый четырехгранный светофор, подвешиваемый над центром перекрестка, и показывающий необходимые сигналы сразу для всех четырех направлений. В 1920 году офицер полиции из Детройта добавил желтый сигнал, став изобретателем первого "трехцветного" светофора. А вот первый автоматический светофор, работающий без вмешательства специального сотрудника, в качестве эксперимента установили только в 1922 году в городе Хьюстоне.
 

Массовая автомобилизация распространяется и на остальные страны, а потому в течение следующего десятилетия светофор завоевывает города мира: Париж и Гамбург увидели регулировщика дорожного движения в 1922 году, Торонто – в 1925 году, а в Англии он появился в  1927 году в городе Уолвехемптон. А в Австралии в 30-х годах изобрели и вовсе необычный "светофор", который работал по принципу часов – действовать водителю нужно было в зависимости от цвета поля, на котором в данный момент находилась стрелка… В СССР же светофор, как и подавляющее большинство таких необходимых в жизни изобретений, приходит с опозданием – только в 1930 году.
 

Ну что ж, с историей появления светофора все более-менее понятно. Но возникает другой вопрос: "А почему, собственно, выбор пал на красный и зеленый цвета, и почему именно в таком порядке?". По поводу выбора именно этих цветов существует несколько точек зрения, и они сродни выяснению причин, почему в мире существует право- и левостороннее движение. Самые простые сводятся к психологической предрасположенности человека к восприятию тех или иных цветов. Мол, красный – возбуждающий, раздражающий цвет, который заставляет водителя максимально концентрироваться. А зеленый – успокаивающий, как бы говорящий, что все хорошо и можно продолжать движение.
 

Если немного отойти от субъективного восприятия, то в общем световой сигнализации используются пять цветов: красный, синий, белый, желтый и зеленый. Мы не зря перечислили их в такой последовательности, поскольку наиболее различимыми, а, соответственно, безошибочно распознаваемыми являются именно красный и зеленый цвета. Так уж сложилось исторически, и история эта ведет нас прямиком к… мореплаванию и морским законам.
Согласно одному из старейших морских правил, при пересекающихся курсах двух судов их капитаны, исходя из общих правил, обстановки и здравого смысла, принимают решение, кто пропускает, а кто продолжает путь. Так вот, то судно, которое в данный момент должно "дать дорогу", зажигает на борту, который "смотрит" на второе судно, зеленый свет, разрешая  продолжить плавание. Соответственно, второй корабль со своего борта сигнализирует красным светом, мол, понял, оставайтесь на месте. Именно это является наиболее вероятной причиной договоренности в дорожном движении о том, что на красный свет нужно останавливаться, а на зеленый можно продолжать движение. "Ну хорошо, а почему тогда в мореплавании выбрали эту комбинацию цветов?" – спросит пытливый читатель. Все просто: кроме того что они наиболее различимы и безошибочно распознаваемы, красный и зеленый цвета имеют также наибольшие значения длины волны, и, соответственно, могут быть видны на максимально большом расстоянии.
 

Доказательством наилучшего сочетания красного и зеленого цветов может послужить также история японского светофора. Как помнится со школьной скамьи, в качестве легенды ходила история о том, что в Стране восходящего солнца все не так, как у нас, даже светофор показывает не зеленый, а синий цвет. Действительно, первые японские автоматические регулировщики светили красным, желтым и синим. Однако со временем выяснилось, что по расстоянию видимости, синий пучок света явно проигрывает зеленому. Поэтому очень скоро все синие светофильтры были убраны, а на их место пришли зеленые. Однако по привычке, как японцам удобно было называть разрешающий сигнал "синим", так они называют до сих пор теперь уже зеленый.
 

Можно предположить, что, копируя цветовой спектр с его очередностью "красный–желтый–зеленый–и так далее", для размещения сигналов на светофоре также выбрали именно такой порядок. Однако неясно, почему сверху вниз, а не наоборот? В странах Запада чтение информации, расположенной вертикально, совершается сверху вниз. А поскольку светофор изобрели именно там, то подобное правило перенесли и на новое устройство, выбрав за точку отсчета главный запретительный сигнал. К слову, такую конфигурацию официально утвердили только в 1968 году, с принятием международной "Конвенции  о дорожных знаках и сигналах". И, конечно же, в связи с описываемым вопросом, нельзя не вспомнить о весьма курьез ном случае, который произошел в США в 20-х годах.