Studebaker US6: звезда ленд-лиза

От автомобилей GMC Studebaker отличается иной кабиной
От автомобилей GMC Studebaker отличается иной кабиной
Приборная панель незадачлива, но есть все необходимое
Приборная панель незадачлива, но есть все необходимое
Алгоритм пользования коробкой передач и раздаточной коробкой
Алгоритм пользования коробкой передач и раздаточной коробкой
Длина грузовой платформы 3660 мм
Длина грузовой платформы 3660 мм
Легендарная "Катюша" в военное время устанавливалась на шасси Studebaker, а послевоенное – на ЗИЛ
Легендарная "Катюша" в военное время устанавливалась на шасси Studebaker, а послевоенное – на ЗИЛ
Рабочее место водителя
Рабочее место водителя
Краткие технические характеристики Studebaker US-6
Краткие технические характеристики Studebaker US-6

Пожалуй сегодня Studebaker US6 можно встретить только в музее либо на выставке автомотостарины. А еще пол века назад этот американский по происхождению полноприводный 3-осный автомобиль во всю колесил по дорогам европейского континента. Во время Второй мировой он облачался и в одеяния грузовика, и в будку фургона, работал тягачом и был базой для прославленных "Катюш". Откуда он появился и как попал в наши просторы? Давайте попробуем разобраться…

Появление машин такого класса на североамериканских просторах началось в довоенные годы. Дело в том, что размеры страны и, соответственно, количество производителей грузовой техники было огромным, а тем более для армейских нужд. Но автопарк необходимо было стандартизировать, поэтому в качестве грузовых автомобилей в 1940 году было решено использовать "трехосники" с грузоподъемностью около 2,5 тонн.

Потребности были велики, поэтому за постройку машин взялось сразу несколько компаний, самой крупной из которых была General Motors Corporation. Она начала строить свои трехосные полноприводные грузовики в 1941 году. Машины делали на основе коммерческого фургона GMC бескапотного типа, обозначавшегося COE (cabin over engine). Позже автомобили усовершенствовали, они получили кабину капотного типа. Такая компоновка позволяла намного правильней распределить вес по осям, что значительно улучшало проходимость грузовика. Но спрос значительно превысил возможности, и вскоре к производству таких автомобилей подключили еще одну компанию, на этот раз за дело взялась не менее известная фирма Studebaker.

Компания Studebaker была основана в середине XIX века сыновьями голландских поселенцев Henry и Clam Studebaker. Изначально они собирали легкие повозки для нужд армии США, а первые автомобили начали производить лишь  в 1897 году. К середине 30-х годов компания братьев Studebaker входила в первую десятку самых крупных производителей автомобилей, но в то время транспорт для армии уже не поставляла. Дела изменились с началом Второй мировой войны. Франция купила большую партию тяжелых трехтонных грузовиков К-30, а позже еще одну партию, но уже более тяжелых трёхосных машин. Эти автомобили именовались серией US6, их выпуск начали в конце 1941 года. Автомобиль значительно отличался от аналогов GMC. Во-первых – иной дизайн оперения кабины, а во-вторых – абсолютно другой силовой агрегат. Объем двигателя возрос до 5,24 л (на GMC 4,42-литровый мотор), а распредвал переместился вниз. С тех пор Studebaker было решено отправлять на экспорт союзникам, а основным автомобилем армии США сделать GMC.

За военные годы было построено порядка 300 тыс. Studebaker (в том числе американской фирмой REO, начавшей их сборку в 1943 году). Приличное количество автомобилей было поставлено в Советский Союз. Интересно, что часть машин приходила к нам в разобранном виде, в качестве машинокомплектов. Узловая сборка была налажена на московском заводе ЗИС.
Studebaker предлагал "трехколесник" в нескольких исполнениях. Во-первых, некоторые комплектации имели ведущими только задние мосты (модификации U6, U7 и US). В основном же автомобиль предлагался как полноприводный. Во-вторых, были различия и в длине. Существовало два варианта: с короткой базой 3760 мм и с длинной – 4120 мм. За кабиной могли установить металлическую платформу, деревянную будку, кузов самосвала, цистерну. Кроме того, распространение приобрели седельные тягачи. Все автомобили могли комплектоваться лебедкой.

В нашей армии наиболее широкую известность и применение получили машины Studebaker US6 с длинной базой и цельнометаллической будкой. Автомобиль был оснащен 6-цилиндровым карбюраторным двигателем мощностью 95 л. с., 5-ступенчатой коробкой передач, двухступенчатой раздаточной коробкой, полным приводом и тормозами с вакуумным усилителем. Такой автомобиль в комплектации без лебедки весил 4505 кг. С полной загрузкой грузовик развивал максимальную скорость 70 км/ч, а полного бака хватало на расстояние 390 км.
Американский Studebaker сыграл очень важную роль в советской артиллерии, именно на его шасси впоследствии устанавливались широко известные "Катюши" БМ-13. Кроме того, на грузовик монтировались и другие реактивные системы залпового огня.

Автомобиль поистине полюбился советским солдатам, его даже ласково прозвали "Студер". Он  радовал своей надежностью и ремонтопригодностью. Единственное, он требовал более качественного топлива и смазочных материалов.