Скорая помощь: синий проблеск надежды

Вплоть до конца ХХ века для транспортировки больных использовались различные повозки и фургоны на конной тяге
Вплоть до конца ХХ века для транспортировки больных использовались различные повозки и фургоны на конной тяге
Вплоть до конца ХХ века для транспортировки больных использовались различные повозки и фургоны на конной тяге
Полноприводные вседорожные скорые помощи применяются на территориях со сложным рельефом
Полноприводные вседорожные скорые помощи применяются на территориях со сложным рельефом
В специализированных автомобилях скорой помощи производится установка медицинского оборудования в зависимости от назначения
В специализированных автомобилях скорой помощи производится установка медицинского оборудования в зависимости от назначения
Тип кузова каждого автомобиля скорой помощи изменится в зависимости от его специализации
Тип кузова каждого автомобиля скорой помощи изменится в зависимости от его специализации
Автомобили скорой помощи могут иметь разную окраску. Например, рисунок в виде чередующихся квадратов разных цветов или светоотражающие полосы, нанесенные под различными углами
Автомобили скорой помощи могут иметь разную окраску. Например, рисунок в виде чередующихся квадратов разных цветов или светоотражающие полосы, нанесенные под различными углами
Характерной чертой скорой помощи является зеркальное написание слова Ambulance спереди автомобиля
Характерной чертой скорой помощи является зеркальное написание слова Ambulance спереди автомобиля
Раскраска советских автомобилей скорой помощи особым изыском не отличалась
Раскраска советских автомобилей скорой помощи особым изыском не отличалась
Украинские скорые помощи обзавелись "звездой жизни", номером бригады и "зеркальной" надписью Ambulance
Украинские скорые помощи обзавелись "звездой жизни", номером бригады и "зеркальной" надписью Ambulance
Для того чтобы автомобиль было заметно с любой точки, "мигалки" и стробоскопы располагают со всех сторон кузова
Для того чтобы автомобиль было заметно с любой точки, "мигалки" и стробоскопы располагают со всех сторон кузова
Если скорая помощь позади вас требует уступить дорогу, не забывайте, что именно этот автомобиль может спешить на помощь вашим родственникам и близким
Если скорая помощь позади вас требует уступить дорогу, не забывайте, что именно этот автомобиль может спешить на помощь вашим родственникам и близким

Человеку эти автомобили жизненно необходимы. В прямом смысле этого слова. Потому что если возникают проблемы со здоровьем, то зачастую это единственный способ доставить к больному врача, переместить заболевшего в больницу или даже в случае угрозы жизни оказать помощь непосредственно внутри данного вида спецтранспорта. Это автомобили скорой помощи, хорошо знакомые каждому человеку. Однако если разобраться, то обнаружится, что они имеют давнюю историю и часто очень отличаются между собой в различных государствах.

Решение вопроса транспортировки больных началось, конечно же, не вчера. Есть доказательства, что еще в античные времена существовала принудительная транспортировка на специально оборудованных телегах лиц с психическими расстройствами и опасными заразными заболеваниями. А первой задокументированной "скорой помощью" можно считать повозку с закрепленной на ней подвесной койкой или в нашем понимании гамаком, что позволяло избегать тряски больного. Данный транспорт применялся англосаксами еще в далеких 900-х годах. Также использовались и сами лошади, на которых крепили шесты, а на них натягивали ткань. Лошади шли параллельно, а больной оказывался на своеобразных носилках. Ну а чуть позже получили распространение повозки или фургоны на конной тяге, использовавшиеся вплоть до ХХ века, то есть вхождения в жизнь автомобилей.

То понятие, под которым мы подразумеваем "скорую помощь", сложилось во второй половине XIX века. То есть власти начали приходить к пониманию, что нужно устраивать специальные станции, где бы круглосуточно располагались транспортные средства, способные в самое короткое время отреагировать на поступивший вызов. Считается, что толчком к этому послужила трагедия в Венской опере – в здании случился пожар, сотни людей погибли на месте. Но самым худшим было то, что еще большее число людей не получили своевременной помощи и скончались от ожогов и других травм в течение суток. После этого во многих городах мира открываются станции скорой помощи, готовые послать транспорт на помощь пострадавшим в любую минуту.

Украина одна из первых в Российской империи обзавелась собственной службой скорой помощи. В 1902 году станция открылась вначале в Киеве, через год – в Одессе, чуть позже – в Харькове. "Автопарк" киевской скорой помощи на первых порах комплектовался тремя конными каретами фирмы "Лорек и Ко", приобретенными за счет пожертвований. В каждой карете располагалось два ящика: большой хирургический с инструментарием и перевязочными материалами и малый, в котором находились медикаменты. Медицинские кареты окрашивались в черный цвет, а с двух сторон серебряным цветом наносилась эмблема станции – шестиконечная звезда с круглым центром и вписанным крестом.

Первые же автомобили в Киеве в количестве двух экземпляров появились лишь в 1913 году, а до Второй мировой войны автопарк располагал 46 единицами автотранспорта. К слову, сегодня столицу Украины обслуживают всего около 150 автомобилей скорой помощи. Примечательно, что при большевиках пользование "автокаретой", как тогда назывался автомобиль скорой помощи, было платным. Перевозка в пределах Киева стоила от 6 до 15 рублей, в ночное время – дороже. В 1930-х годах изменяется символика – теперь на автомобиль наносят красный крест и вдобавок – пятиконечную звезду.

В то время как Киев только обзавелся "автокаретой", во всем мире уже вовсю использовались автомобили. Первая машина скорой помощи появилась, конечно же, в Америке – в Чикаго в 1899 году. Через год она встала на дежурство и в Нью-Йорке. Это был переднеприводной электромобиль мощностью 2 л. с. В Европе машины для экстренной медицины стали применять чуть позже. К примеру, в Англии автомобиль скорой помощи начали использовать в 1905 году. Первой же серийной моделью, которую начали выпускать специально для нужд экстренной медицины, можно считать американскую Model 774 Automobile Ambulance 1909 года. Автомобиль оснащался 4-цилиндровым 32-сильным двигателем, был "обут" в пневматические шины и имел электрические фонари. Салон оборудовался подвесной койкой и двумя сиденьями для сопровождающих лиц, а на кузове крепился специальный гонг – прототип современной сирены.

После Второй мировой войны начинается активное развитие индустрии строительства автомобилей скорой помощи, в том числе и различной специализации – реанимационные, кардиологические, токсикологические, для новорожденных и другие. Но весь подобный спецтранспорт объединяют общие черты с небольшими отличиями в каждой стране.

Конструкция автомобиля определяется в первую очередь территорией, где он будет использоваться. Понятно, что для районов с пересеченной местностью идеально подойдут полноприводные вседорожные транспортные средства. Тип же кузова зависит от применения автомобиля. Для простых случаев, типа доставки врачей к месту происшествия и в случае транспортировки пациентов используются серийные модели автопроизводителей, обычно с кузовом мини-вэн.  В Украине скорые помощи подобного предназначения именуются "линейными".

А вот если автомобиль предназначен для использования в качестве мини-больницы, то он уже будет иметь специализированный кузов. Обычно создание такой скорой помощи происходит в два этапа. Вначале закупается "недоукомплектованный" автомобиль – фактически шасси, и далее отправляется к специализированному изготовителю, где устанавливается нужный кузов, производится внутренняя комплектация, включая установку требуемого медицинского оборудования, и размещается спецоборудование и спецсигналы, к которым относятся радиосвязь, проблесковые маячки, сирена, надписи и так далее.

Раскраска, надписи и спецсигналы являются важным и самым интересным элементом оформления автомобиля скорой помощи. Несмотря на кажущуюся для обывателя хаотичность мигающих лампочек и дивную раскраску, такая визуализация берется не с потолка, а отвечает принятым стандартам в каждой стране. Ее цель – выделить автомобиль в транспортном потоке, чтобы в случае необходимости водители окружающих машин могли заранее уступить дорогу.

В Европе и США на автомобили скорой помощи наносятся рисунки высокой контрастности, например, чередующиеся квадраты разных цветов или светоотражающие полосы, нанесенные под различными углами. Последней тенденцией стала покраска кузовов в ярко желтый или оранжевый цвет, который, как выяснили европейские исследователи проблем дорожного движения, дает максимальный визуальный эффект. В дополнение к раскраске обязательно наносится слово  Ambulance (в переводе с английского – "скорая помощь") спереди и сзади или его аналог на одном из европейских языков. Причем характерной особенностью является зеркальное написание этого слова спереди автомобиля, чтобы водителям впереди идущих машин легче было прочитать надпись, глядя в зеркало заднего  вида.

Кроме того, каждый автомобиль имеет номер телефона экстренной службы, место приписки и эмблему – символ красного креста, красного полумесяца (в мусульманских странах) или нейтральный красный кристалл, утвержденные Женевской конвенцией 1949 года как защитные знаки, использование которых в других целях запрещено международным законодательством. В США и некоторых других странах широко используется так называемая "звезда жизни", которая утверждена к использованию Национальной администрацией по безопасности дорожного движения в 1977 году. Этот символ означает возможность оказания всех шести ступеней помощи в догоспитализационный  период.

В СССР над раскраской автомобилей скорой помощи, похоже, не очень ломали голову. Максимум наносилось три компонента: красный крест, телефон 03 и надпись "скорая медицинская помощь".  Верхом визуализации была красная полоса, проходившая вдоль всего кузова, и красные передние двери. В современной Украине с различными вариациями в разных регионах в оформлении скорой помощи добавилась "звезда жизни", номер бригады, "зеркальное" слово Ambulance, а красные полосы стали светоотражающими. Автомобили частных клиник имеют более похожую на европейский вариант раскраску.

В дополнение к раскраске все скорые помощи комплектуются аудиовизуальными сигналами – проще говоря, "мигалками" и сиренами. В качестве основных цветов используются комбинации синих, красных и белых ламп, вокруг которых с разной интенсивностью вращается зеркало, создавая мигающий эффект, или стробоскопы соответствующих цветов. Для того чтобы автомобиль было заметно с любой точки, их располагают со всех сторон кузова. Часто это приводит к тому, что машины сверкают как новогодняя елка. В этом плане скорые помощи США и Таиланда находятся на первом месте по мастерству оформления.

Дополняют картину сирены, которые трансформировались из гонгов и колокольчиков в современные устройства, способные воспроизводить множество звуков для различных ситуаций. К примеру, на пустой дороге используется режим с продолжительными сигналами и паузами между ними. При интенсивном же движении прибор начинает воспроизводить прерывистые резкие звуки, среди автомобилистов их называют "крякалками", и устанавливаются особо находчивыми согражданами для придания своему автомобилю солидности при объезде пробок по встречной полосе.

Украинские скорые помощи не могут похвастаться таким разнообразием сигналов. Если в советские времена автомобиль украшала одна синяя "мигалка" и пара фонарей, то сегодня в Украине, в крупных городах, где автопарк "скорых" худо-бедно, но обновляется, устанавливают на крыше панель, состоящую из блоков синих ламп, несколько из которых, правда, всегда не работают. Сзади, над дверями крепятся светоотражатели, как на велосипедах. А на некоторых автомобилях сзади на крыше дополнительно установлены одна-две "мигалки".

Регламент использования спецсигналов также варьируется между странами. Самыми "шумными" дорогами в этом плане обладает Америка. Там действительно, как в фильмах, стоит постоянный вой сирен. Любая бригада спецавтомобиля, включая скорую помощь, считает своим долгом оповестить весь город, вне зависимости от того, загруженная ли это улица днем или пустая ночью. А вот, например, в Швеции использование сирены строго прописано в правилах, и водитель, "нашумевший" тогда, когда можно было бы и не делать этого, заплатит немалый штраф.

В Украине, в том числе и в Киеве, включение звуковых сигналов также необходимо совершать только в крайнем случае. Правда, часто это абсолютно бессмысленно – хотя, согласно "Правил дорожного движения", при включенной сирене скорая помощь имеет приоритетное право на проезд по дороге, часто водители просто игнорируют спецавтомобиль. В этом контексте хотелось бы напомнить таким автомобилистам, что именно эта "скорая" может торопиться на вызов к вашим родственникам и близким, и синий "маячок" – это именно то, что позволяет надеяться на своевременное оказание помощи.