Самый ценный FERRARI

Обтекаемый кузов спроектировали в ателье Scaglietti
Обтекаемый кузов спроектировали в ателье Scaglietti
Обтекаемый кузов спроектировали в ателье Scaglietti
Сзади установлен заостренный спойлер
Сзади установлен заостренный спойлер
В 1963 году GTO не оставил ни единого шанса главному сопернику Shelby Cobra
В 1963 году GTO не оставил ни единого шанса главному сопернику Shelby Cobra
Благодаря применению алюминиевых сплавов в конструкции вес купе – всего 878 кг
Благодаря применению алюминиевых сплавов в конструкции вес купе – всего 878 кг
Ради снижения веса из салона убрали все атрибуты роскоши
Ради снижения веса из салона убрали все атрибуты роскоши
V12 объемом 3,0 л развивал 300 л. с.
V12 объемом 3,0 л развивал 300 л. с.
В 1964 году купе добыло для Ferrari третий чемпионский титул
В 1964 году купе добыло для Ferrari третий чемпионский титул
Автомобиль оснастили 4,0-литровым 390-сильным V12
Автомобиль оснастили 4,0-литровым 390-сильным V12
Необычный "гоночный фургон" Ferrari 250 GT Breadvan
Необычный "гоночный фургон" Ferrari 250 GT Breadvan
Среднемоторный Ferrari 250 LM создан на основе GTO
Среднемоторный Ferrari 250 LM создан на основе GTO

Красные "жеребцы" уже давно добыли себе славу благодаря громким гоночным победам, смелым техническим решениям и утонченному дизайну. Но у многих автолюбителей может возникнуть вопрос: если Ferrarі делает великие автомобили, то который же из них самый великий? Конечно, тяжело выбрать первого среди равных. Однако настоящие знатоки и поклонники итальянской марки знают ответ на этот вопрос. Скорее всего, лучшей они назовут не современные купе вроде 458 Italia или F12 Berlinetta, и даже не один из чемпионских болидов Михаэля Шумахера, а знаменитый Ferrarі 250 GTO 1962 года. Оно и  понятно, ведь эта модель – символ гоночных автомобилей 60-х годов, тогда ей не было равных. И даже сейчас ее технические характеристики вызывают уважение.

История Ferrarі 250 GTO началась в 1961 году, в преддверии изменения технического регламента гонок в классе Gran Tourіsmo. Тогда небольшая команда инженеров итальянской фирмы во главе с Джиотто Биззарини решила спроектировать машину, которая бы отвечала новым требованиям. Компания Ferrari тогда еще не была промышленным гигантом, а потому создание полностью новой модели было для нее весьма затратным делом. Поэтому за основу решили взять проверенную модель Ferrarі 250. Ее выпускали с 1954 года и она уже  одержала немало громких побед. Новый автомобиль назвали гоночной модификацией прошлогодней короткобазной Ferrarі 250 GT SWB, что, в принципе, было недалеко от истины. Такое решение позволило обхитрить FІA (международную федерацию автоспорта), ведь чтобы получить допуск к гонкам, нужно было выпустить хотя бы сотню серийных машин. В Ferrari же хватало средств примерно на три десятка еди-ниц. Официально машина именовалась Ferrarі 250 GT Berlіnetta Competіzіone. А название GTO возникло в следствии решения FIA: оно расшифровывается как Gran Tourіsmo Omologato, то есть "допущенный к гонкам Gran Tourіsmo".

В конструкцию 250 GT SWB внесли целый перечень изменений. Разработчики максимально облегчили шасси авто, а в ателье Scaglietti  спроектировали абсолютно новый обтекаемый кузов из алюминиевого сплава с революционным задним спойлером. От услуг штатного поставщика кузовов – Pіnіnfarіna – на сей раз пришлось отказаться. Из салона убрали все ненужное, включая спидометр, установили жесткие и легкие кресла. В итоге вес GTO составил лишь 878 кг. И естественно, на автомобиль установили независимую подвеску и дисковые тормоза всех колес.

Под капотом нового творения разместили лучшее детище Биззарини – надежный и закаленный в боях гоночный двигатель от Ferrarі 250 Testarossa. Этот 3,0-литровый V12 развивал 300 л. с. при 7500 об/мин. Его жажду утоляли сразу шесть двухкамерных карбюраторов Weber. Под стать мотору подобрали и спортивную 5-ступенчатую механическую коробку переключения передач.

В результате за короткое время был создан скоростной и легкий в управлении автомобиль. Динамические характеристики поражали: до 100 км/ч Ferrarі разгонялся за 6 с, а максимальная скорость составила внушительные, по тем временам, 280 км/ч.

К началу сезона гонок 1962 года окончательно довести машину не удалось, и первый этап чемпионата пришлось пропустить. Но уже на Гран-при в американском Себринге  Фил Хилл и Оливье Жендебьен не оставили соперникам ни единого шанса и заняли первое место в категории GT и второе в общем зачете (после Ferrari 250 Testa Rossa). А ведь стартовали они с десятого места. Затем последовали успех в сицилийской гонке Targa Florio и победа в своем классе в 24-часовой гонке в Ле-Мане. Последнее достижение особенно радовало, ведь Ferrarі на голову разбили конкурентов из Jaguar и Aston Martin, заняв первое и второе места. Дополнил успех Ferrari 330 TRI/LM, триумфовавший в общем зачете. У GTO не было конкурентов, и итальянская команда легко обеспечила себе чемпионство, обогнав Jaguar почти на 30 очков.

Победоносная хода продолжилась и в следующем году: Ferrarі 250 GTO снова доминировали в зачете GT в Себринге, Ле-Мане и Targa Florio, выиграли 1000-километровую гонку в Нюрбургринге и снова заняли первое место в чемпионате.

Но соперники не дремали: в 1964 году американский гонщик и инженер Кэролл Шелби презентовал знаменитое купе Shelby Cobra Daytona с могучим 4,7-литровым 390-сильным V8. У Ferrarі появился достойный соперник, и на гоночных трассах разгорелась настоящая борьба. Поэтому GTO пережил основательную модернизацию. На сей раз за дело взялись дизайнеры Pіnіnfarіna – спроектировали полностью новый обтекаемый кузов. Кроме того, автомобиль оснастили дифференциалом повышенного трения. Итальянцы завоевали победы в Tour de France, Targa Florio, Нюрбургринге, бельгийском Спа-Франкоршамп и Дайтоне (США), а американцы торжествовали в Ле-Мане, Себринге и Гудвуде (Великобритания). В конце концов, в упорной борьбе чемпионами снова стали Ferrarі 250 GTO и, таким образом, подтвердили статус лучших.

Но стало понятно, что GTO пора уходить на покой и следующий чемпионат состоялся уже без него. Пока длились битвы в чемпионате, в Маранелло не почивали на лаврах. Уже полным ходом шла разработка кардинально нового среднемоторного Ferrarі 250 LM, который, впрочем, использовал агрегаты GTO. Правда, трюк с допуском FIA на сей раз не прошел, и новому купе пришлось соревноваться в классе спортпрототипов. Это, впрочем, не помешало LM выиграть в Ле-Мане, но чемпионами в 1965 году все же стали Shelby Cobra. К слову, частные пилоты не захотели отказываться от GTO: продолжали на них соревноваться и даже самостоятельно их модифицировать. В частности, три купе оснастили 4,0-литровым 390-сильным V12, что подняло их предел скорости до 300 км/ч. Еще четыре автомобиля получили иные кузова, причем один из них получился весьма оригинальным. В профиль он очень напоминал развозной фургон, поэтому его назвали Ferrari 250 GT Breadvan ("хлебовоз").

Общее количество выпущенных Ferrarі 250 GTO составило всего 39 единиц. Поэтому неудивительно, что после триумфального выхода на "пенсию" коллекционеры устроили настоящую охоту за этими машинами. И их стоимость постепенно увеличилась с 23 000 долларов (заводская цена в начале 60-х годов) к сотням тысяч, а потом и к миллионам долларов. В 1989 году одно из купе продали за 14,6 млн. долларов. В наши дни оригинальный 250 GTO нельзя приобрести дешевле, чем за 10-12 миллионов долларов. Так, в 2008 году на аукционе за автомобиль отдали 24,5 миллиона долларов, а в 2010 году другой GTO сменил владельца за 18,7 миллиона. То есть, это один из самых дорогих автомобилей в мире и наиболее ценный "жеребец" из Маранелло. Но Ferrarі 250 GTO того стоит, ведь он – настоящая гоночная легенда.