Самые маленькие автомобили мира, ставшие легендой

Subaru 360 – Японский "жук"или Японский "народный" автомобиль
Subaru 360 – Японский "жук"или Японский "народный" автомобиль
Subaru 360 – Японский "жук"или Японский "народный" автомобиль
1942 Peugeot VLV – легкий городской автомобиль
1942 Peugeot VLV – легкий городской автомобиль
King Midget Series I 1949-го года в разной комплектации
King Midget Series I 1949-го года в разной комплектации
Справа King Midget Series II 1956-го года, слева King Midget Series III
Справа King Midget Series II 1956-го года, слева King Midget Series III
Messerschmitt KR-175 1954-го года слегка напоминает одноименный самолет
Messerschmitt KR-175 1954-го года слегка напоминает одноименный самолет
Типичный представитель Messerschmitt Kabinenroller
Типичный представитель Messerschmitt Kabinenroller
Сейчас от BMW вряд ли можно ожидать такого маленького чуда
Сейчас от BMW вряд ли можно ожидать такого маленького чуда
BMW Isetta 300 1956-го года
BMW Isetta 300 1956-го года
Fiat 500C Topolino 1949-го года – легендарная "мышь" итальянского производства
Fiat 500C Topolino 1949-го года – легендарная "мышь" итальянского производства
Subaru 360 – Японский "жук"или Японский "народный" автомобиль
Subaru 360 – Японский "жук"или Японский "народный" автомобиль

Сегодня нас окружает широкий диапазон классов автомобилей, мы имеем большой выбор и определяем его в зависимости от целей и задач, которые ставим перед собой. Например, одним достаточно компактного и экономичного автомобиля, а другим необходим многофункциональный и большой вседорожник или вместительный мини-вэн.

Критерии выбора класса машины практически во все времена были одинаковыми. Однако в истории автомобилестроения можно отметить время, когда существовали конструкции, не отвечающие четким правилам, результатом которых стали микроавтомобили. К сожалению, в обыденной жизни их уже не встретишь: они не отвечают необходимым мерам безопасности и экологическим стандартам. Сегодня это скорее история и удел коллекционеров.

Жизнь микроавтомобилей началась между двумя мировыми войнами.
Талантливые инженеры, в основном из авиационной промышленности, были направлены на решение проблем мобилизации населения. Эти автомобили стали детьми своего времени и символом духа людей.

Между войнами…
Одной из попыток спасти послевоенное поколение стал Velocar, построенный после Первой мировой войны французским инженером Шарлем Моше. Velocar начал свою жизнь как педальный автомобиль. Он был рассчитан на две персоны, как в отношении посадочных мест, так и контроля над техникой. Это позволяло ослепшим ветеранам крутить педали, а их женам управлять веломобилем.
В 1935-м году появилась модель Velocar Camionette со встроенным двигателем. Довольно шумный, с примитивным одноцилиндровым мотором, мощностью 2 л. с. Он весил приблизительно 100 кг, при размерах 2400 мм в длину и 1300 мм в ширину. Производство Velocar Camionette продолжалось более десяти лет – с 1926 по 1938 год.

Во время войны…
В 1942-м году несмотря на оккупацию немцами фирма , подпольно работая над секретными проектами, сотворила свой маленький электромобиль. Так появился  Peugeot Voiture Legere de Ville (легкий городской автомобиль). Было выпущено 377 машин. VLV, при помощи электрического двигателя, мог развить скорость до 32 км/ч.

Название "городского" ему было дано из-за максимально допустимого расстояния, которое он мог преодолеть за один раз – 80 км, ограничивая при этом возможность передвижения на большие дистанции, в том числе и загород. Весил он пропорционально относительно своему росту – всего 348 килограммов, при длине 2670 мм и ширине1210 мм.
Послевоенный маленький король

После войны особую популярность приобретает микроавтомобиль King Midget, сделанный воздушными американскими пилотами Клодом Драйем и Дейлом Оркаттом. Производство его  длилось более 20-ти лет и располагало тремя моделями. Первая – King Midget I (1949 год) – одноместная машина в виде деревянного каркаса, имеющая разные комплектации стоимостью от 50 до 350 у. е. Купить автомобиль можно было как в собранном, так и в разобранном виде.
В 1951-м году компания представила на рынок следующий, более практичный, King Midget II, уже больше напоминающий современный автомобиль повышенной проходимости, чем газонокосилку. Он считался элитным и приобрел славу на протяжении пяти лет. Его использовали в основном для поездок по магазинам или для игры в гольф.

В середине 1957-го появился последний "третий ряд" King Midget – это были лучшие модернизированные маленькие автомобильчики, не имевшие реальных конкурентов внутри страны. В целом, они считаются наиболее успешными из всех автомобилей этой компании.

Немецкий истребитель
Вернемся в Европу, когда после войны в Германии, согласно Версальскому мирному договору, запретили выпускать военную технику. По всей территории страны осталось многочисленное количество остановившихся заводов и фирм, работавших ранее на военную промышленность. Одним из таких предприятий стала корпорация Messerschmitt, находившаяся на грани разорения.

В то время бывший авиаконструктор Флитц Фенд решил создать маленький недорогой автомобиль для солдат-инвалидов. Так инженерная мысль Фенда сотворила в 1948 году первую немецкую "инвалидку", получившую название Fend Flitzer, в честь своего создателя. Она была  оснащена сначала 2,5-сильным, а позднее – 4,5-сильным двигателем, который предназначался для военных истребителей в качестве вспомогательной силовой установки.

Автомобиль стал пользоваться огромной популярностью. Спрос превышал предложение, и тогда Фенд обратился к главе самого крупного военно-авиастроительного предприятия Вилли Мессершмитту с предложением о совместной работе. Это сотрудничество открыло миру микроавтомобили Kabinenroller. Первый образец этой модели KR 175 был готов в 1952 году. Двухместный автомобиль оказался довольно вместительным, сидения располагались в ряд, для распределения веса вдоль продольной оси.
 
Kabinenroller развивал мощность 9 л. с. и разгонялся до 90 км/ч. Его вес и габариты полностью соответствовали параметрам микромашин: при стальном кузове он весил 180 кг, а габаритные размеры составляли 2820 мм в длину и 1220 мм в ширину.

В 1955 году компания Messerschmitt на волне своего успеха выпустила следующую модель KR 200. Внешне он не особо отличался от предшественника, однако усовершенствовалась "начинка": мотор стал мощнее, что позволило разгоняться до 105 км/ч, появилась передача заднего хода. Несмотря на большую конкуренцию с Isetta компании удалось продать 12 тыс. экземпляров.
Однако вскоре Германии разрешили конструировать и выпускать военные самолеты, и компания перебросила свои силы на профильную деятельность, а производство микромобилей в Messerschmitt остановилось. Да и спрос на них в начале 60-х заметно утих. Эти славные и милые машинки с каждым годом становились все более невостребованными и неконкурентоспособными. Рынок победили большие автомобили, как элемент престижа.

Маленькие изобретения больших компаний
Все же хочется еще отметить микроавто
мобили таких известных марок, как BMW, , Mazda и Subaru, ставшие легендами своих компаний.

Итак, начнем с BMW Isetta – самой маленькой машины и большого успеха компании. В свое время эта малолитражная легковушка спасла фирму от разорения. Представленная в 1955 году на Франкфуртском мотор-шоу, она стала абсолютной противоположностью всем выпускавшимся моделям того времени.
Внешне это была крошечная машина, напоминающая шарик с выпуклыми глазами-фарами. Главной особенностью и неординарностью была одна дверь, находящаяся в передней части автомобиля. Колесная база не отличалось от большинства других микромобилей, а задние колеса были гораздо меньше передних. Модель оснащалась одноцилиндровым мотором, а при помощи 12 л. с. могла разогнаться до 85 км/ч. До конца того же года BMW удалось продать свыше 10 тыс. таких малюток.

В следующем году компания выпустила обновленную модель своего детища, с открывающимися боковыми стеклами и увеличенным двигателем до 300 куб. см, названную BMW Isetta 300. Ее популярность превзошла все ожидания. В первую очередь это было связанно с нехваткой топлива, вызванной Суэцким кризисом – все ринулись за экономичными малолитражками. Автомобиль стали поставлять в США и Великобританию, а вскоре  –  Канаду, Австралию и Новую Зеландию. Эта довольно забавная машина полюбилась и комикам, ее стали снимать в кино, что делало ее особо популярной в молодежной среде.

К концу 50-х годов появилась третья BMW Isetta 600. Она сильно не отличалась от предшественницы и выглядела немного "натянутой", при том что спрос на Isetta к тому времени значительно утих. Но все же, в общей сложности их было выпущено примерно 170 тыс., что лишний раз подчеркивает ее исключительность.

Еще один вековой автопромышленный успех был отмечен в Италии – Fiat 500 Toppolino (в переводе с итальянского "мышь"). Внешне он и впрямь напоминал маленького, но довольно проворного мышонка с задорной мордочкой, однако это был достаточно солидный микроавтомобиль – никаких трех колес или одной двери.  Обычное 2-местное купе (выпускался и универсал) оснащенный 4-цилиндровым двигателем. Разгонялась эта машина до 85 км/ч, при этом расход топлива находился в пределах 6 л. Первые модели были выпущены на рынок в 1937-м году и производились 20 лет. Сложности, связанные с войной, оказались "мышонку" даже на руку, не потребовалась модернизация и усовершенствование. Люди оставались не тех средствах передвижения, которые имели,  банкиры и доктора, ранее разъезжавшие на шикарных машинах, были вынуждены пересесть на более простые автомобили.

Но все же эти "мыши" не результат сложившихся обстоятельств, а скорее любовь к маленьким автомобилям. В конце 60-х Италия поднялась на ноги, и компания Fiat стала активно вкладывать средства в своих подопечных, выпуская все более новые и совершенные  Fiat 500, заполонившие дороги страны. 
В середине 70-х она стала больше похожа на обычную городскую машину, пользующуюся спросом в основном у домохозяек. 

Однако существует факт, подтверждающий необычайное отношение людей к  Fiat 500 – он попал в книгу рекордов Гиннеса. Приблизительно 5 тыс. человек на 750-ти автомобилях собралась на ежегодной встрече автолюбителей. 500 машин выстроились в виде эмблемы, заняв площадь длиною  в три километра. Таким способом они не только выразили свою любовь и побили рекорд, а подтолкнули производителей к мысли создания  Fiat 500 ХХI века, которая сейчас стала уже реальностью.

На Японских островах тоже существуют свои маленькие легенды, одна из которых открыла мир легковых автомобилей для компании Mazda – это R360.
Поначалу фирма занималась мотоциклами и фургонами. Свой первый автомобильный образец она разработала еще в 1940-м году, однако все попытки были неудачными. Понадобилось 20 лет для начала массового производства, которое осуществилось при запуске малютки  R360. Наряду со всей японской автомобильной промышленностью, развитие Mazda тогда взлетело на истинно захватывающей скорости.

Первая модель R360 Coupe возможно не отличалась особым шармом, но была достаточно удобной и комфортной 2-местной машиной, оснащенной 2-цилиндровым двигателем, объемом 356 куб. см, позволяющим ей разгоняться до 90 км/ч.

Если модель Mazda R360 была сделана исключительно в интересах компании, то Subaru 360 – следствие трудов на благо Японии, разработанная согласно государственному плану постройки "народного" автомобиля. Рынок был переполнен дорогими легковыми машинами, страна нуждалась в более доступном и простом средстве передвижения.  Выпущенный в 1958 году, Subaru 360, отвечал всем необходимым требованиям и оправдал все ожидания. Он имел прекрасные технические характеристики и приятный внешний вид, слегка напоминавший жука (на родине был ласково назван "божьей коровкой"). Солидный 4-местный и 4-колесный пассажирский автомобиль пользовался спросом в течение 11-ти лет и имел огромную популярность до 1970 года.

"Народный" микроавтомобиль Советского Союза
В свое время на наших улицах тоже бегал "народный" автомобиль – 965, прозванный в народе "горбатый". В послевоенное время в СССР было всего два автомобилестроительных завода, выпускающих легковые машины, что не давало возможность обеспечить потребности всех желающих граждан. Автопарк страны использовался в основном для обслуживания чиновников, заслуженных деятелей и государственных организаций. В конце 50-х поступил приказ о создании небольшого экономичного легкового автомобиля, который смог бы иметь широкое распространение в разных слоях населения.

Так, в 1957 году появилась первая разработка 965-го. Окончательную его версию мир увидел только в 60-м году, когда "Запорожец" отвезли в Кремль, где и был утвержден новый автомобиль. Ему дали разрешение на серийное производство и установили цену – 2000 рублей. Для владельцев первых 965-х, он был настолько желанный, что ему прощали все его недостатки, которые были довольно заметны: неудачный шумный и маломощный мотор, крошечный багажник и очень тесный салон. Однако в то время, за неимением других вариантов, 965-й все же был сенсацией в советском автомобилестроении. Вскоре "горбатого" модернизировали: изменили тормозную систему, переднюю подвеску, увеличилась мощность до 30 л. с., установили довольно комфортные сидения.

В таком виде их выпускали до 1969 года, потом пришла на смену новая усовершенствованная модель ЗАЗ 966. Она была выше классом, следовательно, больше и комфортнее.

Сегодня микроавтомобили можно увидеть только в музеях или на ретро-выставках. Однако это не говорит о том, что они в прошлом. Эти крошечные машинки будут жить в наших сердцах до тех пор, пока мы с вами способны удивляться и интересоваться необычайными изобретениями человечества.