Pontiac GTO: недорогая мощь

Логотип Pontiac GTO
Логотип Pontiac GTO
Логотип Pontiac GTO
Pontiac GTO создали как специальную версию купе и кабриолета Tempest
Pontiac GTO создали как специальную версию купе и кабриолета Tempest
Джон ДеЛореан – создатель GTO
Джон ДеЛореан – создатель GTO
С помощью трех двухкамерных карбюраторов мощность 6,4-литрового мотора подняли до 348 л. с.
С помощью трех двухкамерных карбюраторов мощность 6,4-литрового мотора подняли до 348 л. с.
В салоне установили спортивные кресла
В салоне установили спортивные кресла
У модели 1965 года обновили переднюю часть
У модели 1965 года обновили переднюю часть
Pontiac GTO 1967 года
Pontiac GTO 1967 года
Версию Judge можно отличить по полосам на боковинах и заднему спойлеру
Версию Judge можно отличить по полосам на боковинах и заднему спойлеру
Pontiac GTO 1974 года создан на основе модели Ventura
Pontiac GTO 1974 года создан на основе модели Ventura
Возрожденный Pontiac GTO выпускали в 2004-2006 годах
Возрожденный Pontiac GTO выпускали в 2004-2006 годах

В 60-х годах в США сформировался новый класс доступных спортивных моделей. Оснащали их большими и мощными двигателями V8, поэтому новый сегмент почти сразу получил название muscle cars («мускулистые автомобили»). Основателем muscle cars считается знаменитый GTO, ставший одной из самых известных моделей своего времени.
   
Pontiac GTO, по праву, считается детищем талантливого инженера и менеджера Джона ДеЛореана. Именно он в середине 50-х годов смог возродить марку Pontiac после затяжного кризиса, сделать ее привлекательной для нового поколения американцев. Молодежь в те времена требовала все больше лошадиных сил под капотом, и ДеЛореан взялся за разработку сразу нескольких спортивных моделей. Однако это решение привело к конфликту с вышестоящим руководством General Motors, запретившим установку на Pontiac моторов рабочим объемом свыше 5,4 л. Дело в том, что право создавать скоростные модели отдали Chevrolet, и появление мощных Pontiac могло привести к конкуренции между двумя подразделениями концерна.
   
Однако ДеЛореан сдаваться не привык. Он решил не проектировать полностью новую модель, а создать спортивную версию 5,2-метрового среднеразмерного Pontiac Tempest. Для него разработали специальный опционный пакет – таким образом удалось обойти запрет General Motors. Назвали его GTO – так же, как и знаменитую модель Ferrari. Впрочем, итальянцы по этому поводу не возмущались.
   
GTO был доступен с кузовами купе, и кабриолет и с виду ничем не отличался от базового Tempest. Но под его капотом установили новый 6,4-литровый V8. В базовой версии с четырехкамерным карбюратором он развивал 325 л. с., но за доплату была доступна опция Tri-Power. Улучшенная система питания с тремя двухкамерными карбюраторами подняла мощностью до 348 л. с. С 4-ступенчатой механической трансмиссией автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 6,6 с и достигал 195 км/ч. А чтобы GTO увереннее чувствовал себя в поворотах, доработали рулевое управление, подвеску и тормоза, установили новые шины. В салоне установили спортивные сиденья, а за доплату предлагали кондиционер, радио и автоматическую трансмиссию.
   
Изначально планировали за год изготовить ограниченную серию из 5000 GTO, но спрос на автомобиль превысил все ожидания. Дело в том, что спортивная версия стоила всего на 300 долларов дороже стандартного Tempest. За 12 месяцев продали 32 450 машин и этот успех заставил руководство General Motors пойти навстречу ДеЛореану. С 1965 года GTO стал отдельной моделью. Его немного обновили: установили «двухэтажные» фары и новую решетку радиатора. А мощность мотора подняли до 335 л. с. в стандартной версии и 360 л. с. – в Tri-Power. Изменения помогли увеличить объемы производства до 75 тыс. машин.
   
А в следующем году количество собранных GTO достигло уже 97 тыс. единиц. Модель снова освежили, а с 1967 года начали устанавливать дисковые тормоза передних колес и новый 6,6-литровый двигатель. От системы Tri-Power отказались, но мощность осталась на уровне 360 л. с. Дело в том, что GTO оснастили авиационной технологией динамического наддува Ram Air. Благодаря улучшенной герметизации воздушного фильтра в двигатель поступало больше кислорода и, соответственно, улучшался процесс сгорания топливной смеси. GTO был способен разгоняться до 100 км/ч за 6 с и развивать 200 км/ч, что по тем временам считалось отличным результатом.
   
Хотя объемы продаж Pontiac GTO и были внушительными, ДеЛореан со своей командой решили не почивать на лаврах и представили в 1968 году второе поколение модели. Автомобиль преобразился: стал более ярким и обтекаемым на вид, обрел оригинальные фары, спрятанные за радиаторной решеткой. Его длину и высоту уменьшили, снизилась и масса. Двигатель остался прежним: он развивал 350 л. с. в обычной версии и 366 л. с. – с Ram Air. Новинку положительно восприняли, и за год выпустили 88 тыс. купе и кабриолетов стоимостью 4200 долларов (25 тыс. долларов по нынешнему курсу).
   
С 1969 года в линейке модели появилась особая модификация Judge. Отличить ее можно было по 15-дюймовым легкосплавным дискам, полосам на боковинах и спойлеру на крышке багажника. Эту версию оснащали исключительно двигателями с Ram Air, а также адаптивным гидроусилителем руля (одним из первых в мире) и дифференциалом повышенного трения. А через год под капот GTO начали устанавливать огромную 7,4-литровую «восьмерку». Она не была мощнее (360 л. с.), но зато обладала огромным крутящим моментом (680 Н·м), а поэтому была более эластичной и приспособленной для повседневного использования. Но расход топлива в городском цикле порой достигал 35 л/100 км.
   
В начале 1970 годов развитие muscle cars начало  постепенно сбавлять темпы из-за введения новых экологических норм и увеличения страховых сборов со спортивных моделей. Мощности начали постепенно снижаться. Уже в 1971 году 6,6-литровый двигатель GTO развивал 300 л. с., а 7,4-литровый – 335 л. с. Продажи резко снизились до 10 500 машин, даже несмотря на очередную модернизацию. В 1973 году GTO перестал быть самостоятельной моделью и превратился в более мощную версию Pontiac Le Mans, а его мощность снизилась до 250 л. с. Популярностью он не пользовался, и через год представили новый GTO, построенный на платформе Ventura. Скромный 5,7-литровый мотор выдавал всего 200 л. с., что, конечно же, не пришлось по душе активным водителям. Тем более что топливный кризис заставил многих отказаться от покупки прожорливых спортивных автомобилей. Удалось продать всего 7 тыс. купе, и в General Motors отказались от дальнейшего развития модели.
   
днако ошеломительный успех оригинального GTO не давал покоя руководству Pontiac. В последующие годы предпринималось сразу несколько попыток возродить знаменитую модель. Но ее воскрешение произошло лишь в 2004 году – к 40-летнему юбилею. Новый GTO построили на платформе австралийского Holden Monaro и оснастили двигателями V8 от Chevrolet Corvette – 5,7-литровым 350-сильным и 6,0-литровым 400-сильным. Более мощный вариант разгонялся до 100 км/ч за 4,6 с и достигал 280 км/ч. За два года удалось выпустить чуть более 40 000 купе и из-за низкого спроса его сняли с производства.
   
Сейчас марки Pontiac уже не существует, ее закрыли в конце 2009 года. Но старенькие GTO продолжают пользоваться популярностью и порой на аукционах их стоимость доходит до 80 тыс. долларов (хотя версии попроще можно найти и за 20-30 тыс.), ведь это одна из культовых моделей той эпохи.