По стопам 3-колесных автомобилей

3-колесный паровой тягач Н.Ж. Кюньо
3-колесный паровой тягач Н.Ж. Кюньо
3-колесный паровой тягач Н.Ж. Кюньо
Карл Бенц запатентовал первый в мире автомобиль – 3-колесный Motorwagen
Карл Бенц запатентовал первый в мире автомобиль – 3-колесный Motorwagen
Спортивный автомобиль начала ХХ века от компании Morgan Motor Co. Ltd
Спортивный автомобиль начала ХХ века от компании Morgan Motor Co. Ltd
Messerschmitt Kabinenroller – звучит и выглядит совсем как немецкий истребитель
Messerschmitt Kabinenroller – звучит и выглядит совсем как немецкий истребитель
Легендарная "малютка" BMW Isetta
Легендарная "малютка" BMW Isetta
Phanomobil. Выпускался с 1907 по 1927 год
Phanomobil. Выпускался с 1907 по 1927 год
"Танцующий" Mercedes Benz F-300 Life Jet
"Танцующий" Mercedes Benz F-300 Life Jet
Peugeot 20Cup разрабатывался для спортивных целей
Peugeot 20Cup разрабатывался для спортивных целей
Трицикл Merlin Roadster от компании  Corbin Motors
Трицикл Merlin Roadster от компании Corbin Motors
В середине прошлого века на дорогах можно было встретить даже 3-колесный грузовик с полуприцепом – Scammell Scarab
В середине прошлого века на дорогах можно было встретить даже 3-колесный грузовик с полуприцепом – Scammell Scarab

Автопроизводители постоянно ищут формулу экономичного, простого и доступного транспортного средства. Одним из таких средств передвижения стал 3-колесный автомобиль (трицикл). По мнению его создателей, он обладают следующими преимуществами: компактность, легкость в управлении и простота конструкции (привод на одно колесо позволяет избавиться от сложных механизмов транс-миссии: дифференциал, полуоси, карданный вал и т. д.).

Автомобилестроение началось как раз с 3-колесных машин. В 1769–1770 гг. французский инженер Николя Жозеф Кюньо построил паровой автомобиль с передним ведущим колесом. Тогда эта идея не увенчалась успехом. В 1886 году немецкий инженер-механик Карл Фридрих Бенц создал Motorwagen. С этой коляски с бензиновым двигателем, которая первая в мире была отмечена патентом на изобретение автомобиля, и начался автомобильный бум. В скором времени улицы начали заполнять 3-колесные самоходные кареты различных, появляющихся чуть ли не каждый день, новых фирм.

С появлением конкуренции автомобильная промышленность стала быстро развиваться и усовершенствоваться. Начали создаваться более многофункциональные и комфортные автомобили. Появились 4-колесные схемы. Многим конструкторам, не исключая Бенца, для того чтобы сохранить свой бизнес, пришлось поддаться общей тенденции.

Однако также существовали компании, которые игнорировали автомобильную моду и продолжали совершенствовать свои 3-колесные конструкции. Самой известной из них, которая на протяжении полувека создавала такие машины, является английская фирма Morgan Motor Co. Ltd, которая и по сей день считается довольно консервативной, однако уверенной в своей самодостаточности.
Руководитель этого предприятия, Генри Фредерик Стенли Морган, в 1910 году начал заниматься изготовлением 3-колесного автомобиля с необычным на то время кузовом и цепным приводом. Так появилась двухместная модель, названная Morgan Runabout. Вначале ее создатель отнесся к своему изобретению как к увлечению, не более того, но все же решился выставить свое "детище" на Лондонском автосалоне Olympia Motor Show. Неожиданно для себя во время выставки Морган получил несколько заказов. После этого, сумев убедить отца предоставить ему финансовую поддержку, в 1915 году он сконструировал "семейную" 4-местную версию Morgan Runabout.

После окончания Первой мировой войны Англия столкнулась с серьезными проблемами нехватки стали, но компания Morgan Motor Co. Ltd сумела быстро сориентироваться и заменить многие стальные узлы алюминиевыми. В основном из этого сплава изготавливался кузов, который крепили к деревянному каркасу. Маленькие размеры автомобилей Morgan выигрывали за счет своей дешевизны. Это и принесло компании успех в послевоенные годы.

Самой удачной моделью того времени считается Aero (1921 г.). Она отличалась своим неординарным обтекаемым кузовом. В последующие годы модель неоднократно изменяли, улучшая ее техническую сторону. В междувоенное время компании удалось наладить экспорт своей продукции на рынки многих других стран. 3-колесные автомобили воспринимались как экзотика и пользовались хорошим спросом у покупателей.

Параллельно компания производила спортивные трициклы, которые активно использовались в соревнованиях. И стоит отметить, что, несмотря на свою простоту, они себя неплохо проявили на этом поприще. 3-колесные Morgan оставляли многие 4-колесные автомобили позади себя.

В 50-х годах у компании Morgan Motor Co. Ltd дела пошли на спад. Производство 3-колесных классических английских автомобилей остановилось. У фирмы начался новый этап.

Время после Второй мировой войны для многих компаний было переломным. И в этой тяжелой гонке за выживание побеждали только те производители, которым удавалось угадать потребности и возможности покупателей. Поэтому многие из них направили все свои силы на создание небольших, недорогих и экономичных автомобилей. Некоторые из них снова вернулись к 3-колесной схеме.

Самыми известными 3-колесными автомобилями того времени считаются BMW Isetta и Messerschmitt Tiger. Они обошли не только конкурентов в своем классе, но даже 4-колесные мини-автомобили не смогли с ними тягаться.

Немецкая компания Messerschmitt, ранее выпускавшая военные самолеты, в начале 50-х годов создавала 3-колесные автомобили, которые своим видом и формой напоминали истребители. Чтобы попасть внутрь машины, необходимо было открыть прозрачный колпак, который выполнял одновременно и функцию крыши. Сиденья в автомобиле имели рядное расположение (друг за другом). Управление  производилось при помощи рычага, как в самолете. Вес модели – 240 кг. При помощи 10-сильного двигателя он способен был разогнаться до 100 км/ч. Последняя версия Tiger получила 20-сильный двигатель и ее максимальная скорость поднялась до отметки 130 км/ч.

Многие другие автомобили имели схожие технические характеристики и отличались, в основном, внешним видом. Трициклы не обошли и нашу страну стороной. Отечественная война оставила после себя много инвалидов. Для них на базе легких мотоциклов М1-М Минского и К1-Б Киевского заводов были разработаны 3-колесные мотоколяски. Кресло размещалось между двумя задними колесами, перед которым был установлен рычаг управления, связанный с передним колесом. После, в городе Серпухове, мотоколяску оборудовали кузовом.

Трициклы выпускаются и сейчас, однако больше в виде мини-грузовичков. В основном они используются в странах Африки, Южной Америки и Юго-Восточной Азии, где высокая плотность населения и низкий уровень жизни. Эта техника подкупает своей простотой, неприхотливостью и экономичностью.
Кроме грузовичков, встречаются сегодня и другие удивительные трехколесные изобретения. Так, нигерийская компания Addis производит 5-местные, 4-дверные трициклы, кузов которых сделан из пластика и пальмового волокна. Расход топлива такого транспортного средства не превышает пяти литров на 100 километров.

Подобные автомобили можно встретить и в Европе. Как известно, по старым городам, состоящим из маленьких и узких улиц, трудно передвигаться современному легковому автомобилю, не говоря уже про грузовой транспорт. В связи с этим был разработан мини-грузовик ASSO 20-14, который способен перевозить до 850 килограмм груза, а для полного разворота ему требуется не более семи метров.

Судя по тому, как крупные автомобильные компании сегодня активно берутся за разработку 3-колесных транспортных средств, можно ожидать возрождения трициклов. Например, американская компания Corbin Motors начала выпуск Merlin, который является чем-то средним между мотоциклом и автомобилем, поскольку оснащен двигателем от Harley Davidson. Этот факт позволяет владельцам Merlin страховать его как мотоцикл, и иметь водительское удостоверение категории "А". На сегодняшний день разработано уже две модели Merlin: Roadster и Merlin Coupe.

Также хотелось отметить, что компания Corbin Motors в конце 90-х годов прославилась своим 3-колесным электромобилем под названием Sparrow.
К сегодняшнему дню представили свои концепты такие компании, как Mersedes-Benz и Peugeot. Их модели F300 Life Jet и 20Cup пока остаются только в категории проектов, однако кто знает... Ведь уже сегодня в большом мегаполисе компактность трицикла могла бы способствовать уменьшению пробок, а небольшой рабочий объем двигателя позволил бы экономить деньги и сохранять при этом окружающую среду.