Pininfarina: итальянские мастера дизайна

Батиста Фарина
Батиста Фарина
Батиста Фарина
Lancia Florida 1957 года — личный автомобиль Батисты Фарины
Lancia Florida 1957 года — личный автомобиль Батисты Фарины
Электромобиль Pininfarina H2 Speed 2018 года
Электромобиль Pininfarina H2 Speed 2018 года
Lancia 037 1981 года — победитель чемпионата мира по ралли
Lancia 037 1981 года — победитель чемпионата мира по ралли
Единственный в истории седан Ferrari Pinin, 1980 год
Единственный в истории седан Ferrari Pinin, 1980 год
Ferrari 365 P Berlinetta Speciale 1966 года
Ferrari 365 P Berlinetta Speciale 1966 года
Alfa Romeo Spider Duetto 1966 года — последнее творение Батисты Пинифарины
Alfa Romeo Spider Duetto 1966 года — последнее творение Батисты Пинифарины
Pininfarina X 1960 года
Pininfarina X 1960 года
Cadillac Eldorado Brougham выпускали на предприятии Pininfarina
Cadillac Eldorado Brougham выпускали на предприятии Pininfarina
Ferrari 410 Superfast 1956 года
Ferrari 410 Superfast 1956 года
Cadillac Series 452-A V16 Roadster 1931 года принадлежал индийскому махарадже
Cadillac Series 452-A V16 Roadster 1931 года принадлежал индийскому махарадже
Ferrari 375 MM Coupe Speciale стал подарком актрисе Ингрид Бергман
Ferrari 375 MM Coupe Speciale стал подарком актрисе Ингрид Бергман
Maserati A6G CS 1953 года
Maserati A6G CS 1953 года
Ferrari 342 America 1952 года — первый плод сотрудничества марки с Pininfarina
Ferrari 342 America 1952 года — первый плод сотрудничества марки с Pininfarina
Alfa Romeo 6C 2500 SS Cabriolet 1946 года
Alfa Romeo 6C 2500 SS Cabriolet 1946 года
Alfa Romeo 8C 2900B Spider Aerodinamica 1939 года
Alfa Romeo 8C 2900B Spider Aerodinamica 1939 года
Alfa Romeo 6C 2300B Pescara, 1937 год
Alfa Romeo 6C 2300B Pescara, 1937 год
Lancia Astura Bocca 1937 года
Lancia Astura Bocca 1937 года
Chery M11 2007 года
Chery M11 2007 года

Италия традиционно славится своими художниками, скульпторами и архитекторами, а в ХХ веке появились новые творческие люди – автодизайнеры. Именно на Аппенинах работают ведущие мировые кузовные ателье – Bertone, Italdesign Guigaro, Zagato. Видное место в этой когорте занимает и дизайнерская студия Pininfarina

Создание – заслуга итальянского стилиста Батисты Фарины. Он был десятым в семье из одиннадцати детей, а потому получил прозвище Пинин («малыш»). В 1919 году старший брат Батисты, Джованни основал в Турине кузовное ателье Stabilimenti Farina и Пинин начал помогать ему. Через год его отправили в командировку в США, где он познакомился с самим Генри Фордом. Тот предложил молодому дизайнеру остаться, но Батиста вернулся домой и продолжил развивать семейный бизнес. В Италии он занялся автогонками и в 1921 году установил рекордное время в ралли «Аоста – Гран Сан Бернардо».

В конце 20-х Батиста Фарина сдружился в Винченцо Лянчей, основателем и владельцем Lancia. Тот подтолкнул его к созданию собственного ателье дизайна и 22 мая 1930 года была зарегистрирована компания Società anonima Carrozzeria Pinin Farina. Как нетрудно догадаться, ее первенцем стал автомобиль марки Lancia – лимузин на базе модели Dilambda с 4,0-литровым 100-сильным под капотом.

Вслед за Lancia Dilambda последовали и другие творения – купе Hispano-Suiza и элегантный кабриолет Cadillac V16. Последний создали по заказу махараджи из индийского города Орчха. Тот был заядлым охотником, поэтому в автомобиле разместили шесть отделений для ружей и патронов, а также установили специальное подъемное кресло, чтобы он мог стрелять, не выходя из машины. А 165-сильный V16 не только давал возможность развить 145 км/ч, но и отличался плавностью работы.

Поначалу ателье Pininfarina работало по индивидуальным заказам – создавало эксклюзивные кузова для богатых клиентов, желающих выделиться. За основу брали модели Fiat, Rolls-Royce, Isotta-Fraschini. Начали экспериментировать и с аэродинамикой: в 1937 году представили обтекаемое купе Alfa Romeo 6C 2300 Pescara.  Хотя и с автопроизводителями тоже сотрудничали: так по заказу Lancia выпустили шесть кабриолетов Astura Bocca. Первой же массовой моделью, чей внешний вид разработали в Pininfarina, стал Lancia Aprilia. Благодаря испытаниям в аэродинамической трубе удалось добиться рекордного для тех лет коэффициента лобового сопротивления – 0,47. Кстати Lancia имели несущие кузова тогда, как большинство ателье тех лет работали исключительно с рамными моделями.

К 1939 году в Pininfarina работали уже 400 человек, азаказов хватало – выпускали по 150 кузовов в месяц. Одним из самых ярких творений стал Alfa Romeo 8C 2900 B Spider Aerodinamica с выдвижными фарами. Однако начало войны заставило Батисту Фарину изменить планы. Вместо роскошных кабриолетов и скоростных купе пришлось выпускать фургоны «скорой помощи». Предприятие превратилось в военный объект и его разбомбила авиация союзников.

Когда наступил мир, пришлось начинать все заново. Но Фарина не унывал, ведь послевоенный экономический бум спровоцировал спрос на дорогие автомобили. Зажиточные европейцы и американцы изголодались за новыми моделями. Уже в 1946 году ворота отстроенного завода покинули очень схожие кабриолеты Alfa Romeo 6C 2500 SS и Lancia Aprilia. Батиста вместе с сыном Серджио сели за руль автомобилей, поехали на Парижский автосалон и припарковали их возле входа на выставку. Новинки сотворили настоящий фурор.

Но по-настоящему заявить о себе в Pininfarina смогли благодаря Cisitalia 202. Компактные купе и кабриолет привлекали обтекаемым дизайном с вытянутым изящным силуэтом. Аэродинамика оказалась настолько продуманной, что скромного 1,1-литрового 70-сильного мотора хватало, чтобы развить 170 км/ч. Все 170 автомобилей собрали в цехах Pininfarina. Cisitalia 202 даже выставили в музее современного искусства в Нью-Йорке.

Сульбу Pininfarina решила встреча в 1951 году Батисты Фарины с Энцо Феррари. После ужина в небольшом ресторанчике возле Турина два гения подписали сделку, определившую будущее их компаний на десятилетия. С тех пор и до наших дней внешний вид почти всех дорожных Ferrari создавался в сотрудничестве с Pininfarina. Первым плодом партнерства стал Ferrari 342 America. Строгие купе и кабриолет с 4,1-литровым 200-сильным V12 разгонялись до 185 км/ч.

Затем последовали Ferrari 212 Inter, 250 Europa 250 Tour de France. Особого упоминания заслуживает утонченный Ferrari 375 MM Coupe Speciale. Изящное купе с очень длинным капотом и выдвижными фарами стало подарком режиссера Роберто Росселини своей жене, актрисе Ингрид Бергман. Оно было не только красивым, но и быстрым, ведь 4,5-литровый V12 мощностью 340 л. с. разгонял его до 240 км/ч.

Еще быстрее стал 360-сильный Ferrari 410 Superamerica – он достигал 260 км/ч. В Pininfarina, естественно, разработали его дизайн, а наряду со стандартной версией специально для США представили вариант Superfast. Дизайн выдержали в типично американском стиле тех лет с обилием хрома и огромными «килями» на задних крыльях.

Ferrari стали ключевыми партнерами Pininfarina, но с другими марками сотрудничество не прекратилось. Так, команда Батисты Фарины разработала дизайн знаменитых Maserati A6G CS и Lancia Aurelia B24. Стилисты создавали не только спортивные и роскошные модели, но и более доступные автомобили – такие, как Peugeot 403, выпущенный миллионным тиражом.  А кабриолет Alfa Romeo Giulietta Spider не даже выпускали своими силами – всего изготовили 1025 кабриолетов. Для себя же Батиста Фарина спроектировал респектабельное черное купе Lancia Florida.

Pininfarina и Stabilimenti Farina слились в одну компанию, ставшую, таким образом, семейным бизнесом. В 1956 году предприятие переехало в новые большие цеха на окраине Турина. Теперь оно было готово к масштабному производству и заказы не заставили себя ждать. Именно здесь собирали самый технологичный автомобиль 50-х – Cadillac Eldorado Brougham. Этот седан получил центральный замок, электропривод передних сидений с памятью на настройки, кондиционер, круиз-контроль, самозатемняющееся зеркало заднего вида и даже пневмоподвеску. Впрочем, и дизайн получился запоминающимся – с распашными дверьми и фирменными «плавниками». Всего в Pininfarina собрали более чем 200 Eldorado Brougham.

На волне успеха отец и сын Фарина решились на оригинальный шаг – сменили фамилию на Пининфарина, причем разрешение выписал сам президент Италии. С начала 60-х годов Батиста постепенно начал передавать бразды правления компанией Серджио. Под руководством младшего Пининфарины были созданы такие шедевры, как Ferrari 250 GT Berlinetta Lusso и 275 GTB – одни из самых красивых машин своего времени. Особенно поражал Ferrari 275 GTB, чей 300-сильный V12 помогал развить 265 км/ч.

На фоне серийных жеребцов из Маранелло выделялся Ferrari 365 P Berlinetta Speciale. Это среднемоторное купе построили на шасси гоночного спортпрототипа и оснастили 4,4-литровым V12 мощностью 380 л. с. В Pininfarina же создали сверхобтекаемый кузов с панорамной прозрачной крышей. Интересно, что автомобиль был трехместным: водитель сидел по центру, а пассажиры – по бокам. Всего выпущено только два Ferrari 365 P Berlinetta Speciale и оба стали подарками. Одно купе преподнесли главе правления Fiat Джанни Аньели в честь вхождения Ferrari в этот концерн, второе презентовали другу Энцо Феррари и представителю марки в США Луиджи Чинетти.

Среди других работ Pininfarina этого периода следует отметить изящные купе Lancia Flavia и Flaminia, а также очень успешный седан Peugeot 404, выпущенный в количестве 1,8 миллиона единиц. Впервые компания получила заказ от японского производителя – разработала Nissan Bluebird. Кроме того, 60-е годы – эпоха футуристических концепт-каров. Особенно выделяется Pininfarina X, чьи колеса были расположены в виде ромба: одно на первой оси, два – на второй и еще одно – на третьей. Это, а также кузов в форме пули, позволили добиться очень низкого коэффициента лобового сопротивления – 0,23. А вот Chevrolet Corvette Rondine выглядел более традиционно, но зато поражал своей элегантностью.

Лебединой песней Батисты Пининфарины стал легендарный кабриолет Alfa Romeo Spider Duetto, находившийся на конвейере почти 30 лет. В 1966 году великого дизайнера не стало, но Серджио Пинифарина успешно продолжил дело отца. В конце 60-х ему удалось создать сразу два легендарных Ferrari. Среднемоторный Dino стал данью памяти умершему сыну Энцо Феррари. Элегантные купе и кабриолет пользовались немалой популярностью, ведь были самыми доступными в линейке марки. А вот Ferrari 365 GTB/4 Daytona прославился, как самый быстрый автомобиль своего времени – он достигал 280 км/ч благодаря 352-сильному V12. Дизайнеры также постарались на славу: наделили автомобиль клиновидным силуэтом, выдвижными фарами и кнопками вместо дверных ручек. Кроме того, увидел мир стреловидный Ferrari 512 S Speciale с откидным стеклянным колпаком вместо лобового стекла.

В Pininfarina также показали, что спортивную модель можно сделать и из  массового автомобиля. Так, на основе Fiat 124 (донора «Жигулей» ВАЗ-2101) создали яркий кабриолет. Мощность двигателя подняли до 90-120 л. с., что подняло максимальную скорость до 180 км/ч. За два десятилетия выпущено свыше 200 тыс. Fiat 124 Sport Spider, причем часть из них полностью изготовили в цехах кузовного ателье. Точно так же на базе Peugeot 504 разработали купе и кабриолет.

Серджио Пинифарина приложил усилия, чтобы расширить компанию и внедрить новые технологии. Были построены новый исследовательский центр и полноразмерная аэродинамическая труба, где можно было продувать настоящие автомобили, а не их масштабные модели. Именно это помогло сделать Ferrari 308 и Berlinetta Boxer более обтекаемыми. В Pininfarina также предложили партнерам проект представительского седана Ferrari Pinin, но он так и не стал серийным. Зато довольно успешным стал роскошный Rolls-Royce Camargue с нетипичным для британской марки стилем.

Применение новых технолгий дало свои плоды при разработке раллийного Lancia 037. Это 325-сильное купе в 1983 году выиграло чемпионат мира, оставив позади даже полноприводной Audi Quattro. Также специалисты Pininfarina помогли создать один из самых известных автомобилей 80-х – легендарный Ferrari F40. Наряду с ним спроектировали внешний вид знаменитого Ferrari Testarossa и обтекаемый концепт-кар Mythos.

Ателье также прославилось благодаря самому длинному в мире конвейеру. По договору с General Motors кузова для Cadillac Allante изготовляли в Италии, а затем отправляли их в США для окончательной сборки. Таким образом произвели более 21 тыс. кабриолетов.

В 90-х годах сфера деятельности кузовного ателье расширилась: оно начало разрабатывать дизайн автобусов, трамваев и даже поездов. Хотя, конечно, и основную сферу деятельности развивали. Дизайнеры работали как над эксклюзивным 520-сильным Ferrari F50, так и над более доступными Peugeot 306 и 406 Coupe. Параллельно появлялись и оригинальные концепт-кары вроде кабриолета Ethos. Постепенно перечень партнеров Pininfarina расширился: среди продукции компании – Hyundai Matrix и даже китайский Chery M11.

Экономический кризис заставил свернуть собственное массовое производства. А в 2012 году компания понесла утрату – ушел из жизни Серджио Пининфарина. Это подкосило позиции кузовного ателье, а политика нового руководства привела к финансовой нестабильности. Тем не менее, Pininfarina продолжает создавать все новые шедевры. Помимо серийных Ferrari вроде 458 Italia или FF создаются эксклюзивные модели – такие, как Sergio.  После долгого перерыва возобновлено сотрудничество с Maserati – спроектировано купе Gran Turismo.

Новый для Pininfarina этап начался после слияния с индийским концерном Mahindra. Стилисты ателье создали ряд интересных концептов и эксклюзивный Ferrari Sergio, посвященный Серджио Пининфарина. К тому же, теперь итальянская компания готовится к выпуску целой линейки электромобилей собственной разработки. Первым из них будет сверхскоростное спорткупе H2 Speed.