Переходим на зимние шины

Летние шины теряют свои эксплуатационные свойства, если среднесуточная температура опускается ниже 5-7 градусов тепла
Летние шины теряют свои эксплуатационные свойства, если среднесуточная температура опускается ниже 5-7 градусов тепла
Сейчас многие продавцы шин предлагают для своих клиентов специальную услугу – «сезонное хранение шин»
Сейчас многие продавцы шин предлагают для своих клиентов специальную услугу – «сезонное хранение шин»
Читаем обозначения на шинах:    1 - модель; 2 - максимальная нагрузка; 3 - индекс износостойкости; 4 - индекс сцепления; 5 - индекс температуры; 6 - максимальное давление; 7 - производитель; 8 - серийный номер; 9 - "грязь и снег"; 10 - размер; 11 - грузоп
Читаем обозначения на шинах: 1 - модель; 2 - максимальная нагрузка; 3 - индекс износостойкости; 4 - индекс сцепления; 5 - индекс температуры; 6 - максимальное давление; 7 - производитель; 8 - серийный номер; 9 - "грязь и снег"; 10 - размер; 11 - грузоп

С приходом осени перед большинством автолюбителей возникает вопрос: "Когда же лучше переобуваться?". По этому поводу бытуют разные мнения. Одни считаю, что нужно переобуваться с летней на зимнюю резину с приходом первых заморозков, другие – после первого снега.

Конечно,  можно много рассуждать на тему своевременности замены шин, но большинство автомобилистов не переделаешь: массовую замену летних  шин на зимние можно наблюдать после "Дня жестянщика", то есть после первого снега.
По утверждению специалистов, летние шины теряют свои эксплуатационные свойства, если среднесуточная температура опускается ниже 5-7 градусов тепла.

Но это не значит, что как только температура приблизилась к указанной отметке, стоит сразу ехать на шиномонтаж. Здесь каждому автолюбителю стоит руководствоваться своими особенностями эксплуатации автомобиля. То есть, если температура ночью опускается до -3 градусов, а днем поднимается до +15 градусов, и Вы эксплуатируете свой автомобиль только днем, то возможно не стоит торопиться с установкой зимней резины. Каждый автомобилист должен сам понять – если резина на Вашем автомобиле не соответствует погоде – ехать на машине нельзя! И здесь, конечно, лучше перестраховаться и  переобуться в зимние шины заранее. Но следует понимать, что при слишком теплых для зимних шин условиях они изнашиваются в разы быстрее и не обеспечивают необходимых характеристик для безопасной езды.

К сожалению, только меньшая часть украинских автомобилистов переобувается по градуснику. Хотя в большинстве европейских стран переобуваются по градуснику почти все автомобилисты – боятся в случае ДТП не получить страховку.

Отличия между летней и зимней резиной
Многие автомобилисты считают, что главное отличие зимних шин от летних – это рисунок протектора. На самом деле это совсем не так. Рисунок протектора, конечно, отличается, но это только внешний признак, а существует еще и не видимое отличие. Для изготовления летних и зимних шин используется разная резина, то есть ее состав.

Летняя резина – более мягкая, а зимняя –  наоборот, более жесткая. Для наглядного примера Вы можете провести простейший эксперимент. Взять обычную канцелярскую резинку (ластик) и вынести на мороз. Подержав его немного на холоде,  Вы увидите, как мягкий эластик "задубел", и самое главное, при изгибании начал ломаться, чего не происходило в тепле. Так же и летняя резина  при низких температурах теряет свою эластичность, и, как следствие, ее сцепление с дорогой снижается – чем жестче протектор, тем больше тормозной путь. Зимние же шины "дубеют" на морозе как раз до той степени, чтобы можно было обеспечить необходимое сцепление колес с дорогой.

Также не рекомендуется использовать зимние шины летом. Из-за своего сопротивления качению на сухом асфальте они сильно шумят, вызывают повышенный расход топлива и ухудшают управляемость автомобилем. Кроме того, из-за своей мягкости, такая резина быстро изнашивается.

Для тех, кто предпочитает чувствовать себя уверенно в межсезонье, существуют так называемые всесезонные шины. Но у нас они почему-то  используются круглый год. На самом деле всесезонными шинами считаются шины, предназначены для эксплуатации при температуре окружающей среды близкой к нулю. Всесезонные шины выпускают только некоторые производители и предназначены они, в первую очередь, для эксплуатации в странах с умеренными погодными условиями.

Относительно универсальности всесезонных шин можно сказать две истины. Первая – не бывает универсальной резины. Современная шина создается для конкретных условий эксплуатации. И при этом главную роль играет не только температурный режим, а много других факторов, которые различаются зимой и летом. И вторая – чем больше "универсальность", тем хуже характеристики шин в конкретно взятых условиях эксплуатации.
Какая резина лучше: с шипами или без?
Все зимние шины можно поделить на шипованные (или ошипованные) и нешипованные. Какие шины лучше, однозначного ответа нет. По данным различных аналитиков, около 30% автомобилистов отдают предпочтение шипованным шинам, и 70% – предпочитают нешипованные шины. Сейчас принципиальных различий между шипованными и нешипованными шинами почти нет.

Каждый автомобилист, выбирая зимние шины, должен самостоятельно определиться, нужны ли ему шипованные шины. Если автомобиль эксплуатируется в основном в городских условиях, где регулярно чистятся дороги, то надобности в шипованной резине нет. Но если Вы эксплуатируете автомобиль за городом, где не регулярно чистится дорога, то тогда стоит обратить внимание на шипованную резину.

В виду того, что шипы очень сильно изнашивают дорожное покрытие, во многих европейских странах запрещена эксплуатация автомобилей с шипованными шинами.
Автолюбителям с агрессивным стилем езды не рекомендуют покупать шипованные шины, ведь гоняя постоянно на асфальте, они все шипы оставят на дороге. Вылетая, шипы вырывают куски протектора, после чего такую резину можно прямиком везти в утиль.

При эксплуатации шипованных шин, следует учитывать, что они требуют более частой балансировки, чем нешипованные, так как часть шипов в процессе эксплуатации вылетает (обычно в современную шину устанавливается от 80 до 150 шипов весом 1 грамм каждый). Специалисты рекомендуют владельцам шипованной резины заезжать на балансировку раз в полтора-два месяца.

Особенности строения протектора зимней резины
Как мы уже говорили в начале, большинство автомобилистов уверенны, что зимняя резина от летней отличается рисунком протектора, и это действительно так. Именно по рисунку протектора все зимние шины можно разделить на три вида: европейские, классические (или симметричные) и асимметричные (еще их называют скандинавские).
Шины с европейским протектором характеризуются заниженной высотой ламелей – 5-7 мм и явно выраженным "спортивным" рисунок протектора. Такая резина предназначена для сухих чищеных дорог. Для нее слякоть, гололед или даже снег могут стать опасными. Но зато ее стихия – скоростные автобаны, при этом она малошумная, устойчива в поворотах, а тормозной путь будет близкий к хорошей летней резине. Такая резина, пока, к сожалению, не поставляется на украинский рынок, так как украинские дорожные условия не подходят для эксплуатации таких шин.

Классический зимний протектор хорошо подходит к украинским городским условиям эксплуатации. Эти шины характеризуются средними поперечными зазорами и широкими продольными канавками, высота ламелей – в пределах  7-8 мм. Такие шины выдают средние характеристики. Может быть как направленной, так и нет.
Шины с классическим рисунком протектора предназначены для автомобилистов, предпочитающих спокойное и безопасное передвижение в зимний период, в основном по асфальту. На этой резине можно смело выехать из не очень глубоких сугробов, а на асфальте допускается езда на высоких скоростях.

Асимметричный (или скандинавский) рисунок протектора продольно всегда делится на две части: внешнюю, которая имеет классический симметричный вид и должна обеспечивать хорошее сцепление с асфальтом, и внутреннюю – асимметричную, которая обеспечивает хорошее сцепление на снегу и в слякоти. Для скандинавского протектора  характерно большое количество ярко выраженных прямоугольных или ромбовидных шашек – этот рисунок протектора всегда агрессивнее и крупнее.
Что обозначают надписи на шинах и как узнать бракованные шины?
На внешней стороне всех шин всегда указываются ее характеристики: сезонность эксплуатации, производитель, марка и модель шины, максимальная нагрузка, индекс скорости, направление вращения.

На первый взгляд, сложное обозначение 195/65R16 – всего лишь типоразмер. Цифры могут быть разными, но смысл один:
195 – ширина шины в мм;
65  – отношение высоты профиля шины к ее ширине в %, то есть, собственно профиль;
R – радиальная конструкция шины;
16 – диаметр диска в дюймах.
Индекс скорости зашифрован с помощью латинских букв: L – 120 км/ч, M -130, N – 140, P – 150, Q – 160, R  – 170, S  – 180, T – 190, U  – 200 , H – 210, V – 240, W – 270, Y – 300, Z – свыше 300.

На шинах есть еще одно обозначение, о котором, как правило, умалчивают продавцы, и на которое редко обращают внимание покупатели. Все шины имеют маркировочные пятна: белое и красное – указывают на самое легкое и самое тяжелое место в шине, и маркируются, чтобы облегчить жизнь балансировщикам. Но если на этом месте пометка желтого цвета – это говорит о том, что шина бракованная. Так что стоит обратить внимание на потертости боковин. Эта желтая маркировка сделана из специальных материалов и не стирается, но её можно немного затереть.

Давление в шинах
Каждый автомобилист знает, что от правильного давления в шинах зависит их срок эксплуатации, расход топлива и безопасность. Правильное давление воздуха в шинах можно узнать в руководстве по эксплуатации автомобиля или посмотреть на специальной наклейке, которая обычно располагается на щитке крышки бензобака или на внутренней стороне дверцы бардачка, на торце или с внутренней стороны водительской двери.
Контролируя давление в шинах, нужно помнить, что давление в шинах в холодную погоду должно быть несколько выше, чем в теплые дни. Не стоит проводить контроль давления в шинах после поездки, поскольку в движении шины разогреваются.

Сейчас на многих шиномонтажах предлагают задувать в шины азот, который меньше боится температурного колебания и не требует частой проверки и "докачки" шин.  Но следует помнить, что закачав в шины азот, все равно нужно раз в три недели или после значительного перепада температуры, производить контроль давления в шинах.

Продлеваем срок эксплуатации шин
Для продлевания срока эксплуатации шин нужно придерживаться несложных правил.
Храните шины согласно правилам. Сейчас многие продавцы шин предлагают для своих клиентов специальную услугу – "сезонное хранение шин". Если у Вас нет такой возможности, то хранить шины лучше всего в помещении со стабильной температурой. Для этого может подойти смотровая яма в гараже или погреб на даче. Стоит помнить, что шины нужно хранить в вертикальном положении. Ни в коем случае не стоит слаживать шину на шину. Конечно, хорошо раз в неделю, или хотя бы раз в месяц, немножко "прокручивать шины", чтобы они не продавливались под собственным весом. Шины нужно хранить в прохладном месте. Важно, чтобы в этом месте не было прямых солнечных лучей, масла, вредных жидкостей. Если приходится хранить шины на улице, необходимо обязательно их упаковать.

После установки новой шипованной резины производители рекомендуют проехать первые 500 км в спокойном режиме. Стоит воздерживаться от резких ускорений и внезапных торможений. От правильной обкатки шипованной резины зависит срок эксплуатации шипов.

Для правильной эксплуатации шин следует каждые 8 000 км менять местами передние колеса с задними. Шины на разных осях изнашиваются по-разному.
Устанавливая шины, стоит помнить, что некоторые шины имеют направление вращения колес. И если такие шины установить наоборот, относительно по направлению вращения, то они потеряют свои характеристики и будут сильнее изнашиваться.
При замене шин, обращайте внимание на неравномерность износа старых шин. Если заметен неравномерный износ протектора, необходимо проверить углы установки управляемых колес, а также смонтировать и балансировать колеса на шиномонтаже.

Проверяем зимние шины на пригодность к эксплуатации
Перед установкой зимних шин с прошлого сезона следует проверить остаточную глубину протектора. Эту процедуру можно проделать самостоятельно с помощью линейки, или заехать на ближайший шиномонтаж и воспользоваться услугами специалиста. Шина считается исчерпавшей свой ресурс, если износ протектора достиг предельной величины, или на покрышке возникли какие-либо повреждения – порезы, разрывы корда, расслоение каркаса, вздутие протектора или боковины, сквозные пробои, отрывы бортов. Предельная остаточная высота рисунка протектора – 1 мм для шин грузовых автомобилей, 2 мм – для автобусов и 1,6 мм – для легковых автомобилей.

Шипованные шины следует проверить на наличие шипов. Конечно, не нужно пересчитывать все оставшиеся или вылетевшие шипы. Нужно визуально оценить утраченные шипы на каждом колесе. Число шипов на разных шинах автомобиля не должно отличаться более чем на 25%. Если при прошлогодней эксплуатации потеряно большое количество шипов, нужно помнить, что сцепление шины с дорожным покрытием может ухудшиться до критической точки. Такие шины лучше поменять.

И в завершение хочется так же еще добавить правило – ни одна шина, ни при каких условиях и ни в какой ситуации не сможет позволить Вам сохранить зимой летний стиль вождения. И шин-идеала, полностью Вам подходящего, не существует, поэтому любой Ваш выбор зимних шин будет в определенной степени компромиссом.

1 Комментариев

я
13-11-2011 21:09:48

вы что-то путаете! Летняя пожеще, а зимняя мягче.