Nissan LEAF: доступный электромобиль

Отличие электромобиля – отсутствие радиаторной решетки
Отличие электромобиля – отсутствие радиаторной решетки
Отличие электромобиля – отсутствие радиаторной решетки
Задняя часть отличается элегантным изгибом
Задняя часть отличается элегантным изгибом
Специальное отделение в носу прячет разъем для подключения к сети
Специальное отделение в носу прячет разъем для подключения к сети
В салоне – набор жидкокристаллических мониторов
В салоне – набор жидкокристаллических мониторов
Технические характеристики Nissan LEAF
Технические характеристики Nissan LEAF

Идея электромобиля не нова, первые подобные транспортные средства появились еще на заре автомобильной эры. Мало того, в начале ХХ века по количеству выпущенных экземпляров они вполне могли соревноваться с бензиновыми самодвижущимися экипажами. А в 1901 году известный конструктор Фердинанд Порше даже выпустил первый гибридный автомобиль. Но поскольку нефть тогда стоила копейки, а темпы ее добычи росли с каждым годом, то конструкторы сосредоточились на бензиновых моторах. Тем более что в то время никто не смог создать аккумуляторную батарею необходимой емкости. Ситуация начала меняться почти век спустя, когда цены на нефть побили все рекорды, а загрязнение окружающей среды достигло своего пика.

Тем не менее массово выпускаемых электромобилей нет до сих пор. Те модели, которые появились на улицах, – мелкосерийные и созданы для испытания новой технологии и быстрейшего воплощения ее в жизнь.

Однако в ближайшие годы ситуация изменится коренным образом. Уже готов к массовому производству Chevrolet Volt, аналогичные модели планируются у Toyota, Tesla и Mercedes-Benz. Для удешевления моделей дорогостоящие аккумуляторы сдают в аренду за цену, меньшую, чем годовой запас топлива. Кроме того, правительства многих стран обязались предоставить покупателям таких моделей льготные кредиты или компенсировать часть стоимости машины.

Строят свои планы и в концерне Renault-. И не просто готовят элект-ромобиль, а собираются стать одними из лидеров этой отрасли. Уже в конце этого года начнутся продажи первенца – Nissan LEAF. Его имя – символическое, ведь в переводе с английского означает "лист".

В основе LEAF – платформа хетчбэка Nissan Tiida. Тем не менее по дизайну он заметно отличается от своего бензинового собрата. Внешний вид продиктован спецификой модели. Передняя часть подчеркивает особенность автомобиля: здесь нет радиаторной решетки, ведь электромотор не нуждается в огромном количестве воздуха для охлаждения. Поскольку двигатель по размерам заметно меньше бензинового, то и капот относительно низкий и менее опасен для пешеходов при наезде. В фарах работают светодиоды, которые более экономичны, чем традиционные лампы. Сама их форма улучшает аэродинамику – направляет потоки воздуха в обход зеркал заднего вида, что снижает шум ветра. Заднюю часть подчеркивают необычно изогнутые крылья, а также узкие фонари в стойках крыши.

Новинка, как и Tiida, вмещает пятерых, хотя на заднем сиденье комфортнее себя почувствуют двое. Салон выполнен в футуристическом стиле. Приборную панель заменяют два экрана: верхний служит спидометром, на нижний выведены показания бортового компьютера и индикатора заряда батареи. Монитор находится и на месте центральной консоли, а окружают его сенсорные кнопки управления аудиосистемой и кондиционером. Кстати, система климат-контроля у LEAF весьма оригинальная. Ее можно включить дистанционно с мобильного телефона, когда автомобиль стоит в гараже на подзарядке. То есть, летом можно заранее охладить салон перед поездкой, а зимой нагреть.

Да и заряд аккумуляторов в таком случае экономится, ведь система работает от домашней сети.
Оригинально продумана и навигационная система – на экране можно увидеть схематический круг, отмечающий дальность пробега на оставшемся заряде аккумуляторов. Кроме того, отмечены специальные станции на карте, где его можно пополнить.

Двигатель Nissan LEAF развивает 80 кВт, что равняется 107 л. с. Заводится он кнопкой, и первое, что при этом бросается в глаза – бесшумность его работы. Только лишь приборы показывают, что мотор включен. Хетчбэк радует своей динамикой: разгон до 100 км/ч занимает всего 10 с. Оно и не удивительно: двигатель тяговитый, так как все 280 Н·м крутящего момента доступны сразу. Мотор спокойный и демонстрирует ровные характеристики во всем диапазоне оборотов.

Ему легко дается крейсерская езда по шоссе со скоростью 110 км/ч. Максимальная же скорость достигает 140 км/ч.

Заряда литий-ионных аккумуляторных батарей достаточно, чтобы проехать 160 км. Учитывая, что по статистике большинство автолюбителей преодолевают за день не более 60 км, LEAF вполне пригоден в качестве городского транспорта. Пополнить заряд от бытовой сети можно за 8 часов. Со специальным адаптером это время заметно сокращается: зарядка на 80 % займет 30 минут. Поначалу его будут предлагать в качестве опции (за 600–800 долларов), а с 2012 года он станет частью базового оснащения.

Поскольку батареи расположены под полом салона в районе задних сидений, то центр тяжести у автомобиля низкий. Это способствует хорошему распределению веса и лучшей управляемости. Руль легкий и весьма точный. Интересное впечатление оставляет процесс торможения: на малых скоростях LEAF замедляется с помощью электромотора, что позволяет пополнить заряд аккумулятора. И лишь при резком нажатии на педаль срабатывают традиционные тормоза.
Nissan LEAF должен стать действительно массовым: разработчики обещают выйти на цифру в 500 тыс. автомобилей в год. Для его выпуска зарезервировали два завода – в Японии и США. Ключом станет цена, которая будет не выше 25 тыс. евро.

А на очереди – уже новые модели: дорогой седан и коммерческий автомобиль. А партнеры из Renault выпустят компакт-ную городскую модель и электрическую версию седана Fluence. Сможет ли LEAF с последователями отправить на пенсию бензиновый и дизельный двигатели? В обозримом будущем – вряд ли, но электромобили в силах потеснить их.