Налог на автомобили: мощность или цена?

С момента вступления в действие закона о налоге на «роскошные» автомобили прошел месяц. Однако за это время все чаще и чаще появлялись возмущения украинцев, ведь налог затронул не все «роскошные» автомобили, и можно даже сказать, действительно «роскошные» кары остались без внимания. Да и акцент был сделан на мощность автомобиля, а его реальная цена, что было бы правильнее, не учтена.

Напомним, что согласно документу, на автомобили, возрастом не более 5 лет и с 3-литровым бензиновым или 2,5-литровым дизельным двигателем, распространяется налог в сумме 25 тыс. гривен ежегодно. О том, что такая формулировка неправильная, упоминалось уже не раз.

Как оказалось, солидарными в этом вопросе оказались и некоторые народные депутаты. Недавно на рассмотрение парламента был подан законопроект №1830, в котором предлагается совсем другая схема расчета налога.

По словам автора проекта документа, существующая система расчета транспортного налога является непропорциональной и несправедливой, поскольку за основу берется не стоимость автомобиля, а объем двигателя и его возраст.

В частности, в пояснительной записке к законопроекту указывается, что «отсутствие дифференциации размера ставки налогообложения приводит к возмущению в обществе, поскольку независимо от стоимости автомобиля (500 тыс. грн. или 2 500 000 грн.) ставка налога составляет 25 тысяч грн. Во многих развитых странах мира, таких как Дания, Израиль, Австралия, Япония, транспортный налог исчисляется в зависимости от стоимости машины. В отличие от принципа исчисления налога согласно техническим параметрам транспортного средства, вычисления транспортного налога от стоимости автомобиля соответствует принципам социальной справедливости, и позволяет распределять фискальную нагрузку пропорционально доходам населения».

В дополнение приводится предложенная автором схема расчета суммы налога.

 

Стоимость автомобиля, млн. грн.

Размер налога, %

Сумма налога, тыс. грн.

1,0-1,5

1,5

15-22,5

1,5-2,0

2,0

30-40

2,0-2,5

3,0

60-75

2,5-3,0

4,5

112,5-157,5

3,0-3,5

6,0

195-227,5

3,5-4,0

9,0

315-360

4,0 и выше

13,0

520 и выше

 

В целом, инициативу можно рассматривать как правильную и более соответствующую принципам социальной справедливости. Но все же, назвать нововведение довершенным мы не можем, так как и в этой схеме остается много недоработок. Не определено, к примеру, кто, как и в каком порядке будет устанавливать цену. Не установлены временные рамки действия налога – будет взиматься одноразово или ежегодно. Не упоминается и о том, будет ли при этом снижен транспортный налог, который уже заложен в цену топлива.