На автомобиле по Коста-Бланка: родине отважных тореро и страстных Кармен…

Типичный испанский вид, где современные постройки граничат со средневековыми зданиями
Типичный испанский вид, где современные постройки граничат со средневековыми зданиями
Типичный испанский вид, где современные постройки граничат со средневековыми зданиями
В Испании все дороги превосходного качества
В Испании все дороги превосходного качества
Белоснежные домики, утопающие в зелени: такой предстала перед нами Алтея
Белоснежные домики, утопающие в зелени: такой предстала перед нами Алтея
Православная церковь в городе  Алтея
Православная церковь в городе Алтея
Вид на город Кальпе с высоты птичьего полета
Вид на город Кальпе с высоты птичьего полета
Стены и башни замка, построенного еще во времена мавров, г. Дения
Стены и башни замка, построенного еще во времена мавров, г. Дения
Полщадь Меркадо, г. Валенсия
Полщадь Меркадо, г. Валенсия
Центр науки, г. Валенсия
Центр науки, г. Валенсия
Красивейший вид города Аликанте
Красивейший вид города Аликанте
Набережная Аликанте плотно застроена отелями и базами отдыха
Набережная Аликанте плотно застроена отелями и базами отдыха

Пункт нашего назначения – Коста-Бланка. Название переводится с испанского как "белый берег", так как в этой местности огромное количество удивительно-красивых пляжей с белым песком. Это  известный курорт Испании (провинция Аликанте, регион Валенсия) с очень длительным купальным сезоном и разнообразными пейзажами. Здесь зеленые  долины сменяются горными склонами, а широкие пляжи – небольшими уютными бухтами в окружении скальных обрывов.  А если немного удалиться от побережья, то можно увидеть фактически нетронутые пейзажи со старыми городами, вековыми горами и остатками некогда величественных крепостей.

В Коста-Бланке продолжительность теплого периода – 305 из 365 дней, а купальный сезон длится до середины октября. Знаменитые песчаные пляжи этого региона получили максимальное количество "голубых флажков", которые ЕС присуждает за чистоту воды и самих пляжей.

Знакомство с этим замечательным уголком средиземноморского рая для нас началось с города Бенидорм: здесь находится аэропорт, принимающий рейсы с Украины. И именно Бенидорм считается туристической столицей Коста-Бланка. Совсем недавно этот городок был небольшим поселением, где жили рыбаки. А сейчас – это популярный курорт Испании. Местные жители с гордостью говорят, что Бенидорм – город, получивший титул  "туристического феномена Европы". Этот титул город заслужил, благодаря феноменальной скорости прогресса здесь туристического бизнеса.

Среди достопримечательностей Бенидорма – самый крупный аквапарк Испании "Акваландия", парк морских животных Mundomar и парк развлечений Terra Mitica с огромным парком аттракционов, который создан по мотивам древних цивилизаций Средиземноморья. Для того чтобы посмотреть достопримечательности Коста-Бланки и прочувствовать местный колорит, мы взяли напрокат автомобиль. Набрав кучу проспектов в турагентствах, был разработан маршрут: Алтея, Кальпе, Хавеа, Дения, Гандия, Гуадалест, Аликанте. После чего отправились в ближайшие агентства по прокату автомобилей. Проведя небольшой маркетинг путем посещения 2-3 прокатных фирм, и убедившись в том, что цены и предлагаемые услуги фактически одинаковые, взяли автомобиль в последней. Можно, конечно, взять автомобиль напрокат прямо в аэропорту или в отеле, но в этом случае на низкие цены рассчитывать не стоит. Поэтому лучше воспользоваться услугами многочисленных фирм по прокату автомобилей, которые видны по вывескам RENT A CAR.

Взять напрокат автомобиль в Испании можно на основании загранпаспорта, водительских прав международного образца (должно пройти больше года с начала их выдачи) и кредитной карточки (или наличной залоговой суммы). Внесение клиентом залогового денежного депозита (размер депозита, как правило, приближается к полной стоимости аренды) иногда является обязательным условием аренды. Он возвращается клиенту после того, как арендованный автомобиль сдан обратно на фирму.

В Испании при прокате автомобиля (в отличие от Турции, Черногории и т.д.) можно столкнуться с тем, что правила проката автомобиля в разных фирмах разные (условия страховки, размер депозита и др.). Тенденция же такова: чем меньше фирма, тем проще процедура аренды. Некоторые из компаний, предоставляющих услуги аренды автомобилей,  предъявляют также дополнительные  требования к водителям. Например,  водитель не должен быть моложе 21 года или 23 лет, и водительские права должны быть получены им не менее одного или двух лет назад. Основные правила проката автомобиля относительно просты и логичны. Так, например, если берете автомобиль с полным баком, вернуть его нужно также заправленным. В противном случае придется доплатить за бензин. Дневная стоимость аренды легкового автомобиля составляет от 25 до 150 евро (стоимость зависит от класса автомобиля). При аренде от 3-х и более дней, как правило, можно рассчитывать на скидки 25–35%, в зависимости от личного умения торговаться.

В большинстве случаев в стоимость включено страховое покрытие (либо стоимость страховки указывается отдельно). Страховки есть разных типов, а с условиями страхования можно ознакомиться при оформлении договора аренды. Турист сам оплачивает стоимость бензина и дорожные штрафы, а также расходы при ДТП, если управлял автомобилем в нетрезвом виде. Максимально допустимая доза алкоголя при управлении т/с в Испании – не более 0,5 л пива или 1 бокала (250 гр.) сухого вина. Также стоит знать, что недавно испанское правительство ужесточило ответственность за управление автомобилем в нетрезвом виде, и теперь помимо штрафа за это нарушение предусмотрено тюремное заключение.

После возврата автомобиля, в этой стране уместно попросить сотрудников агентства отвезти вас в отель (бесплатно). В том случае, если просрочено время возврата автомобиля в пункт проката, придется доплатить за дополнительное время. Обычно испанские прокатные компании предоставляют право путешествовать  на машине по всей стране, однако при  поездках на острова придется доплатить определенную сумму. За дополнительную оплату решается и вопрос поездок за  пределы страны. Максимальная продолжительность проката – 30 суток. Как и во многих курортных уголках мира, в Испании возникают проблемы с парковкой, так как свободные места есть только на платных стоянках. Стоимость одного часа парковки обычно составляет порядка 3 евро в час. Парковаться же следует только в разрешенных для стоянки местах, иначе придется оплачивать штраф, не говоря уже о том, что автомобиль могут отбуксировать на специальную стоянку (в этом случае размер штрафа значительно возрастает). Иногда места для парковки отмечены синей линией вдоль тротуара, что предполагает оплату за парковку через автомат. А вот желтая линия, наоборот, запрещает парковку.

Особенности Правил дорожного  движения в Испании. Ограничения скорости в Испании –  120 км/ч на автострадах, 60 км/ч в городах и населенных пунктах, 100 км/ч на остальных дорогах. У водителя всегда должны быть с  собой права, техпаспорт и талон страхования. Автомобиль обязательно должен быть укомплектован знаком аварийной остановки. Нельзя возить детей младше 12 лет на переднем сиденье. Использование ремня безопасности обязательно. Использование звукового сигнала  в городах запрещено.Попутного ветра и ярких впечатлений!!!

Прокат Opel Corsa на четыре дня со страховкой обошелся нам в 150 евро. Можно сказать, что недорого. Выезжали из отеля с утра, пока солнце не начало нещадно палить. Кстати, традиционная испанская сиеста (послеобеденное время с 13 до 16 ч) мотивирована  исключительно палящим солнцем. Точнее желанием пережить самые жаркие часы знойного дня. Много веков назад испанцы решили, что самый лучший способ борьбы с жарой – дневной сон: практично и полезно для здоровья. Поэтому осмотр достопримечательностей и отдых в Испании лучше планировать с учетом этой особенности: днем очень жарко (летом больше +40°С), а кроме того, большинство магазинов и ресторанчиков закрыты, так как все спят…

Путешествуя по Испании на автомобиле летом рекомендуется купить специальную картонную заслонку, которая ставится на "торпедо" и защищает лобовое стекло от палящего солнца. Нам это порекомендовали в прокатной фирме, и впоследствии мы не пожалели о том, что воспользовались этим советом. Называется она el parasol de coche и стоит 2-3 евро. Продается "ель парасолька" (как мы ее назвали) на АЗС, в магазинах и т. п. Иногда ее даже просто могут подарить. Без el parasol руль и сиденья в закрытом автомобиле в течение получаса могут нагреться до +50 и больше.

Первое, что привнесло в наше путешествие элемент новизны – плата за дорогу: большинство испанских автострад платные. При этом все дороги превосходного качества. Как говорится, хоть не обидно за то, что заплатили. Однако, если хочется насладиться колоритом местных пригородов, красотой ландшафта и красотами испанской природы, – лучше путешествовать по бесплатным трассам.
На автострадах установлены турникеты, где производится оплата за проезд. Поездка по автостраде в среднем стоит 10 евро.

Все дороги в Испании делятся на 3 типа: национальные (на картах они обозначены красным цветом и буквой N), автострады (голубого цвета и буква А) и муниципальные (черный или зеленый цвет и буква С). По национальным и муниципальным дорогам проезд бесплатный. Заблудиться в Испании при желании, конечно, можно, но практически для этого нет оснований, так как дорожные знаки четко указывают направления и расположены довольно последовательно. А дороги не "петляют". Сначала мы решили осмотреть близлежащие с Бенидормом городки – это Алтея, Кальпе, Хавея, Дения и их окрестности. Чтобы до них доехать взяли курс на дорожные знаки с надписью Аltea. Нашей дорогой стала одна из главных трасс страны N332, идущая с юга на север Испании по самой кромке средиземноморского побережья. Это трасса классификации "национальная", то есть красного цвета и с потрясающим дорожным покрытием. От Бенидорма до Алтеи всего 9 км.

Подъезжая к Алтее, мы увидели небольшой красивый городок в одной из бухт Средиземного моря. Кстати, именно в Алтеа находится "русское" селение с виллами в "ново-русском" стиле. И почему-то именно здесь самая дорогая недвижимость на побережье протяженностью 200 км…

Основанная древними греками в 331 году до нашей эры, Алтея очаровала нас узкими мощеными улочками, ведущими к морю, и белоснежными домиками, украшенными цветами. Одна из достопримечательностей Алтеи – хорошо сохранившийся фрагмент древней стены, которая когда-то окружала этот городок.
Искупавшись в море, побродив по городу и побережью, после Алтеи продолжаем держать курс по "красной" трассе. В нескольких километрах за городом национальная автострада N332 делает несколько крутых виражей. Здесь поневоле  автомобили едут медленнее. За одним из поворотов перед нами появился силуэт храма древнерусской архитектуры.  Сначала даже не поверилось… Настоящая украинская православная церковь – золоченые купола, восьмигранник звонницы... Это была действительно наша церковь. Кстати, именно эта церковь была первой православной в этой части Испании.

Следующим местом нашего посещения был запланирован городок Кальпе. Указателями движения в этот раз служили дорожные знаки с надписью Calpe. Кальпе расположен примерно в 12 км от Альтеи  у подножия горы Ифач высотой около  300 м, которая красиво выступает в море. Старинная смотровая башня на вершине этой горы служит своеобразным символом побережья Коста-Бланка. У подножия горы находится заповедная парковая  зона. Конечно же, за один день все чудесные уголки Коста-Бланки посмотреть невозможно. Кроме того, поскольку мы отдыхали, само собой разумеется, делали  остановки для купания, бесцельного, но ужасно приятного возлежания на пляжах, для обедов и ужинов в местных ресторанчиках. А остановок приходилось делать несметное множество, так как побережье просто усеяно красивейшими бухточками, в каждой из которых хочется побывать.

Что касается ресторанчиков, то одно из их особенностей является непосредственное общение с хозяевами заведения, которые, завидев добродушных иностранцев, спешат узнать, откуда прибыли гости.  Общительность, искренность и открытость валенсийцев – те черты, которые сразу бросаются в глаза. В Коста-Бланка осторожность в восприятии людей еще не вытеснили доверие и другие теплые чувства. Незнание испанского языка вполне компенсируют навыки английского. При этом валенсийцы показывают незаурядную эрудицию. Так, например, многие из хозяев ресторанчиков знают о нашей "оранжевой" революции и даже о том, что известный украинский боксер Кличко балатировался в мэры столицы. В общем, в Коста-Бланке найдется о чем поговорить с местными жителями. В одном из прибрежных кафе мы настолько душевно разговорились с хозяином, что кроме бутылки валенсийского вина, подаренной нам, за счет заведения нас угостили креветками и рассказали о близлежащих достопримечательностях и уголках, в которые туристы заглядывают не часто, а стоило бы. Переночевать можно как в отеле, так и на многочисленных виллах, где цены доступнее, чем в отелях (25-40 евро за ночлег и завтрак).

После Кальпе национальную автостраду пришлось сменить на муниципальные трассы СV 746, СV 743 и СV 740. Направлением движения в этот раз служили указатели Benitachell, а потом Javea/ Xabia.  Именно эти дороги неспешно привели нас в тихую, но очень красивую местность  Хабия (или Хавея), которая находится  в 27 км к северу от Кальпе. Интересно, что сами испанцы называют этот уголок и пишут его название в двух вариантах: Javea/Xabia. Наверное, кому как больше нравится… А также еще и потому, что в этом слове сказалось противоречие между испанскими наречиями, которых в стране множество. В частности, между кастильским и валенсийским.

Хавея – это один из старейших иберийских городов побережья. Пейзажи за окном автомобиля повсюду просто были необыкновенной красоты. Кроме того, время нашей поездки по Коста-Бланке совпало со временем цветения апельсиновых деревьев: различные оттенки зеленого цвета сочетались с оранжевым и белым, как в цветовой гамме именитых дизайнеров. А аромат был такой же, как аромат цветов жасмина…Хавея, расположенная у подножия горы под названием "Слон", встретила нас яркими рощами мандариновых деревьев, которые раскинулись у подножия горы. Этот небольшой курортный городок среди живописных скалистых утесов когда-то был убежищем пиратов. От тех времен сохранилась церковь Сан-Барталоме (XVI в.).

После Хавеи нас ждала Дения, к которой ведет еще одна муниципальная  дорога СV 736.  Достопримечательность Дении – сохранившиеся стены и башни замка, построенного еще во времена мавров. Сейчас  на территории замка находится Археологический музей. Недалеко от города  в местечке Вергел (Vergel) есть Safari Park, интересный своим "Спектаклем дельфинов". Кроме того, в Дении около 20 км тех самых песчаных белых пляжей с небольшими бухточками. А паромная переправа связывает город с островом Ибица.

Еще один уголок Коста-Бланка, где нам довелось побывать в этом путешествии – Гандия: тихий старинный город на берегу реки Серпис. Чтобы попасть сюда нам снова пришлось воспользоваться автострадой N332 и ехать по указателям  Gandia. Здесь пляжи с белым песком протянулись примерно на 12 км. А в 4 км от города расположен порт Грао-де-Гандия, через который экспортируют апельсины в другие страны. Район порта особенно красив по вечерам, когда в красках заката к его причалам подходят рыбацкие лодки с уловом морских гребешков, креветок, лангустов. Здесь сохранились здания XIV–XIX веков. В старой части города находится дворец герцога, где в 1510 г. родился Франсиско де Борха, позднее причисленный католической церковью к лику святых.

Все та же национальная магистраль привела нас в один из самых титулованных городов Коста-Бланка и ее столицу – Валенсию – третий по величине город страны после Мадрида и Барселоны.  Валенсия оставила впечатление города, погруженного в цветущие сады, аромат апельсинов и южных цветов.
Жители Валенсии известны во всей  Испании своим жизнерадостным нравом и праздниками, которым нет числа. Еще в XVIII веке, чтобы обезопасить жителей Валенсии от грабителей, здесь был учрежден первый в стране корпус ночных стражников. Позже ночные стражники стали ходить по улицам практически всех испанских городов. Самое оживленное место Валенсии – площадь Меркадо, где расположен один из крупнейших рынков Европы площадью 8027 кв. м. Это здание с покрытым черепицей куполом и богато украшенным  фасадом. 
Одна из главных достопримечательностей города – Кафедральный Собор Валенсии, построенный в XII-XIII веках на фундаменте бывшей мечети. Виктор Гюго, стоя здесь когда-то, насчитал 300 колоколен в городе. В музее Собора представлены работы Гойи, Селини, Пагибонси, а также работы валенсийской школы XV–XVII веков. Здесь же выставлена знаменитая чаша Святого Грааля, признанная Римским  Папой.

В течение многих веков возле "старого" входа в Собор (портала Апостолов) каждый четверг ровно в полдень собирается так называемый "Водяной трибунал",  который решает спорные вопросы орошения района. 
Еще одна важная достопримечательность Валенсии – величественный и очень красивый дворец Паласио дель Марке де Дос Агуас в стиле барокко.
Особое впечатление также произвел музей "Центр науки", состоящий из нескольких корпусов, разделенных тематически. Самым неординарным дизайном и интересным содержанием для нас стал океанографический раздел. Дизайн же здания просто поразил воображение!

Единственный посещенный нами уголок, удаленный от моря, был Гуадалест. Когда ехали в Гуадалест (селение в арабском стиле, находящееся на высоте 600 м над уровнем моря), пришлось преодолевать горный серпантин дорог. Компенсацией за сложности серпантина были  чистейший воздух и фруктовые сады.  В Гуадалесте находится уникальная  деревня с замком-крепостью, число  постоянных жителей которой составляет 177 человек. Этот замок-крепость был построен на скале над долиной "Орлиное гнездо" маврами в 1200 году для хранения собранных налогов. Попасть сюда можно лишь преодолев 15-метровый туннель, пробитый в известняковых скалах. Зато здесь нас ждали великолепные террасные поля, красивые горы и водохранилище с водой изумительного изумрудно-зеленого цвета.

Чтобы продолжить свое запланированное путешествие, нам пришлось вернуться в Бенидорм, поскольку Аликанте и его окрестности находятся в противоположной от Валенсии стороне. От Бенидорма до Аликанте нас отделяло всего 50 км.
Столица одноименной провинции, Аликанте, находится в центре Коста-Бланка, на условной границе между Северным и Южным берегами (Costa del Norte и Costa del Sur). По дороге в Аликанте обращает на себя особое внимание один из примечательных райских уголков – Виллайоса. Это местечко также называют Ла Вила. Оно принадлежит к числу самых древних и живописных селений побережья Коста-Бланка. В средние века город был защищен от нападений пиратов крепостными стенами со сторожевыми башнями, отдельные элементы которых сохранились до наших времен. А башня San Jose сохранилась со  времен римского владычества. В Виллайоса нас удивило необычное и интересное сочетание небольших белых, голубых и желтых домов, некоторые из которых прямо нависали над руслом реки Amadorio. В конце июля здесь проходят празднества, посвященные святой Марте, местной патронессе. В Виллайоса и окрестностях множество небольших и очень красивых бухточек, в каждой из которых есть свой особенный колорит.

Далее, следуя указателям с одноименным названием, мы едем в столицу провинции – Аликанте. Рядом с городом Аликанте, на скале Benacantil, высота которой составляет 166 м, возвышается замок Castillo de Santa Barbara. В замок можно подняться на лифте, а с его смотровой площадки открывается панорама на весь город Аликанте и соседние окрестности. На противоположной стороне города находится еще один замок – Castillo de San Femando.

Уставшие, но полные ярких впечатлений, мы возвращаемся в отель, чтобы просто полежать на пляже, перед тем как вернуться на родину с незабываемыми впечатлениями. Сожаления также вызывал и тот факт, что в ночь на 24 июня в Валенсии повсюду зажигают костры и начинаются веселые многолюдные процессии и фейерверки. На улицах и площадях среди музыки и взрывов петард совершается вековой обряд празднования ночи святого Хуана. Этот праздник достигает кульминации в Аликанте, когда на вершине горы Бенакатиль вспыхивает величественная огненная пальма – такая огромная, что  кажется, будто горит вся гора. Хотелось бы посмотреть…но, увы, сказочное путешествие не может быть вечным, а отпуск незаметно пролетел и нужно снова возвращаться в Киев.