Mercedes-Benz: пионеры компрессорных двигателей

Первый компрессорный Mercedes 6/25/40 НР 1921 года
Первый компрессорный Mercedes 6/25/40 НР 1921 года
Первый компрессорный Mercedes 6/25/40 НР 1921 года
Эксклюзивный Mercedes-Benz SSKL Trossi Roadster, 1930 год
Эксклюзивный Mercedes-Benz SSKL Trossi Roadster, 1930 год
Бронированный Mercedes-Benz 540 K, 1942 год
Бронированный Mercedes-Benz 540 K, 1942 год
Обтекаемый Mercedes-Benz 540 K Autobahn Kurier, 1938 год
Обтекаемый Mercedes-Benz 540 K Autobahn Kurier, 1938 год
Mercedes-Benz 540 K Cabriolet A 1937 года
Mercedes-Benz 540 K Cabriolet A 1937 года
Седан Mercedes-Benz 500 K Limousine 1936 года
Седан Mercedes-Benz 500 K Limousine 1936 года
Mercedes-Benz 500 K Roadster 1935 года
Mercedes-Benz 500 K Roadster 1935 года
Mercedes-Benz 380 K Sport Roadster 1933 года
Mercedes-Benz 380 K Sport Roadster 1933 года
Mercedes-Benz SSKL триумфовал в гонке Mille Miglia 1931 года
Mercedes-Benz SSKL триумфовал в гонке Mille Miglia 1931 года
Mercedes РР 1924 года – победитель гонки Targa Florio
Mercedes РР 1924 года – победитель гонки Targa Florio
Mercedes-Benz 710 SSK, 1929 год
Mercedes-Benz 710 SSK, 1929 год
Mercedes-Benz 700 SS 1928 года
Mercedes-Benz 700 SS 1928 года
Mercedes-Benz 680 S Torpedo Roadster 1928 года с кузовом от Якова Савчика
Mercedes-Benz 680 S Torpedo Roadster 1928 года с кузовом от Якова Савчика
Mercedes-Benz 680 S 1927 года
Mercedes-Benz 680 S 1927 года
Mercedes-Benz 630 K, 1927 год
Mercedes-Benz 630 K, 1927 год
Mercedes 15/70/100 НР 1924 года
Mercedes 15/70/100 НР 1924 года
Прототип Mercedes-Benz 580 K 1939 года
Прототип Mercedes-Benz 580 K 1939 года

С момента изобретения двигателя внутреннего сгорания Николасом Отто предпринимались неоднократные попытки улучшить его коэффициент полезного действия. В первой половине ХХ века была изобретена новая технология – механические приводные нагнетатели, а пионерами ее внедрения стали специалисты Mercedes-Benz. За два десятилетия они создали целую плеяду компрессорных моделей.

Работы над нагнетателем с приводом от вала двигателя начали специалисты Daimler в 1916 году и поначалу он предназначался для авиационных моторов. Оно и неудивительно, ведь принудительная подача воздуха в цилиндры не только повышала мощность (путем улучшения сгорания топливной смеси), но и позволяла самолету увереннее чувствовать себя на больших высотах, где воздух разрежен.

Однако после Первой мировой войны Германии запретили иметь военную авиацию и пришлось искать новое применение технологии. Поэтому компрессором в 1921 году оснастили автомобильную 1,5-литровую «четверку» и оснастили ею Mercedes 6/25/40 НР. Для свого времени мотор продемонстрировал неплохие характеристики, ведь его мощность выросла до 40 л. с., а максимальная скорость автомобиля составила 100 км/ч. Но новое изобретение было несовершенным и для сохранения ресурса двигателя компрессор работал не постоянно, а включался принудительно, например, при разгоне или езде на гору.

Инновационная модель оказалась не слишком массовой, зато технологию оценили в гонках. Для соревнований уже год спустя была создана 65-сильная версия 6/40/65, а в 1924 году появился и 2,0-литровый 125-сильный вариант РР. Последний громко заявил о себе, выиграв престижную гонку Targa Florio с Кристианом Вернером за рулем. Кстати, РР стал первым Mercedes, подготовленным легендарным Фердинандом Порше. А линейку серийных компрессорных моделей расширил представительский 15/70/100 НР с 4,0-литровой «шестеркой» мощностью 100 л. с.

В 1927 году компании Daimler и Benz слились в один концерн и начали выпускать автомобили под маркой Mercedes-Benz. Фердинанду Порше выделили больше денег на его проекты, а руководителем гоночной команды был назначен талантливый менеджер Альфред Нойбауэр. Под руководством Порше был создан роскошный 630 К с 6,3-литровым шестицилиндровым двигателем мощностью 140 л. с. с верхним распредвалом. Немаленький 5,1-метровый автомобиль весом свыше двух тонн разгонялся до 120 км/ч. На выбор были доступны седан, лимузин, кабриолет, покупатель мог заказать и эксклюзивный кузов. Всего было собрано около 800 автомобилей.

Со временем появился более мощный вариант Mercedes-Benz 680 S с 6,8-литровым 180-сильным двигателем и 4-ступенчатой механической трансмиссией, способный развить 175 км/ч. Огромный крутящий момент в 430 Н∙м делал мотор очень эластичным и позволял почти все время передвигаться на второй передаче. Автомобили отличались монументальным дизайном с длинным капотом и хромированными выхлопными трубами. Особенно ярко выглядел кабриолет с кузовом от украинского дизайнера Якова Савчика. В 1927 году гонщики Рудольф Карачиолла и Адольф Розенбергер заняли на 680 S первые два места в Гран-при Германии на знаменитом автодрмое Нюрбургринг. Поскольку автомобили с трехлучевой звездой на капоте были белоснежными, то их прозвали белыми слонами.

Фердинанд Порше продолжал усовершенствовать свое детище и результатом стало появление версий 700 SS (7,0 л 200 л. с.) и 710 SSK (7,1 л 225 л. с.). Как правило, большинство этих автомобилей были двухдверными или четырехдверными кабриолетами. Они развивали 190-200 км/ч, то есть были самыми скоростными серийными моделями в мире. А вот разгон не был козырем Mercedes-Benz: тяжелые машины достигали 100 км/ч за 14-18 с. Конечно, они не были массовыми, ведь столь технически «продвинутую» модель могли позволить себе лишь самые зажиточные граждане. Всего было изготовлено только 115 700 SS и менее 40 710 SSK.

Специально для гонок был подготовлен особый Mercedes-Benz SSKL. Его название расшифровывалось, как Super Sport, Kurz, Leicht («Суперспортивный, короткий, легкий»). Его колесную базу сделали меньше, а массу снизили до 1500 кг. Мощность двигателя тем временем выросла до внушительных 300 л. с., что подняло максимальную скорость до 235 км/ч. На таком болиде Карачиолла в 1931 году снова покорил Нюрбургринг и триумфовал в сложной 1600-километровой итальянской гонке Mille Miglia. По результатам сезона он завоевал титул чемпиона Европы по горным гонкам.

Один SSKL таки стал серийным. Его изготовили по специальному заказу для итальянского гонщика графа Карло Фелипе Тросси. Тот заказал элегантный кузов и окрасил его в черный цвет. Сейчас этот эксклюзивный кабриолет – настоящая звезда на шоу старинных автомобилей.

В начале 30-х годов линейка Mercedes-Benz была радикально обновлена. Появилась и новая спортивная модель 380 К. Он была компактнее предшественников (4,7 м в длину), а потому и весила меньше. Под капотом установили 3,8-литровую компрессорную «шестерку», развивавшую 120 либо 140 л. с. Более мощный вариант разгонялся до 145 км/ч. Улучшить управляемость была призвана независимая подвеска всех колес. Причем спереди впервые в мире были применены двойные поперечные рычаги, ставшие визитной карточкой спортивных автомобилей. Всего за два года выпустили 154 автомобиля, среди которых были седаны, купе и кабриолеты.

На смену 380 К пришел новый 500 К с 5,0-литровым восьмицилиндровым двигателем, развивавшим 115 л. с. в обычном состоянии и 160 л. с. – при подключении компрессора. Два года спустя появился усовершенствованный 540 К с «восьмеркой» объемом 5,4 л мощностью 180 л. с. (при включенном нагнетателе). Его максимальная скорость составила 170 км/ч, а особое сверхобтекаемое купе Autobahn Kurier достигало 185 км/ч. Mercedes-Benz 540 K стал первым автомобилем с 5-ступенчатой механической трансмиссией. Автомобили отличались ярким дизайном с обилием хрома. Из 342 выпущенных 500 К и 419 540 К значительная часть получила эксклюзивные заказные кузова, а некоторые машины даже были сделаны бронированными.

В начале 40-х годов велись работы над новым 200-сильным Mercedes-Benz 580 K, но из-за войны дальше прототипов дело не пошло. Впрочем, на этом история компрессорных Mercedes-Benz не заканчилась, ведь даже в наши дни такие модификации присутствуют в линейке немецкой марки.