Mercedes-Benz 300 SL Gullwing: полет чайки

Чтобы попасть в кабину, нужно было проявить недюжинную смекалку и ловкость
Чтобы попасть в кабину, нужно было проявить недюжинную смекалку и ловкость
Под капотом размещен форсированный рядный 6-цилиндровый 3-литровый бензиновый двигатель с непосредственным впрыском
Под капотом размещен форсированный рядный 6-цилиндровый 3-литровый бензиновый двигатель с непосредственным впрыском
С открытыми вверх дверями, Mercedes-Benz 300 SL полностью оправдывает данное ему название – Gullwing, что в переводе означает "крыло чайки"
С открытыми вверх дверями, Mercedes-Benz 300 SL полностью оправдывает данное ему название – Gullwing, что в переводе означает "крыло чайки"
Салон граничил с роскошью и функциональностью спортивного автомобиля
Салон граничил с роскошью и функциональностью спортивного автомобиля
Алюминиевые двери закреплены на шарнирах в центральной части крыши, а поднимать их вверх помогают телескопические пружинные упоры
Алюминиевые двери закреплены на шарнирах в центральной части крыши, а поднимать их вверх помогают телескопические пружинные упоры
В 2010 году немецкие производители собираются возродить легенду, сохранив при этом главную изюминку – "крылья чайки"
В 2010 году немецкие производители собираются возродить легенду, сохранив при этом главную изюминку – "крылья чайки"
Кузов автомобиля состоял из трубчатого каркаса, который обтягивала алюминиевая обшивка
Кузов автомобиля состоял из трубчатого каркаса, который обтягивала алюминиевая обшивка
Технические характеристики
Технические характеристики

Время после Второй мировой войны ознаменовалось появлением новых форм и решений в автомобильном мире. Daimler-Benz AG также не отставала от новых веяний. Компания, чьи производственные мощности во время военных действий были уничтожены более чем на три четверти, смогла создать автомобиль, повергший вначале спортивную, а затем и "гражданскую" общественность в шок.

Став на ноги, Daimler-Benz решает заявить о себе в спортивных соревнованиях. Использование довоенных конструкций гоночных автомобилей в новых условиях было невозможным из-за их большого веса, а главное, огромного объема двигателей. Весной 1952 года свет увидела модель 300 SL, в котором выделялись двигатель 300-й серии, доработанный и оснащенный системой впрыска топлива Bosch, и легкое шасси пространственной конструкции с независимой подвеской cпереди и сзади. Новый спорт-кар сумел сразу же завладеть главными наградами самых важных автомобильных соревнований – гонке "Милле Милья", "24 часа Ле-Мана", ежегодной гонки в Нюрбургринге, а также знаменитого мексиканского ралли "Каррера Панамерикана". Дилеры уже начали записываться в очередь на приобретение чудо-автомобиля Mercedes-Benz 300 SL…

Но что же такого притягательного было в нем? Итак, аббревиатура SL расшифровывается как Super Light, что в переводе означает "суперлегкий". Легкий кузов из алюминия обтекаемой формы практически без декоративных элементов решал главную задачу – сведения к минимуму аэродинамического сопротивления. Однако трубчатый пространственный каркас, который обтягивала алюминиевая обшивка, для достижения жесткости проходил по бокам кузова гораздо выше обычного уровня. Вот здесь-то и кроется самое главное: подобная конструкция никак не позволяла использовать общепринятый вид дверей. Выход, ставший визитной карточкой 300 SL, был найден нестандартный – открывающиеся вверх двери. С открытыми дверями автомобиль напоминал парящую птицу…

Daimler-Benz вовсе не планировал запускать Mercedes-Benz 300 SL в серийное производство. Возможно, автомобиль так бы и остался на задворках истории, если бы не один человек – Макс Хоффман, официальный импортер Daimler-Benz в США. Он был уверен, что дорогому спортивному автомобилю на дорогах Америки быть, ведь там как раз начиналась эпоха увлечения серийными версиями спорткаров. Совет директоров основательно изучил предложение импортера и в итоге одобрил проект…

Ни один из посетителей Нью-Йоркского автосалона 1954 года не покинул это мероприятие равнодушным – на стенде красовался "гражданский" вариант Mercedes-Benz 300 SL с еще более элегантным кузовом и революционным двигателем. Он сразу получил "народное" имя – Gullwing, что в переводе означает "крыло чайки". Форсированный рядный 6-цилиндровый 3-литровый бензиновый двигатель с непосредственным впрыском топлива позволял развивать автомобилю весом около тонны 215 л. с. при 5700 об/мин. Подобная модернизация мотора была применена на серийной машине впервые в мире. Динамические характеристики как для того времени впечатляют: разгон до 100 км/ч происходил менее чем за 7 с, а максимальная скорость достигала 250 км/ч.

Немцы нисколько не захотели отказываться от спортивности во всем, действуя по принципу: "хотите спортивный автомобиль – получите его". Кроме динамики спорткара, водитель ощущал и какого быть пилотом подобного болида. Уже посадка в автомобиль вынуждала проявить недюжинную сноровку. При высоте порога 60 см необходимо вначале сесть на порог и поочередно занести ноги в салон, после чего "перетечь", собственно, на кресло. 300 SL Gullwing был предназначен исключительно для получения удовольствия во время быстрой езды. Ни о каком багаже и речи быть не могло. Мало того, что в салоне более-менее спокойно себя чувствовали два не очень крупных человека, так и багажник был под стать – весь его объем занимала "запаска".

Однако Макс Хоффман попал в самое яблочко – американцы как будто свихнулись, каждый хотел стать счастливым обладателем Gullwing. Правда, цена кусалась – чуть больше 7000 долларов, на которые можно было купить несколько Jaguar или пять Volkswagen Beetle. В итоге автомобиль становился собственностью богатых и знаменитых, среди которых "засветились" Элвис Пресли, Джина Лоллобриджида, Пабло Пикассо, Софи Лорен и даже король Испании Хуан Карлос, а режиссеры старались вставить в свои фильмы эпизоды с участием этой машины. Кстати, Элвис, проходивший военную службу в Германии, одним из первых приобрел Gullwing, тем самым лишь подогрев оглушительный ажиотаж. В целом же в США за три года выпуска было продано около 1400 экземпляров 300 SL Gullwing, что составило 80 % от общего числа произведенных автомобилей этой модели. Для Daimler-Benz AG модель Gullwing стала первой машиной марки Mercedes-Benz, проданной в таком количестве за пределами отечественного рынка. Для самой же компании 300 SL смог кардинальным образом сменить имидж. Теперь это был производитель не только солидных степенных автомобилей, но и поражающих воображение спортивных машин.

Однако через пару лет интерес к "пернатому" начал угасать. Перефразируя известное выражение – США не Европа. Например, в 300 SL Gullwing спортивности не была лишена и управляемость – концепция гоночного автомобиля была сохранена и здесь. То есть, Mercedes-Benz был склонен к заносам, поскольку раллийные болиды того времени обладали ярко выраженной избыточной поворачиваемостью. Считалось, что склонный к заносу автомобиль легче удержать в предельном повороте. А вот шасси практически всех американских машин настраивались на недостаточную поворачиваемость, и автовладельцы уже привыкли к тому, что любой автомобиль неохотно ввинчивается в поворот, что его туда нужно заправлять силой. Короче, привыкли американцы к силе и не захотели приноравливаться к европейской юркости. Ну а, кроме того, претензии возникали по поводу отсутствия таких "мелочей" как съемная крыша, гидроусилитель руля, автоматическая коробка передач, ведь как тогда считалось, в дорогом автомобиле водителю негоже переключать передачи вручную.

Макс Хоффман и в данном случае очень точно ощутил момент перемены настроения его взыскательных клиентов. Рынок требовал перемен: спортивная аскетичность более не была фишкой, к ней должна прибавиться еще и комфортабельность, и желательно к тому же в виде родстера. И в 1957 году Daimler-Benz заменила купе Gullwing на открытый автомобиль. Родстер был тяжелее на 100 кг, отличался модернизированной рамой, обычными дверями вместо крыльев и новой задней подвеской. Словом, это был уже другой автомобиль.

Однако, похоже, совсем скоро нам предстоит стать свидетелями реинкарнации легенды. В наши дни у автопроизводителей считается хорошим тоном возвращение к истокам. Не стал исключением и 300 SL Gullwing. Уже несколько лет ни для кого не является секретом, что Mercedes некоторое время работает над новым мощным спортивным автомобилем с дверями, открывающимися вверх. И вот недавно появилась более конкретная информация о "возрождаемой новинке".

Как и предшественник, новинка получит так полюбившиеся двери, открывающиеся вверх, а вот ее внешность будет выполнена, конечно же, в стиле современных моделей марки. Однако в целом преемственность облика, как уверяют немецкие производители, обязательно сохранится. Новое купе будет разрабатываться совместно с компанией AMG, а построят его на укороченной платформе родстера Mercedes SL. Двигатель планируется установить неслабый – 8-цилиндровый бензиновый, объемом 6 л, который будет развивать 620 л. с. Рама нового Gullwing, как и у прародителя, будет трубчатой, а привод – задним. Обладать таким автомобилем смогут позволить себе, конечно, далеко не все, ведь выпускать их планируют в количестве нескольких тысяч экземпляров, а стоимость в Европе будет достигать 200 тыс. евро. Преемник 300 SL Gullwing согласно планам компании должен увидеть свет в 2010 году.

Как бы то ни было, а "тот" Mercedes-Benz 300 SL Gullwing, открывший линейку моделей SL, стал легендой задолго до того, как был снят с производства. Отчасти это можно приписать спортивным достижениям, но главная причина – потрясающее обаяние этого уникального автомобиля с его открывающимися вверх дверями. И не зря в 1999 году авторитетные журналисты и ведущие дизайнеры со всего мира признали купе Gullwing "Автомобилем столетия". Он по праву попал в автомобильные хрестоматии как одна из самых красивых машин ХХ века и вот уже более полувека входит в число самых желанных и почитаемых раритетных автомобилей мира, коих осталось всего лишь несколько десятков экземпляров.