Легендарные 24 часа Ле-Мана

Так начинался старт около 40 лет назад…
Так начинался старт около 40 лет назад…
Так начинался старт около 40 лет назад…
… а так это происходит сегодня
… а так это происходит сегодня
За день до гонки на старинных автомобилях, принимающих когда-то участие в этой легендарной гонке, перед зрителями проезжают пилоты нынешнего соревнования
За день до гонки на старинных автомобилях, принимающих когда-то участие в этой легендарной гонке, перед зрителями проезжают пилоты нынешнего соревнования
Автомобили растягиваются по трассе. В результате борьба ведется не обгонами, а тактиками. Победит тот, кто выдержит испытание
Автомобили растягиваются по трассе. В результате борьба ведется не обгонами, а тактиками. Победит тот, кто выдержит испытание
Именно такие автомобили четко ассоциируются с гонками 24 часа Ле-Мана, но …
Именно такие автомобили четко ассоциируются с гонками 24 часа Ле-Мана, но …
… на трассу выезжают и такие, класса LMGT1
… на трассу выезжают и такие, класса LMGT1
…и такие – класс LMGT2
…и такие – класс LMGT2
На пит-стопах автомобили 24-часовой гонки проводят не секунды, а порой несколько минут. Во время гонки меняются и коробки передач
На пит-стопах автомобили 24-часовой гонки проводят не секунды, а порой несколько минут. Во время гонки меняются и коробки передач
Ежегодно гонка притягивает к себе более 300 тысяч зрителей
Ежегодно гонка притягивает к себе более 300 тысяч зрителей

То и дело мы слышим, как очередная автомобильная фирма-производитель представила всему миру новый, более мощный и более экономичный силовой агрегат, модернизированную подвеску, благодаря которой автомобилем управлять стало легче, новую тормозную систему, гасящую энергию движения гораздо эффективнее… И так далее и тому подобное. В общем, все, что только не придумают, сводится к одному – упростить жизнь водителю.

О железе говорят много и восхищаются в первую очередь им. Кажется, что вот-вот технический прогресс вытеснит человека не только от станков, но и из-за баранки. Вот только так, наверное, думали и в сороковые годы прошлого столетия, когда изобрели первую вычислительную машину и на рубеже девяностых, когда компьютер стал помещаться в нагрудном кармане.

Вряд ли человек лишит себя удовольствия управлять автомобилем, ну если не в обыденной жизни, то в автоспорте так точно. Трудно представить, как сотни тысяч зрителей будут заполнять трибуны, подобно вагону метро в час пик, чтобы посмотреть на то, как предельно правильно, без эмоций и переживаний, будут соревноваться просто машины, пилотируемые процессором с каким-нибудь кодовым названием типа ZX3857569. И уж тем более – автомобильное соревнование с названием 24 часа Ле-Мана (24 Heures du Mans).

Судите сами. В течении полных суток, за исключением вынужденных остановок, автомобиль беспрерывно находится на трассе. За руль, сменяя друг друга, может сесть всего три пилота одной команды. То есть, каждый из них в общей сложности проводит в напряженном гоночном режиме около 8 часов. И это время за рулем нельзя сравнить даже с поездкой по нашим непростым дорогам в Крым. Кроме того, средняя скорость более 200 км/ч. А это значит, что за одну гонку пилот, считай, не только доезжает до Черного моря, но и успевает вернуться обратно. Добавим ко всему этому время года, а это традиционно середина июня, и, значит, на осеннюю прохладу участникам рассчитывать не придется. Кстати, дата определена тем, что в это время года световые дни имеют наибольшую протяженность. В общем, еще одно название, которым именуют эту и подобные автомобильные соревнования  – гонка на выносливость. Так оно и есть. Всего за одну гонку болид проезжает 5000 км, примерно столько же проезжают и участники ралли “Дакар”. Только на это у них отводится целых две недели. В истории Ле-Мана был даже случай, когда пилот решил проверить силы самостоятельно, в 1952 году Пьер Левеж не продержался до финиша всего один час. В общем, это вам не полуторачасовой заезд "Формулы-1". Здесь за сутки ошибок не избежать даже самым опытным пилотам, а  для тактиков не початый край работы. Ну, как к такой гонке можно быть равнодушным? И не остается она без внимания участников и болельщиков с 1923 года.

Нельзя не обратить внимание на технику, тем более, что автомобили, принимающие участие в гонках Ле-Ман, создаются исключительно для этого вида соревнований. И ради всего только одной гонки автомобильные компании тратят миллионы на разработку и постройку болида.
Принимает участие в гонке сразу несколько классов. На трассе Ле-Мана соревнуются одновременно и прототипы, и серийные автомобили.

Самый мощный класс LMP1. Кузов автомобиля может быть как открытый, так и закрытый. Бензиновые моторы ограничиваются рабочим объемом 6 л, в случае отсутствия нагнетателя, турбированные версии не могут быть больше 4 л. Дизель с нагнетателем не более 5,5 л. Минимальная масса болида – 925 кг. Мощность таких болидов достигает примерно 650 л. с.
Ниже расположился LMP2. Объемы моторов здесь в несколько раз меньше, но в мощности уступают незначительно. Эти болиды способны развивать и до 550 л. с. Атмосферные бензиновые моторы не должны превышать рабочий объем 3,4 л, двигатели с нагнетателем – 2 л. Минимальная масса – 775 кг.

Класс LMGT1 представляет собой доработанные автомобили  Gran Turismo. Модернизируется все: кузов, мотор, подвеска. Допускается модернизация только существующих серийных двигателей. Тем не менее, учитывая такие правила как омологация автомобиля, в случае выпуска 25 штук, хитрость со стороны автопроизводителей, в виде мотора большого объема, пресекается заранее. Моторы в этом классе не должны превышать объем в 8 л. Мощность таких аппаратов колеблется в пределах 600 л. с., а минимальная масса  – 1125 кг.

Автомобили класса LMGT2 максимально схожи со своими серийными донорами. Моторы также как и в предыдущем классе должны быть в рамках 8 л. Минимальная масса та же – 1125 кг. Вот только мощности этих машин находятся в пределах 520 л. с.

На всех автомобилях запрещено применение электроники в трансмиссии. Передачи переключаются вручную. Помощь можно получить только от пневмопривода. 
Что касается требований к пилотам, то ими могут стать почти все, главное, чтобы кошелек позволял, купить или арендовать машину, заплатить гонорар механикам, которых необходимо два-три десятка.
Всего на трассу выезжает одновременно 50 автомобилей, хотя заявок как минимум в полтора раза больше. Кому ехать решается в квалификационных заездах.
Трасса представляет собой замкнутое кольцо протяженностью 13,65 км. Большая часть проходит по дорогам общего пользования, которые перекрываются только на время проведения гонки. То есть, еще накануне соревнования здесь ездили легковушки, автобусы и длинномерные фуры. Можно представить качество асфальта, которое предстоит утюжить спортсменам.

Старт дается всем одновременно. В субботу, в 16-00. До 1969 года стартовая процедура была весьма  оригинальна и интересна для зрителя. После выстрела стартового пистолета, означающего начало гонки, пилоты находились не в машинах, как мы все привыкли видеть, а напротив них. Автомобили тем временем были аккуратно выстроены под углом к стене, примерно так, как сегодня паркуются возле супермаркетов. Так что пилотам необходимо было иметь не только быструю реакцию, но и крепкие ноги. Представляете, каково споткнуться перед тысячами болельщиков?

В связи с этим замок зажигания у многих автомобилей располагался с левой стороны. Такое размещение позволяло экономить несколько секунд на старте. Левой рукой проворачивался ключ, заставляя стартер заводить двигатель, а правой рукой включалась первая передача. Хотя все это можно назвать скорее психологическим моментом. Выигранные секунды на 24-часовой гонке – капля в море, а гонщики при этом проходили первый поворот не пристегнутыми. Позже, в целях безопасности от этой затеи отказались. С 1971 года, старт дается с хода после одного круга, где машины выстраиваются на предусмотренных для них местах, в соответствии с результатами квалификационных заездов.

Кстати, Porsche и по сей день имеет расположение замка зажигания с левой стороны. Это своего рода дань победам этой марки в гонках Ле-Мана. Да что там Porsche. На отечественной "Таврии" зажигание расположено там же, но на Ле-Мане эта марка ни разу не была, так что, возможно, это своего рода надежда на будущие победы ЗАЗа.
Заканчивается гонка после 24 часов. Побеждает тот, кто за это время проедет большее количество кругов.

Пит-стопы в виду продолжительности гонки подразумевают не только заправку автомобиля топливом и замены его покрышек, но и смену колодок, тормозных дисков… список большой. Проще сказать, что не меняют. По правилам гонки нетронутыми должны быть блок цилиндров и шасси.
К сожалению, эта гонка имеет и самый горький опыт в истории автомобильного спорта. В 1955 году, через три часа после начала гонки, в результате аварии автомобиля Mercedes 300 SLR под управлением Пьера Левеша, погибло 82(!) зрителя, более сотни получили травмы…

Не смотря на то, что гонка проводится один раз в году, трасса  Ле-Мана не пустует в перерыве между гонками. Сюда померяться силами на протяжении все тех же 24 часов выезжают грузовики, картинги и… Внимание! Здесь же проводится 24 часовой марафон на роликовых коньках. Раз в год покрасоваться, а заодно и показать, что есть еще порох в пороховницах, приезжают и владельцы ретроавтомобилей. Только это мероприятие проводится в более щадящем режиме.

Шутка ли, все эти автомобили сегодня украшают коллекции. Вообще, 24-часовые автомобильные марафоны впервые появились не во Франции, а в Соединенных Штатах Америки. С 1999 года проводится американская серия Ле-Манн. Победители в своих классах этой серии гонок получают путевки на ту самую известную 24-часовую гонку на выносливость в маленьком городке во Франции.