Lancia Stratos: мечта, воплощенная в жизнь

Lancia Stratos – современная интерпретация знаменитого купе 70-х годов
Lancia Stratos – современная интерпретация знаменитого купе 70-х годов
Lancia Stratos – современная интерпретация знаменитого купе 70-х годов
В основе Stratos – платформа Ferrari 430 Scuderia
В основе Stratos – платформа Ferrari 430 Scuderia
Клиновидный стиль разработали в ателье Pininfarina
Клиновидный стиль разработали в ателье Pininfarina
Заднюю часть подчеркивают круглые фонари и заостренный спойлер
Заднюю часть подчеркивают круглые фонари и заостренный спойлер
В отделке салона преобладают карбон, алюминий и алькантара
В отделке салона преобладают карбон, алюминий и алькантара
В дверях предусмотрены карманы с держателями для гоночных шлемов
В дверях предусмотрены карманы с держателями для гоночных шлемов
Технические характеристики Lancia Stratos
Технические характеристики Lancia Stratos

Мечтать – приятно, но еще приятнее, когда желание воплощается в жизнь. Наверное, именно этим утверждением руководствовался немецкий предприниматель Михаэль Штошек, когда решил создать автомобиль мечты. По роду деятельности он связан с бизнесом по продаже автозапчастей, а все свободное время отдает коллекционированию гоночных автомобилей. И не просто собирает их, хранит в гараже и сдувает с них пыль, а садится за руль и принимает участие в ралли автоветеранов. На счету Штошека – три победы в соревновании Carrera Panamericana (в 1999, 2001 и 2004 годах), а также чемпионский титул в 2006 году. Этих успехов он добился за рулем Porsche 911 1971 года, но его любимым автомобилем является грозный Stratos.

История этой модели интересная и весьма необычная. В 1970 году молодой дизайнер Bertone Марчелло Гандини представил на автосалоне в Турине сногсшибательный прототип Stratos Zero. Клиновидный автомобиль высотой всего 1,08 м пленил директора раллийной команды Lancia и тот сразу настоял на его серийном производстве и создании раллийной версии. Руководство компании дало добро, однако для успеха в гонках нужен был мощный двигатель, которого у Lancia в ту пору не было. За помощью обратились к партнерам по концерну . Коллеги из Маранелло предоставили знаменитый 2,4-литровый V6 Dino мощностью 190 л. с. В 1973 году увидел мир первый серийный Lancia Stratos. По дизайну он существенно отличался от концепта, но выглядел не менее впечатляюще. В автоспорте купе добилось больших успехов: пилоты Сандро Мунари, Бьорн Вальдергард и Майк Паркс принесли три чемпионских титула в 1974-1976 годах.

В гараже Михаэля Штошека есть один настоящий раллийный Stratos HF Group 4, но на таком болиде передвигаться по дорогам общего пользования весьма сложно. Поэтому коллекционер загорелся идеей создать современную интерпретацию модели. Сначала в 2005 году он оплатил создание концепта, а затем выделил около 3 млн евро на разработку серийной модели. Представили ее в ноябре 2010 года. Хотя новый Lancia Stratos разрабатывали в ателье , а не Bertone, сходство со знаменитым предком видно невооруженным глазом. Автомобиль сохраняет пропорции и силуэт оригинала. У него клиновидный профиль с заостренным "носом", как у аллигатора, и приподнятой задней частью, характерные расширенные колесные арки, изгиб оконной линии. Разве что от выдвижных фар отказались, что продиктовано аэродинамикой. Сзади же новичок и его прародители схожи как две капли воды – такие же большие круглые фонари (их позаимствовали у Ferrari 599 GTB Fiorano) и заостренный спойлер.

В основе новинки лежит среднемоторная платформа Ferrari 430 Scuderia, но поскольку Stratos имеет более скромные размеры, то ее пришлось укоротить на 330 мм. Длина автомобиля – 4181 мм, ширина – 1971 мм, высота – 1240 мм, а колесная база 2400 мм. В конструкции широко применены карбон и алюминиевые сплавы, поэтому автомобиль весит всего 1247 кг, даже несмотря на то что ради увеличения жесткости конструкции добавили трубчатый каркас безопасности. Кузовные детали также изготовлены из углеволокна. Разработчики не просто "одели" шасси Ferrari в новый кузов, а тщательно испытали его в аэродинамической трубе, чтобы добиться хорошей прижимной силы при небольшом коэффициенте лобового сопротивления.

Компактный салон роскошным не назовешь – он спартанский, как в гоночных автомобилях. Из предметов автомобильной роскоши можно отметить разве что кондиционер да электростеклоподъемники. Даже багажник отсутствует. В отделке преобладают карбон, алюминий и алькантара. Рулевое колесо имеет плоский обод снизу и оснащено кнопкой запуска двигателя, переключателем режимов настройки шасси manettino и светодиодным индикатором переключения передач – как в "Формуле-1". Циферблаты приборов также позаимствованы у Ferrari 430 Scuderia, но расположены они по-особому: их комбинация выполнена в стиле Stratos 1973 года. Сиденья купе довольно узкие и имеют только горизонтальную регулировку. Но зато эти глубокие ковшеобразные кресла цепкие, как тиски – они отлично удерживают тело даже в самых скоростных поворотах. Интересная деталь: в дверях предусмотрены специальные крепления для гоночных шлемов, ведь многие владельцы Stratos захотят испытать его на автодроме. За безопасность отвечают шеститочечные ремни.

Двигатель автомобиля – от того же Ferrari, но его немного доработали. Теперь этот 4,3-литровый V8 развивает 540 л. с. при 8200 об/мин, а его максимальный крутящий момент в 500 Н·м достигается при более низких 3750 об/мин. Мотор молниеносно быстро набирает обороты, что сопровождается нарастанием громкого рева. Особенно насыщенным звук становится после 3500 об/мин, когда в выпускной системе открывается специальный пропускной клапан. При резком старте помогает технология Launch control, удерживающая обороты двигателя и не дающая колесам пробуксовывать. Поэтому купе быстро срывается с места и уже за 3,3 с достигает 100 км/ч. За 9,7 с стрелка спидометра достигает отметки "200". Роботизированная 6-ступенчатая трансмиссия способствует хорошей динамике, ведь переключения происходят очень быстро – всего за 60 мс. Передаточные числа подобраны таким образом, чтобы улучшить разгон, что несколько уменьшает максимальную скорость. Она составляет 274 км/ч.

Lancia Stratos отличается отличной управляемостью. Ходовую Ferrari основательно перенастроили: и так неплохое рулевое управление сделали еще острее, а подвеска, которую не назовешь мягкой, стала еще жестче. Результат – прекрасное поведение на гоночном треке. Компактный автомобиль превосходно маневрирует и хорошо слушается руля, а о таком понятии, как крены в поворотах и вовсе можно забыть. Примерно 44 % веса приходится на переднюю ось, а 56 % – на заднюю, поэтому в скоростных поворотах легко добиться заноса задних колес, даже несмотря на широкие задние покрышки размером 315/30 R19. Но в то же время траекторию легко исправить, играя педалью акселератора. Если же перевести переключатель manettino в положение Sport, то автомобиль становится еще экстремальнее. Адаптивные амортизаторы прибавляют в жесткости, руль – в остроте, а переключения передач происходят при более высоких оборотах. К тому же система стабилизации вмешивается гораздо позже. Есть еще режим Race, но им рекомендуют пользоваться только очень умелым водителям, ведь в этом случае помощи от электроники ждать не приходится. Замедляется купе впечатляюще – тормозной путь со 100 км/ч составляет менее 30 м. Это заслуга карбоново-керамических дисков от Brembo: передние диаметром 398 мм оснащены 6-поршневыми суппортами, а задние 350-миллиметровые – 4-поршневыми.

Когда за руль Lancia Stratos сел президент Ferrari и член совета директоров концерна Fiat Лука ди Монтеземоло, то его восторгу не было предела. После нескольких кругов по испытательному треку в Фиорано он буквально рассыпался комплиментами. Наверное, именно его влияние позволило добиться мелкосерийного производства купе. Ожидается, что выпустят примерно 25 Lancia Stratos по цене около 600 тыс. евро.