Купе-кабриолет: стильно и практично

Peugeot 401 Eclipse 1937 года
Peugeot 401 Eclipse 1937 года
Peugeot 401 Eclipse 1937 года
Ford Fairlane Skyliner 1957 года
Ford Fairlane Skyliner 1957 года
Triumph TR4 Surrey Top 1961 года
Triumph TR4 Surrey Top 1961 года
Porsche 911 Targa 1966 года
Porsche 911 Targa 1966 года
Mercedes-Benz SLK 1996 года
Mercedes-Benz SLK 1996 года
Peugeot 206 CC 2001 года
Peugeot 206 CC 2001 года
Lexus SC 430 2001 год
Lexus SC 430 2001 год
Chevrolet SSR 2003 года
Chevrolet SSR 2003 года
Renault Megane Coupe-Cabriolet 2010 год
Renault Megane Coupe-Cabriolet 2010 год
Ferrari 458 Spider 2011 года
Ferrari 458 Spider 2011 года

Изначально первые автомобили были исключительно кабриолетами. Кузова для них не редко заимствовали у конных экипажей, которые чаще всего не имели жесткой крыши. Впрочем, со временем многие автолюбители захотели защиту от холода и дождя, поэтому начали набирать популярность седаны, купе и лимузины. Кабриолеты со временем превратились в своеобразный атрибут роскоши или стали спортивными моделями. Впрочем, изобретатели старались объединить свойства кабриолета с практичностью модели с закрытым кузовом. Результатом их усилий стало появление купе-кабриолетов.
Первые попытки создать жесткий складывающийся верх были предприняты еще в начале ХХ века. Так, в 1922 году американский инженер Бен Эллербек разработал первую подобную конструкцию. Он предложил оснастить ею одну из моделей Hudson, но дальше концепта дело не пошло и конструктор отказался от развития своей идеи.
Более настойчивым был французский дизайнер Жорж Паулин. В 1931 году он запатентовал свой вариант металлической складывающейся крыши. Три года спустя этим механизмом оснастили 401 Eclipse. Автомобиль привлек всеобщее внимание, но высокая цена за модель со скромным 44-сильным мотором отпугнула многих покупателей. В результате, удалось собрать 79 машин. Несколько месяцев спустя появился более роскошный Peugeot 601 Eclipse, но и он не стал массовым. Более успешным получился Peugeot 402 Eclipse 1936 года, нашедший 400 владельцев. Обтекаемый купе-кабриолет с 2,0-литровым двигателем мощностью 70 л. с. разгонялся до 135 км/ч.
Но все же большинство подобных моделей оставались концепт-карами. Один из них – Thunderbolt 1941 года. Для своего времени он был очень передовым, ведь помимо жесткого верха с сервоприводом он получил и выдвижные фары, и автоматическую коробку переключения передач. У Thunderbolt также отсутствовали выступающие крылья и колесные арки.
Тем не менее, работы над этой технологией продолжались, и в 1957 году увидел мир серийный Fairlane Skyliner. Огромный 5,3-метровый автомобиль получил жесткую крышу, которая складывалась с помощью электропривода всего за 40 с. Поскольку Skyliner считался имиджевой моделью, то был оснащен редкими по тем временам усилителями руля и тормозов, электростеклоподъемниками, автоматической трансмиссией и кондиционером. А под капот устанавливали только двигатели V8, самый мощный из которых развивал 300 л. с. Fairlane Skyliner стал первым массовым купе-кабриолетом, ведь за три года выпустили почти 50 тыс. этих машин.
Однако затем конструкторы на долгое время отказались от жесткого верха с электроприводом. Ведь электроника на то время была не слишком надежной и сложной в обслуживании. К тому же, весь механизм не отличался компактностью. Так Ford Fairlane Skyliner был оснащен сразу 7 электромоторами и 10 реле, а общая длина проводов достигала 190 м. Естественно, это все занимало немало места, поэтому багажник получился очень скромный. А со сложенной крышей места для поклажи почти не оставалось.
Тем не менее, у купе-кабриолетов были свои плюсы. Это большая долговечность крыши, ее стойкость к повреждениям и лучшая защита от непогоды. Кроме того, она существенно повышает жесткость кузова по сравнению с традиционными кабриолетами. Поэтому инженеры начали искать более простое решение. И вскоре нашли его – попросту сделали панели крыши съемными вручную, оставив при этом стойки и заднее стекло. Такой тип кузова назвали «тарга» в честь 911 Targa, хотя немецкая модель не была первой в своем роде. Несколько раньше съемную крышу получил Triumph TR4 Surrey Top 1961 года.
Прогресс в сфере электроники в 70-80-х годах позволил вернуться к идее электропривода металлического верха. В 1989 году было выпущено 500 купе-кабриолетов Soarer Aerocabin. Шесть лет спустя подобная версия появилась у 3000 GT, что неудивительно, ведь эта модель вобрала в себя многие технические новинки – турбонаддув, активную подвеску, управляемые задние колеса. Самый мощный 320-сильный вариант разгонялся до 100 км/ч за 5,7 с и развивал 255 км/ч.
Настоящий бум на купе-кабриолеты начался с появлением в 1996 году Mercedes-Benz SLK. Этот компактный двухместный автомобиль получился относительно недорогим, а его механизм складывания крыши оказался надежным, легким и не занимал много места. На выбор были предложены бензиновые моторы объемом 2,0 л (136 и 163 л. с.), 2,3 л (196 л. с.) и 3,2 л (218 и 350 л. с.). За восемь лет удалось произвести свыше 300 тыс. SLK первого поколения, поэтому развитие этой модели продолжили.
Вслед за Mercedes-Benz SLK последовали и другие подобные автомобили. В 2001 году к идее жесткой складывающейся крыши вернулись пионеры этой технологии - Peugeot, выпустив 206 СС. Вскоре появились роскошные SC430 и Mercedes-Benz SL, доступный Daihatsu Coopen и даже пикап-кабриолет SSR.
Сейчас различные компании выпускают около двух десятков купе-кабриолетов. Среди них есть как относительно недорогие Megane Coupe-Cabriolet и Eos, так и эксклюзивные 458 California и McLaren MP4-12C Spider.