Jaguar E-Type: элегантный британский джентльмен

Прототип Jaguar E2A 1960 года
Прототип Jaguar E2A 1960 года
Прототип Jaguar E2A 1960 года
В основе Е-Туре лежит гоночный Jaguar D-Type
В основе Е-Туре лежит гоночный Jaguar D-Type
Купе Jaguar E-Type 1961 года
Купе Jaguar E-Type 1961 года
Кабриолет Jaguar E-Type 1961 года
Кабриолет Jaguar E-Type 1961 года
Автомобиль получил несущий кузов типа монокок
Автомобиль получил несущий кузов типа монокок
Салон Е-Туре декорирован кожей и деревом
Салон Е-Туре декорирован кожей и деревом
Рядная «шестерка» объемом 3,8 л развивала 265 л. с.
Рядная «шестерка» объемом 3,8 л развивала 265 л. с.
Модель 1964 года получила более тяговитый 4,2-литровый мотор
Модель 1964 года получила более тяговитый 4,2-литровый мотор
Jaguar E-Type 2+2 1966 года
Jaguar E-Type 2+2 1966 года
Гоночный Jaguar E-Type Lightweight
Гоночный Jaguar E-Type Lightweight
Купе Jaguar E-Type Series II 1968 года
Купе Jaguar E-Type Series II 1968 года
Кабриолет Jaguar E-Type Series II 1969 года
Кабриолет Jaguar E-Type Series II 1969 года
Jaguar E-Type Series III 1971 года оснастили 5,3-литровым V12
Jaguar E-Type Series III 1971 года оснастили 5,3-литровым V12
Jaguar E-Type Series III 1971 года
Jaguar E-Type Series III 1971 года
Jaguar E-Type последней серии, 1975 год
Jaguar E-Type последней серии, 1975 год

Британская автомобильная промышленность за свою более, чем 100-летнюю историю славится многими интересными моделями. Но, несомненно, самой знаменитой и яркой из них является, конечно же, . Он показал, что скоростной спортивный автомобиль может быть относительно недорогим и стал настоящим символом 60-х годов.

История Е-Туре берет свое начало в конце 50-х годов. Это была золотая эпоха Jaguar. Британская команда одерживала одну за другой победы в самых престижных соревнованиях. Она пять раз выиграла в 24-часовую гонку в Ле-Мане (в 1951, 1953 и 1955-1957 годах) и множество триумфов в других Гран-при. Успехи помогли фирме заявить о себе и положительно сказались на продажах дорожных моделей серии – купе и кабриолетов ХК, седанов Mark 2 и Mark IX. К тому же, дорожные модели получали технические новинки гоночных собратьев: так, с 1957 года серия ХК получила дисковые тормоза всех колес – изобретение британской марки. Однако конструкция ХК постепенно начала устаревать и на предприятии в Ковентри приступили к разработке его преемника.

Основой для новинки стал гоночный Jaguar D-Type, записавший на свой счет три победы в Ле-Мане. Разработчики решили, что серийная модель сохранит главную его особенность – несущий кузов типа монокок, который обеспечивает высокую прочность и малый вес конструкции. D-Type стал донором и рядной «шестерки», но вместо сложного впрыска топлива установили три сдвоенных карбюратора. Над дизайнером работал известный авиаконструктор сэр Малколм Сэйр. Он руководствовался соображениями аэродинамики, но при этом его творение получилось и очень красивым.  Автомобиль решили назвать E-Type, чтобы подчеркнуть преемственность поколений с D-Type. В 1960 году увидел мир первый прототип Е1А с кузовом из легкого алюминиевого сплава, а вскоре подготовили и стальной концепт Е2А. Затем несколько месяцев два автомобиля проходили тщательное тестирование.

Презентация Jaguar E-Type состоялась в марте 1961 года на Женевском автосалоне. Изящные двухместные купе и кабриолет стали звездами выставки. Они пленили публику элегантными формами и запоминающимся силуэтом с длинным капотом и сдвинутым назад салоном. Даже сам Энцо Феррари, восхищенно заявил: «Это самый красивый автомобиль всех времен!»

Ради экономии средств от алюминия в конструкции кузова отказались, но даже стальной E-Type был легким: машина длиной 4,5 м весила всего 1226 кг. Интересно, что задние тормозные диски разместили не в колесах, а возле главной передачи, чтобы снизить неподрессоренные массы. Применили и независимую подвеску всех колес. Двигатель объемом 3,8 л развивал 265 л. с. при 5500 об/мин, а в паре с ним работала проверенная 4-ступенчатая механическая трансмиссия.

Пожалуй, не меньше новичок удивил всех во время публичного теста – он разогнался до 100 км/ч за 7,1 с и развил невероятную по тем временам скорость в 240 км/ч. Таким образом, E-Type стал одной из самых быстрых дорожных моделей в мире. Но в отличие от конкурентов – дорогих и эксклюзивных Ferrari, Maserati, Aston Martin – он оказался весьма доступным. Он стоил 2097-2200 фунтов стерлингов (5600-5900 долларов США), то есть всего 47-50 тыс. долларов по сегодняшнему курсу.

Несмотря на низкую цену, автомобиль не был спартанским. Его салон декорировали кожей и деревом, а в качестве опций предложили радио и кондиционер. Интересно, что на протяжении первых месяцев Е-Туре отправляли исключительно на экспорт. Спрос на модель за границей (особенно в Штатах) был очень большой, а Великобритания тогда ощущала дефицит валюты и внедрила налоговые льготы для экспортно-ориентированных предприятий. За первые три года выпустили свыше 15 тыс. купе и кабриолетов, что считается неплохим показателем для спортивной модели.

Конечно, в Jaguar не забыли и о гонках. В 1963 году подготовили 12 купе и кабриолетов E-Type Lightweight. Их кузова изготовили из алюминиевых сплавов, как у прототипа Е1А, что снизило вес до 975 кг. Благодаря впрыску топлива мощность «шестерки» выросла до 300 л. с., а максимальная скорость достигла 275 км/ч. E-Type Lightweight легко победил в австралийском чемпионате GT, выиграл Гран-при Великобритании, занимал первые места в классе в Ле-Мане и Себринге.

В 1964 году «семейство» E-Type прошло первое обновление –несколько изменили отделку салона и установили иные сиденья. Но главным новшеством стал 4,2-литровый двигатель. Он развивал те же 265 л. с., но обладал большим крутящим моментом – 384 Н∙м против 352, то есть был более эластичным и приспособленным для повседневной езды. Кроме того, установили полностью синхронизированную 4-ступенчатую «механику». А два года спустя представили удлиненный четырехместный E-Type 2+2. Его, кстати, можно было заказать и с 3-ступенчатой автоматической коробкой переключения передач.

Более суровые требования по безопасности заставили провести еще одну модернизацию в 1969 году. Модель назвали E-Type Series II. Новые бамперы и изменения в салоне увеличили вес до 1317 кг и, соответственно, несколько ухудшили динамику. Максимальная скорость снизилась до 228 км/ч. Но популярность модели от этого не упала. Наоборот, за два года выпустили почти 19 тыс. Series II.

Чтобы улучшить ходовые характеристики, в 1971 году E-Type оснастили новым 5,3-литровым 275-сильным V12. Так появился Series III. Пусть его масса увеличилась до 1500 кг, но разгон до 100 км/ч составил 6,4 с, а максимальная скорость – 235 км/ч. Справиться с потяжелевшей машиной помогал новый гидроусилитель руля, а в качестве опции предложили электростеклоподъемники. Дизайн E-Type также изменился – появились новые фары и хромированная решетка радиатора.

В таком виде автомобиль производили еще четыре года. Постепенно популярность E-Type начала снижаться, ведь появились новые, более совершенные конкуренты. А тут еще и топливный кризис уменьшил спрос на прожорливый V12. В 1975 году было принято решение снять модель с производства. Последнюю ограниченную серию купе и кабриолетов окрасили в зеленый цвет гоночной команды Jaguar. На смену пришел новый Jaguar XJ-S – с прогрессивной конструкцией, но не настолько элегантным дизайном.

За 14 лет изготовили 72 515 E-Type, то сделало его первой массовой спортивной моделью из Европы. Автомобиль стал по-настоящему культовым, очень быстро его оценила богема. Среди известных владельцев Jaguar – актеры Бриджит Бардо, Стив Мак Куин, Тони Кертис. Он стал звездой более, чем полусотни кинофильмов – от знаменитого боевика «Буллит» до кинокомедий о приключениях шпиона Остина Пауэрса. А в 1996 году автомобиль выставили в Нью-Йоркской галерее, как произведение современного искусства.