История одного автомобиля: Skoda Favorit

Универсал Forman на 365 мм длиннее хетчбэка
Универсал Forman на 365 мм длиннее хетчбэка
Универсал Forman на 365 мм длиннее хетчбэка
Дизайн кузова разрабатывал легендарный Нуччо Бертоне
Дизайн кузова разрабатывал легендарный Нуччо Бертоне
Салон автомобиля на то время выглядел достаточно прогрессивно
Салон автомобиля на то время выглядел достаточно прогрессивно
У себя на родине Skoda Forman нередко использовали в качестве автомобилей скорой помощи
У себя на родине Skoda Forman нередко использовали в качестве автомобилей скорой помощи
За счет дешевизны и надежности автомобиля в Чехии его часто модифицируют для любительского ралли
За счет дешевизны и надежности автомобиля в Чехии его часто модифицируют для любительского ралли
Технические характеристики Skoda Favorit
Технические характеристики Skoda Favorit

В те сравнительно далекие времена (до 1991 года), когда компания Skoda еще не принадлежала немецкому концерну Volkswagen Group, ее продукцию уже знали далеко за пределами существовавшей тогда Чехословакии. Ведь столь популярный хетчбэк Skoda Favorit, универсал  соплатформенник Skoda Forman и  Skoda Pick-Up поставлялись не только в страны социалистического лагеря, но и в Чили, Турцию и Израиль. Завод Skoda утратил свою чистокровную независимость, да и Чехословакия распалась на две страны – Чехию и Словакию, а те старенькие автомобильчики с характерной эмблемой на капоте до сих пор бороздят бескрайние дороги. Сегодня речь пойдет о Skoda Favorit/Forman и истории ее создания.

Завод Skoda, находящийся в городе Млада-Болеслав, выпускал небольшие семейные автомобили, которые приобрели хорошую репутацию недорогих и практичных машин с 60-годов прошлого века (история завода начинается с ремонтной мастерской в 1894 г.). Эта марка была известна благодаря заднемоторным, заднеприводным седанам, конструкция которых обеспечивала относительную дешевизну их изготовления и, соответственно, маленькую себестоимость (одна из таких моделей Skoda 1000MB). Но время шло вперед, и технический прогресс неумолимо диктовал свои конкурентоспособные условия. Заводу был нужен новый автомобиль, с современной переднемоторной компоновкой. Такая конструкция позволяла сделать машину более практичной. В первую очередь за счет фронтального размещения силового агрегата выигрывало пассажирское пространство и объем багажника. К тому же это давало возможность организовать привод на переднюю ось. Работы над современной переднеприводной моделью велись в Чехословакии начиная с 1950-х годов, и уже к 1960-му на заводе были пробные рабочие образцы. Однако в серию они не пошли, подкачала конструкция шарниров равных угловых скоростей (ШРУС). Этот узел становился камнем преткновения для многих автомобильных компаний того времени, ведь шарнир помимо передачи крутящего момента на колесо должен был обеспечивать его повороты в горизонтальной плоскости.

В 1982 году руководство страны поручило заводу разработать абсолютно новый автомобиль, причем на проектировку, испытания, отладку и выпуск отводилось рекордное количество времени – пять с половиной лет. Срок весьма короткий, даже по нынешним меркам. Забегая наперед, скажем, что команде инженеров удалось справиться с этой нелегкой задачей на отлично, во многом благодаря правильному распределению времени и рабочей силы. На пост главного конструктора новинки утвердили директора научно-исследовательского института фирмы Петра Грличка. А дизайн внешнего вида предложили проектировать всемирно известному итальянскому кузовному ателье Bertone! Всего через четыре месяца Нуччо Бертоне разработал окончательный дизайн будущего переднеприводного автомобиля. И уже осенью 1983 года полномасштабная гипсовая модель Favorit была доставлена в Чехословакию. А еще через год перед чешскими конструкторами предстал первый опытный образец кузова. К тому времени на заводе были готовы основные узлы и агрегаты, включая двигатель, коробку переключения передач и элементы подвески. Собрав все воедино,  к 1984 году конструктора получили первый предсерийный образец. Стоит отметить, что всего из Италии прислали 12 кузовов будущего автомобиля, а непосредственную разработку силовых элементов, методику изготовления и техническую документацию разрабатывали уже в Чехословакии.  

Премьера Skoda Favorit состоялась на выставке в городе Брно в 1987 году. Машина, мягко говоря, произвела фурор среди жителей и гостей, ведь вкусы местных автолюбителей были не сильно избалованы западным автопромом. А впоследствии практически вся Восточная Европа в полной мере оценила плюсы этого современного бюджетного автомобиля. Вскоре после показа новинки, началось ее серийное производство. На одном лишь хетчбэке завод останавливаться не собирался и уже через некоторое время с его конвейера стали сходить универсалы и пикапы (с 1990 года). Причем интересен тот факт, что для снижения затрат производства все три модели были сильно унифицированы по запасным частям. Так, к примеру, пятая дверь хетчбэка и универсала были полностью идентичны.

Рассмотрим более подробно техническую составляющую этого автомобиля. На несущий кузов снизу спереди установлен подрамник, к которому крепятся рычаги передней независимой подвески типа McPherson. Задняя подвеска – пружинная, полузависимая. Также с помощью специальных резиновых опор к подрамнику крепится силовой агрегат. Последний расположен поперечно, с небольшим наклоном вперед. Он включает последовательно соединенный мотор, трансмиссию и главную передачу. Такая конструкция позволила "скромно" скомпоновать все узлы и агрегаты, к тому же за счет резиновых опор удалось погасить львиную долю вибраций, передаваемых мотором на кузов. 
Двигатель 8-клапанный с одним валом газораспределительного механизма. Объем мотора составляет 1289 куб. см.  А показатели его следующие: максимальная мощность – 61 л. с. при 5000 об/мин, максимальный крутящий момент – 99 Н·м при 3000 об/мин. Коробка переключения передач пятиступенчатая, сцепление с тросовым приводом и необслуживаемым выжимным подшипником. Автомобиль оборудован тормозами с усилителем. Передние тормозные механизмы дисковые, задние – барабанные.

Не менее интересен и салон. Приборная панель выполнена в стиле того времени. Особенно об этом намекают ползунковые регуляторы системы отопления. Кстати последняя, впервые для автомобилей марки Skoda, имела четыре раздельных дефлектора обдува. Передние кресла в меру мягкие, с широкими спинками. А задние можно было сложить полностью или частично, тем самым увеличивая объем багажного отделения. Сегодня пластик торпедо мы сочли бы жестким,  а материалы отделки устаревшие, но на конец 1980-х годов в бюджетном автомобиле они выглядели более чем уместно и желанно. Багажник. Пятая дверь спускается вплоть до бампера, что наилучшим образом влияет на погрузочную высоту. Минимальный объем этого отделения 251 л, максимальный – при сложенных задних сиденьях – 1038 л.

В 1994 году на смену Favorit пришла новая модель Felicia, разработанная уже под руководством Volkswagen. По своей сути она являлась глубоко модернизированной предшественницей. А через год Favorit, Skoda Forman и Skoda Pick-Up полностью прекратили свою конвейерную жизнь.
Сегодня под маркой Skoda выпускают относительно недорогие, качественные европейские автомобили. Достаточно вспомнить Fabia, Octavia или Roomster. Как видим, заслуга в этом не только концерна Volkswagen, фундамент был заложен многими годами ранее.