Honda Shuttle: японский первенец

Shuttle не выделяется дизайнерскими излишествами
Shuttle не выделяется дизайнерскими излишествами
Рычаг коробки передач в Shuttle вынесен на рулевую колонку, благодаря чему пол ровный, и по нему можно легко пройти от передних к задним сиденьям
Рычаг коробки передач в Shuttle вынесен на рулевую колонку, благодаря чему пол ровный, и по нему можно легко пройти от передних к задним сиденьям
Технические характеристики Honda Shuttle (1998–2001)
Технические характеристики Honda Shuttle (1998–2001)

В модельном ряду автомобиль под названием Shuttle появился в  1994 году, именно тогда мини-вэн впервые поступил в продажу на внутреннем рынке Японии. Автомобиль не только произвел фурор, но и по большому счету создал рынок мини-вэнов в Японии.  В 1998 году выходит в свет модификация для североамериканского рынка (под названием Odyssey) и происходит смена поколений. В этом же году Honda решается осваивать европейский рынок и предлагает версию для Европы. Но в Старом Свете на Shuttle ожидаемого спроса не было, поэтому в 2001 году поставки, а соответственно и производство европейской версии были прекращены, а освободившуюся нишу заняла более компактная Honda Stream.

А вот в США автомобиль успешно продается до сих пор. С 2003 года выпускается третье поколение мини-вэна.  Мы же сосредоточимся на европейской версии, но это не значит, что американские варианты на нашем рынке отсутствуют напрочь. Главный критерий при выборе подобного автомобиля – пассажировместимость. Shuttle может быть либо шестиместным, либо семиместным (второй ряд сидений профилируется под троих), что характерно для моделей подешевле. Третий ряд при желании можно легко убрать в нишу, расположенную в полу, увеличив тем самым объем багажника до 738 литров. Конечно, при желании количество мест можно варьировать, благо салон отлично трансформируется. Так что при необходимости в вашем распоряжении может оказаться автомобиль с возможностями легкового пикапа.

Панель приборов очень проста, а кому-то может показаться даже устаревшей, но функционально все на отличном уровне. Уже упоминалось, что рычаг коробки  передач в Shuttle вынесен на рулевую  колонку, благодаря чему можно легко пройти от передних к задним сиденьям. Автомобили оснащались только двумя бензиновыми двигателями объемом –  2,2 и 2,3 л. Первым двигателем комплектовались автомобили, выпущенные до 1998 года, а вторым – после 1998 года. Второй агрегат более современный – он оснащен фирменной системой VTEC. VTEC – это аббревиатура от Variable Valve Timing and Lift Electronic Control. В переводе – это "электронная система управления временем открытия и высотой подъема клапанов". Чтобы не вдаваться в подробности – система VTEC позволяет добиться удачного распределения крутящего момента и мощности двигателя во всем рабочем диапазоне.

Несмотря на разный объем, у двигателей почти одинаковая мощность – 146 и 150 л. с. соответственно. С такой мощностью двигатель позволяет развивать скорость до 185 км/ч, разгоняя машину до "сотни" за  12 с. Хотя и расход топлива не мал – в городе 14 л/100 км. По поводу надежности моторов упреков нет. Есть экземпляры, которые уже "выходили" до 300 тыс. км без каких-либо проблем. По заверениям производителя, ресурс моторов составляет минимум  500 тыс. км. Но это не значит, что под капот не нужно заглядывать. Японские моторы надежны, только если им уделять должное внимание. А это в нашем конкретном случае предусматривает регулировку тепловых зазоров клапанов каждые 40 тыс. км.  Поскольку двигатели оснащены двумя  балансировочными валами, обеспечивающими ровную работу силового агрегата, то при замене ремня ГРМ через 100 тыс. км нужно установить еще и  новый ремень привода балансирных валов. Не лишним будет на этом промежутке проверить состояние "помпы" – она приводится в движение ремнем ГРМ. А вот натяжной ролик рассчитан на два срока службы ремня. Ремень вместе с натяжным роликом обойдется в 70 у. е. Это если говорить о фирменных расходниках, если ставите неоригинал, то интервал нужно сократить в два раза.

Отдельным пунктом упомянем о воздушном фильтре (стоит около 20 у. е.), так как двигатель очень требователен к его качеству. Если фильтрующий элемент загрязнен, то мгновенно возрастает расход топлива и содержание вредных веществ в выхлопе. Поэтому каждые 10 тыс. км фильтр продувается сжатым воздухом, а каждые 20 тыс. заменяется. Ни в коем случае нельзя фильтр мыть водой. Фильтровальная бумага теряет свои свойства и начинает пропускать частицы пыли, которые становятся абразивом в цилиндрах. Что же касается свечей, то если использовать рекомендованные производителем, то претензий не возникнет. Единственное "но" – 95-й бензин быстро их  губит. От железосодержащих октаноповышающих добавок на изоляторах свечей появляются красные пятна. Частично проблему можно решить, заправляя 92-й бензин, благо степень сжатия – 8,8:1 – позволяет. Расход бензина возрастает и по цене траты те же, зато для свечей намного безвреднее.

Все Shuttle оснащались 4-ступенчатой автоматической коробкой передач. Причем на каждый из двигателей устанавливался "свой" тип агрегата. По словам специалистов, более надежная коробка передач, агрегатируемая с 2,2-литровым двигателем. При активном вождении после пробега в 300 тыс. км требуют замены фрикционы. Обслуживание  "автомата" заключается в регулярной (каждые 60 тыс. км) замене трансмиссионного масла. Все Shuttle – переднеприводные мини-вэны. Клиренс в 155 мм (170 мм в полно-приводной версии), длинная база и  небольшие ходы подвески сильно ограничивают проходимость автомобиля. Как спереди, так и сзади применена многорычажная схема подвески, за счет чего улучшается устойчивость и управляемость. Сложностей конструкции не следует бояться – большинство ее деталей меняются  отдельно. Исключение составляет лишь верхняя шаровая опора, которая поставляется вместе с передним рычагом (300 у. е.). Быстрее всего (каждые 50–60 тыс. км)  изнашиваются втулки стабилизаторов поперечной устойчивости. Интересная особенность: на японских версиях не устанавливается задний стабилизатор поперечной устойчивости, хотя отверстия для крепления в кузове и в рычагах имеются.

Для надежности стоек и улучшения  управляемости в подвеске предусмотрено немало сайлент-блоков, которые  периодически требуют замены. К примеру, в передней подвеске чаще всего требуют замены сайлент-блоки верхних и нижних поперечных рычагов. Оригинальные для нижних рычагов можно купить отдельно, а вот верхние только вместе с рычагами. В задней подвеске сайлент-блоки более живучи, но если порвутся те, которые соединяют продольные рычаги с кузовом, то хлопот прибавится. Мало того что они имеют нестандартный диаметр, так еще не поставляются отдельно от рычагов. Недешево обходится и замена задних подшипников, которые установлены в  неразборных ступицах (210 у. е.). К надежности рулевого нет замечаний, даже наконечники рулевых тяг могут выходить около 100 тыс. км. Тормозная система оснащена всеми дисковыми механизмами и системой ABS. Каких-либо замечаний в процессе эксплуатации не возникает. Стоимость передних тормозных колодок 50 у. е., а задних – 35 у. е.

Как правило, большинство мини-вэнов представлены в хорошей комплектации.  У них имеются центральный замок, гидроусилитель руля, регулируемый руль, электростеклоподъемники, электропривод  наружных зеркал и их обогрев, кондиционер, автоматическая коробка передач, круиз-контроль и водительская подушка безопасности. На вторичном рынке Украины модели образца 1998–2001 годов стартуют с отметки 10 тыс. у. е. и заканчиваются на 16 тыс. у. е.