Hispano-Suiza: испанский взгляд на роскошь

Первый Hispano-Suiza Alfonso XIII – победитель кубка Каталонии 1910 года
Первый Hispano-Suiza Alfonso XIII – победитель кубка Каталонии 1910 года
Первый Hispano-Suiza Alfonso XIII – победитель кубка Каталонии 1910 года
Hispano-Suiza H6C, 1926 год
Hispano-Suiza H6C, 1926 год
Hispano-Suiza K6 Sedanca 1934 года
Hispano-Suiza K6 Sedanca 1934 года
Hispano-Suiza K6 Cabriolet, 1935 год
Hispano-Suiza K6 Cabriolet, 1935 год
Hispano Suiza J12 барона Ротшильда
Hispano Suiza J12 барона Ротшильда
Hispano-Suiza HS26 1934 года
Hispano-Suiza HS26 1934 года
Огромный 9,4-литровый V12 в Hispano Suiza J12 развивал 220 л. с.
Огромный 9,4-литровый V12 в Hispano Suiza J12 развивал 220 л. с.
Hispano Suiza J12 1931 года
Hispano Suiza J12 1931 года
Hispano-Suiza H6C Convertible Sedan 1928 года
Hispano-Suiza H6C Convertible Sedan 1928 года
Hispano-Suiza H6C гонщика Андре Дюбоннэ с кузовом из тюльпанового дерева
Hispano-Suiza H6C гонщика Андре Дюбоннэ с кузовом из тюльпанового дерева
Hispano-Suiza Alfonso XIII Double Berline 1911 года
Hispano-Suiza Alfonso XIII Double Berline 1911 года
Hispano-Suiza H6B Coupe de Ville 1924 года
Hispano-Suiza H6B Coupe de Ville 1924 года
Hispano-Suiza H6B 1922 года
Hispano-Suiza H6B 1922 года
Hispano-Suiza Т49 1924 года
Hispano-Suiza Т49 1924 года
Президент Чехословакии Томаш Гариг Массарик и его Hispano-Suiza H6
Президент Чехословакии Томаш Гариг Массарик и его Hispano-Suiza H6
Hispano-Suiza H6, 1919 год
Hispano-Suiza H6, 1919 год
Hispano-Suiza Type 32 1918 года
Hispano-Suiza Type 32 1918 года
Авиамотор Hispano-Suiza
Авиамотор Hispano-Suiza
Hispano-Suiza T56 1935 года
Hispano-Suiza T56 1935 года

Испанская автопромышленность у большинства автолюбителей ассоциируется, прежде всего, с маркой Seat. В ее линейке в основном недорогие модели, но в свое время на Пиренейском полуострове выпускали роскошные и баснословно дорогие автомобили для сильных мира сего. Марка в первой половине ХХ века котировалась не меньше, чем Rolls-Royce и Bugatti.
Как ни странно, история Hispano-Suiza началась с электромобилей. В 1898 году их решил выпускать в Барселоне офицер-артиллерит Эмилио де ла Куадра, а разработкой занялся швейцарский инженер Марк Брикигт. Однако они не пользовались спросом, поэтому через четыре года компания сменила владельца и переориентировалась на изготовление бензиновых автомобилей. Заодно было изменено и название на La Hispano-Suiza Fábrica de Automóviles.
Марк Брикигт в 1902-1904 годах создал линейку роскошных моделей с четырех- и шестицилиндровыми двигателями объемом 3,8-7,4 л. Собирали Hispano-Suiza мелкими партиями вручную и машины сразу обрели популярность у зажиточных испанцев благодаря высокому качеству. Вскоре марка вышла на международный уровень и даже открыла филиал в Париже.
С 1905 года постоянным клиентом Hispano-Suiza стал король Испании Альфонсо ХІІІ, причем со временем в его гараже насобиралось около 30 этих автомобилей. Монарх увлекался автоспортом и даже организовал соревнования – Кубок Каталонии. Руководство Hispano-Suiza хотело добиться победы на глазах у короля и специально для гонки Брикигт разработал новую модель. В 1910 году она добилась успеха и было решено начать ее серийное производство. Назвали автомобиль Alfonso XIII.
Для своего времени Alfonso XIII был передовым. Рядная 3,6-литровая «четверка» развивала 64 л. с. и делала его одним из самых быстрых серийных автомобилей своего времени – 128 км/ч. Покупатель мог выбрать для Hispano-Suiza самые эксклюзивные кузова: от двухместного кабриолета до лимузина. Модель оказалась очень популярной и за три года было собрано свыше 500 машин.
Уменьшить производство заставила Первая мировая война. Испания объявила нейтралитет, но, естественно, потеряла рынки сбыта в Европе. Часть автомобилей начали экспортировать в Северную и Южную Америку. В частности, для Нового света была создана более доступная модель Туре 18 с 4,7-литровым 30-сильным мотором.
Впрочем, в Hispano-Suiza нашли себе и новую сферу деятельности – занялись выпуском авиационных двигателей. Эти V8 и V12 отличались высокой мощностью (200-300 л. с.), потому их устанавливали на скоростные французские истребители SPAD. Всего было собрано около 50 тыс. моторов. Конструкция оказалась настолько удачной, что их развитие решили продолжить и в послевоенное время.
Параллельно Марк Бригкит с подчиненными уже работали над полностью новым Hispano-Suiza Н6, который был представлен в 1919 году. При создании его шестицилиндрового двигателя пригодился опыт, полученный в самолетостроении: по сути это была половинка авиационного V12. Этот 6,6-литровый мотор с верхним распредвалом развивал 135 л. с. и позволял достичь 137 км/ч. Среди новшеств следует отметить тормоза всех колес с гидроусилителем.
Н6 оказался настоящим долгожителем – его выпускали на протяжении 14 лет. В 1922 году появился усовершенствованный вариант Н6В, а два года спустя – модификация Н6С с 8,0-литровой 160-сильной «шестеркой», способная развить 175 км/ч. Интересно, что сборка была налажена не только в Испании, но и во Франции, и даже в Чехословакии на заводе Skoda. Один из лимузинов использовал президент Чехословакии Томаш Гариг Массарик. Всего заводские цеха покинуло 2350 автомобилей. Большинство из них были кабриолетами, седанами и лимузинами. Хотя встречались и особые версии. Например, гонщик Андре Дюбоннэ заказал себе для гонки Targa Florio специальный кабриолет с 200-сильным двигателем. Интересно, что кузов выполнили из тюльпанового дерева, что сделало его не только красивым, но и легким.
Со временем Дюбоннэ заказал еще один необычный Hispano-Suiza Н6C – Xenia, чей дизайн разработал французский стилист украинского происхождения Яков Савчик. Своими обтекаемыми раздутыми формами и каплевидным профилем купе напоминало маленький дирижабль. Его крышу выполнили съемной, а двери впервые в мире сделали сдвижными.
Естественно, модель Н6 была очень дорогой и доступной лишь сливкам общества. Поэтому в 1924 году появилась его дешевая версия – Т49 с 3,8-литровым мотором. Пять лет спустя на смену ему пришел 4,6-литровый 95-сильный HS26. Кроме того, был налажен выпуск 46-сильной модели Т56.
В конце 20-х годов стартовала разработка новой флагманской модели Hispano-Suiza J12, которую показали в 1931 году. Для своего времени модель стала действительно необычной. Под капотом был установлен громадный 9,4-литровый V12, развивавший 220 л. с. и отличавшийся необычайной плавностью работы. Максимальный крутящий момент в 529 Н∙м позволял трогаться с места на второй передаче и делал двигатель очень эластичным. Автомобиль предлагали с несколькими вариантами колесной базы (3429-4016 мм), а масса превышала две тонны. Тем не менее, J12 разгонялся до 150 км/ч. Конечно, он был баснословно дорогим, даже по меркам Hispano-Suiza – 10 тыс. долларов (доступные Ford, Fiat или Chevrolet стоили в то время 400-500 долларов). Да и экономическая депрессия существенно понизила спрос. Поэтому неудивительно, что модель нашла только 120 покупателей. Среди них был, например, известный миллионер барон Ротшильд. Часть автомобилей оснастили 11,3-литровыми моторами мощностью 250 л. с.
Два года спустя появился и более доступный Hispano-Suiza К6. Он был поменьше (колесная база 3420 мм) и получил 5,2-литровую 120-сильную «шестерку». Максимальная скорость составила 145 км/ч. Однако, удалось собрать лишь 204 автомобиля. Планам помешала гражданская война в Испании.
Автомобильное подразделение Hispano-Suiza прекратило свое существование в 1938 году. Компания сосредоточилась на сборке авиационных двигателей и просуществовала до середины 60-х годов. Попытки возродить знаменитую марку предпринимались в начале XXI века и даже были представлены несколько концепт-каров. Но до серийных моделей дело не дошло. Hispano-Suiza стали воплощением роскоши и технического совершенства. Сейчас их стоимость на аукционах достигает нескольких миллионов долларов.