Французский автопром: былая роскошь (Часть 1)

Паровая телега Кюнь
Паровая телега Кюнь
Darracq образца 1904 года
Darracq образца 1904 года
Delaunay-Belleville HB6 Coupe Chauffeur – на такой машине ездил Николай II
Delaunay-Belleville HB6 Coupe Chauffeur – на такой машине ездил Николай II
Delaunay-Belleville HB6 Coupe Chauffeur – на такой машине ездил Николай II
Delaunay-Belleville HB6 Coupe Chauffeur – на такой машине ездил Николай II
Talbot Lago T26
Talbot Lago T26
Talbot Lago T150
Talbot Lago T150
Delage D8S (1932 год)
Delage D8S (1932 год)
Delage D8 Sport Aerodyn
Delage D8 Sport Aerodyn
Delahaye 135
Delahaye 135

Автомобилестроение Франции, безусловно, заслуживает того, чтобы о нем поговорить. И не только потому, что Франция родина автомобиля – первым в мире автомобилем общепризнанно считается трехколесная паровая телега инженера Кюньо (1770 год).  Францию интересней рассматривать на заре автомобильного века, ведь первые автомобили в Европе были неслыханной роскошью, а где как не в Париже были основные потребители роскоши.

Забытые марки
Мало кто знает, что в начале прошлого века автопромышленность Франции была представлена десятками производителей, причем не кустарных, а  известных и шикарных брендов. В бытность своей славы французский автопром выдавал головокружительные кульбиты в виде скупок, перекупок и прочих разнообразий в конкуренции и сотрудничестве. Характерным выразителем таких тенденций был Александр Даррак со своей компанией.

Вездесущий (Darracq)
Александр Даррак (1855-1931 гг.) основатель и владелец одноименной фирмы был известен не столько своими автомобилями, сколько вмешательством в судьбы многих европейских автопроизводителей.
В 1900 году Александр Даррак разработал автомобиль, задняя ось которого приводилась в движение карданным валом. Конструкция была настолько успешной, что немецкие энтузиасты автостроения в лице братьев Опель тут же ее купили.  Именно благодаря кардану  Opel добился успехов.

Через пять лет Даррак взялся за итальянцев. В Милане был основан филиал по сборке французских такси. Но бизнес не пошел, и вскоре предприятие было выкуплено итальянскими банкирами и получило название A.L.F.A., что в свою очередь послужило базой для возникновения легендарной Alfa-Romeo.

В 1919 году французская Darracq поглотила небезызвестную английскую марку  Talbot. Английской она была весьма условно, поскольку под брендом Talbot продавали французские машины в Британии. А всего через год уже британская Sunbeam прибрала к рукам французских поглотителей. Трио Sunbeam-Talbot-Darracq (STD) успешно просуществовал все двадцатые. При этом если в Англии и Франции машины шли как Talbot, то в Европе их продавали как Darracq. Но в тридцатых годах Европа попала в пучину мировой депрессии. В общем, не до автомобилей было тогда, и STD обанкротилась.

Французская ветвь фирмы была выкуплена итальянцем Антонио Франко Лаго, и он на остатках STD основал модельный ряд автомобилей под названием Talbot-Lago. Его модели T-150 оказались по-итальянски шустрыми и изящными.
Но уже в сороковых годах Talbot начал сдавать позиции. Огромные шикарные и дорогие машины не находили покупателя, а попытка перепрофилироваться на скромные автомобили была безуспешной. Правда, и в послевоенные годы произошло небольшое просветление в виде модели Т26 Lago.
С 1959 года Talbot оказалась в орбите фирмы SIMCA и к концу 60-х утратила остатки самобытности.

Его Величество Царь (Delaunay-Belleville)
История повернула судьбу Delaunay-Belleville таким образом, что все ее величие существовало благодаря русскому царю.
Вначале Николай Второй терпеть не мог автомобили. "Подсадил" императора на Delaunay-Belleville его приближенный граф Орлов, одним из первых купивший французский автомобиль в России.

Для императорского двора была сконструирована целая серия автомобилей,  именовавшихся SMT (Sa Majestee le Tsar – Его Величество Царь). SMT представлял собой большую четырехтонную карету с отделкой металлических деталей под золото. Производила фирма и автомобили попроще. Машины отличались завидной надежностью даже в современном понимании: некоторые экземпляры проходили без поломок до 300 тысяч км.

С окончанием Октябрьской революции, Delaunay-Belleville вместе с особами голубых кровей оказалась на задворках России. Правда, некоторое время на Delaunay-Belleville разъезжали даже вожди мирового пролетариата. Но потом Ленин В.И. пересел на более "демократичный" Rolls-Royce.

По новой втиснутся в категорию "люкс" было нереально – более-менее перспективные ниши были уже заняты. В тридцатые Delaunay-Belleville постепенно начала обанкрочиваться и к середине сороковых окончательно исчезла.
Расточительность и расторопность (Delage & Delahaye) Луи Делаж создал свой первый автомобиль в 1905 году, а уже в 1906 году автомобиль Delage пришел вторым на гонках в Париже, что наделало много шума. И через пять лет гонщики на Delage вовсю гонялись за призами в Чикаго и Миннеаполисе.

Потом была война. Кризис. Но нет, фирма осталась на плаву, причем без особых усилий. Аристократия послевоенной Франции не забыла красивую жизнь и жаждала роскоши. Delage уловил тенденцию и перешел от скоростных автомобилей к роскошным.
Новый этап для фирмы начался в 1929 году с появлением модели D8. Этот элегант-ный автомобиль, казалось, собрал в себе весь шарм своей эпохи. Неизвестно по каким причинам, но автомобиль больше приглянулся женщинам, и именно они были основными заказчиками. Традиция делать кузова на заказ открывала для парижанок широкие возможности. Кузов иногда старательно подбирался к платью. Delage D-8 неоднократно побеждал в многочисленных "конкурсах элегантности", на которых демонстрировались лучшие достижения кузовных мастеров.

Но кризис, который обрушился на Францию в начале тридцатых, не позволил Delage реализоваться вовсю. Фирма попыталась перейти на дешевые четырехцилиндровые модели, но уже было поздно.
В 1935 году Delage была приобретена не менее импозантной французской маркой Delahaye.

В предвоенные и первые послевоенные годы Delahaye была первой в рядах европейских производителей грузовиков. Она особенно славилась своими пожарными машинами. Более-менее серьезно на рынок роскошных легковых автомобилей компания Delahaye  вышла лишь в 1934 году. Но настоящий успех пришел к ней лишь после поглощения Delage. В течение 1935 года были представлены наиболее известные машины серии "135". Некоторые из почитателей раннего французского автостроения считают модель Delahaye 135 классикой французских спортивных моделей 30-40-х годов.
Но не только "135" была в почете. Автомобили с индексами 145, 165 и 175 тоже снискали немало славы. Все серии были похожи одна на другую, с тем лишь отличием, что с каждой серией автомобили становились длиннее и приземистей. Апофеозом в этой линейке выглядит 175-ая.

Послевоенный путь фирмы был скоротечен. Так и не сумев придти в себя, в 1954 году Delahaye  попала в орбиту фирмы Hotchkiss и перешла на выпуск грузовых автомобилей. Но ненадолго. Через два года марка Delahaye полностью растворилась в продукции Hotchkiss.