Ford C-Max, Opel Meriva и Seat Altea: минивэны для молодых духом семей

Ранее минивэны считались автомобиля для больших семей. Оно и понятно: на них можно перевозить по семь человек и, как правило, остается еще место для багажа. Но новые времена диктуют другую моду. Многие семьи сейчас не столь большие, а в городе, как правило, используются компактные автомобили. Теперь многие покупатели желают, чтобы их транспортные средства были небольшими и экономичными, но при этом просторнее, чем обычные хетчбэки или седаны С-класса. Поэтому и возник сегмент компактных минивэнов. Именно они и примут участие в сравнительном тест-драйве: силами померяются C-Max, Meriva и Altea.

В дизайне практически всех европейских Ford господствует направление, названное кинетическим. В этом плане не стал исключением и C-Max, показавший, что практичный автомобиль может выглядеть очень даже ярко и динамично. Он отличается клиновидным профилем с большим углом наклона лобового стекла и вздымающейся оконной линией. Капот профилирован, а колесные арки раздуты. Огромный воздухозаборник в переднем бампере выделяется на фоне узкой решетки радиатора и делает «лицо» минивэна агрессивнее. Продолговатые передние фары растянуты на крылья. Заднее стекло выполнено панорамным, а широкие «плечи» подчеркнуты высоко посаженными фонарями. Кстати, доступен и удлиненный семиместный Grand C-Max со сдвижными задними дверьми.

Opel Meriva более сдержан, он привлекает внимание плавными линиями кузова. Крупная хромированная решетка радиатора напоминает улыбку, а большие каплевидные фары делают «взгляд» минивэна немного удивленным. Оконная линия отличается небольшим изгибом посредине. Пожалуй, самая необычная черта дизайна – задние двери, которые открываются против движения. С такой компоновкой родители смогут больше контролировать своих детей, выходящих из машины. Продумали и безопасность: на скоростях свыше 3 км/ч двери автоматически блокируются. «Корму» обрамляют Г-образные фонари и бампер, который является своеобразным продолжением крыльев.

Seat Altea также предлагают в обычной и удлиненной версиях, но третий ряд сидений ему недоступен. Во внешнем виде преобладают мягкие раздутые формы. Штампованные линии на боковинах напоминают морские волны, а линия крыши выполнена аркообразной. Изящные вытянутые фары сочетаются с небольшой трапециевидной решеткой радиатора, которая свойственна многим моделям Seat. В то же время передний бампер украшен немаленьким воздухозаборником. Колесные арки слегка выпуклые. Сзади Altea выглядит гораздо скромнее. По краям кузова размещены небольшие полукруглые фонари, а на верхней кромке пятой двери размещен спойлер. 
Ford немного крупнее своих соперников – достигает 4380 мм в длину при колесной базе в 2648 мм. Размеры Opel и Seat приблизительно одинаковы (4288 и 4282 мм, соответственно), однако, у «немца» ощутимо больше колесная база – 2644 мм против 2578. Meriva также самый легкий в этой тройке – 1360 кг. C-Max весит 1374 кг, а вот масса Altea ощутимо больше – 1439 кг.

Под стать внешнему виду в салоне Ford преобладает спортивный стиль. Пластик в отделке щедро разбавлен многочисленными серебристыми вставками и черными лакированными поверхностями. Циферблаты спидометра и тахометра размещены в отдельных глубоких колодцах, а между ними – экран бортового компьютера, указатели остатка топлива в баке и температуры двигателя. V-образная центральная панель наклонена и увенчана экраном мультимедийной системы. По бокам ее обрамляют узкие дефлекторы вентиляционной системы. Клавиши аудиосистемы и климат-контроля удобные и с ними не трудно разобраться. Рычаг коробки переключения передач расположен высоко, что очень удобно. Передние сиденья комфортабельные и при этом хорошо удерживают спину. Диапазон их регулировок и рулевой колонки очень широкий, а высокая посадка и тоненькие стойки крыши обеспечивают отличную обзорность.

Многие черты салона Opel Meriva позаимствованы у родственного хетчбэка Astra. Передняя панель выполнена обволакивающей, знакомо и трехспицевое рулевое колесо. Приборы украшены хромированными ободками и имеют нежно-синюю подсветку. Узкая центральная консоль отличается большим углом наклона. Клавиши на ней крупные, переключатели блоков аудиосистемы и климат-контроля четко разделены. Кресла водителя и переднего пассажира мягкие, но в поворотах им не хватает боковой поддержки. Обзорность вперед и по сторонам довольно неплохая. Между сиденьями проходят специальные рельсы (технология FlexRail), по которым можно передвигать подлокотник, подстаканники, туда можно установить крепления для телефона либо ноутбука. Из-за них пришлось установить электромеханический стояночный тормоз, но его рычажок не слишком удобный.

Seat Altea появился гораздо раньше конкурентов и материалы отделки несколько хуже. Передняя панель покрыта зернистым пластиком. Трехспицевое рулевое колесо обшито перфорированной кожей. Циферблаты приборов врезаны в панель. Центральное место занимает тахометр, но он относительно небольшой по сравнению со спидометром. К тому же, их шкалы довольно-таки мелкие, что затрудняет считывание показаний. Компактная центральная панель немного повернута к водителю. Клавиши на ней весьма небольшие, поэтому к ним требуется некоторое привыкание. Подсветка кнопок – эмоциональная, ярко-красная. Сиденья первого ряда довольно упругие, но зато хорошо удерживают спину. К тому же, нужно учитывать, что передние стойки крыши немного ограничивают обзорность.

 У всех трех автомобилей задние кресла оснащены горизонтальной регулировкой, а у Ford и Opel можно еще и отдельно сложить центральное сиденье. C-Max обладает самым большим пространством для ног, очень щедрое место и над головой. Meriva почти не уступает ему по этим параметрам, однако, из-за рельсов FlexRail центральный пассажир почувствует себя стесненным. В Altea же ногам не настолько просторно. Ford также лидер по вместительности багажника: его объем составляет 432 л против 409 л у Seat и 400 л – у Opel. Со сложенными задними сиденьями он возрастает до 1732,  1320 и 1500 л, соответственно.

Для сравнения выбраны автомобили приблизительно одинаковой стоимости – Ford C-Max Trend Plus, Opel Meriva Enjoy, Seat Altea Style. Все они укомплектованы центральным замком, электроприводами стеклоподъемников и зеркал заднего вида, климат-контролем, CD-плеером, подогревом передних сидений, системой стабилизации. У C-Max и Meriva лучшее оснащение безопасности – по 6 надувных подушек против 4 у Altea. Ford также оснащен подогревом лобового стекла и датчиком дождя, а Opel и Seat – круиз-контролем. Meriva также получил парктроник.

Все три минивэна оснащены бензиновыми четырехцилиндровыми моторами и механическими коробками переключения передач. Двигатель Ford объемом 1,6 л – атмосферный, тогда как у соперников – турбированные. Впрочем, в наших краях это дает неоспоримое преимущество: он менее чувствителен к качеству топлива, тем более что у конкурентов еще и сложный непосредственный впрыск топлива. «Четверка» развивает 125 л. с. при 6000 об/мин, а максимальный крутящий момент в 159 Н·м доступен с 4000 об/мин. Это позволяет разогнаться до 100 км/ч за 11,5 с и достичь 188 км/ч. Она отличается весьма бодрым характером, но в то же время работает очень плавно. Расход топлива достигает 8,7 л/100 км в городском цикле и 5,3 л/100 км – в загородном. Также у нас предлагают 105-сильную версию двигателя, а вскоре предложат и спортивный 150-сильный вариант с турбонаддувом.

Мотор Opel объемом 1,4 л развивает 118 л. с. при относительно невысоких 4800 об/мин. Он быстро набирает обороты, но вместе с тем тяговит и на «низах». Пик крутящего момента сравнительно небольшой, как для турбодвигателя (175 Н·м), однако достигается уже с 1750 об/мин. Но «четверка» довольно шумная, ощутимы и вибрации, особенно при резком разгоне. Динамика – такая же, как у Ford: 11,5 с до 100 км/ч и максимальные 188 км/ч. Meriva отличается наименьшим в этой тройке «аппетитом» - 8 л/100 км в городе и 5 л/100 км – на трассе. Кроме того, в Украине можно выбрать еще более экономичную 100-сильную модификацию без турбонаддува.

Под капотом Seat – 1,4-литровый двигатель мощностью 125 л. с. при 5000 об/мин. Его главное преимущество – щедрый крутящий момент в 200 Н·м, который в распоряжении всего с 1500 об/мин. Это обеспечивает отличный подхват на низких оборотах, что помогает при обгоне на трассе или на крутом подъеме. Турбопауза почти не ощутима. Однако после 4000 об/мин, звук мотора становится чересчур громким. Altea способен разогнаться до 100 км/ч за 10,3 с и развить 194 км/ч. В городском цикле расход топлива равен 8,3 л/100 км, а в загородном – 5,3 л/100 км. На украинском рынке минивэн также можно оснастить 1,4-литровым атмосферным двигателем мощностью 85 л. с., турбомоторами объемом 1,2 л (105 л. с.) и 1,8 л (160 л. с.).

Преимущество C-Max – отличная управляемость. Его руль острый, точный и очень информативный. Поворачиваемость близка к нейтральной, чему способствует электронная блокировка переднего дифференциала (Torque Vectoring Control), которой, как правило, оснащают «горячие» хетчбэки. Сцепление с дорогой очень хорошее, широкая колея способствует хорошей курсовой устойчивости. В поворотах кузов Ford, на удивление, мало кренится, но это совсем не значит, что подвеска жесткая – комфорт езды весьма неплохой. Качественно выполнена и шумоизоляция – на больших скоростях в салоне тихо. Хорошо проявили себя и тормоза: они обеспечивают уверенное замедление. 

Спортивные нотки присутствуют и в характере Altea. Минивэн также неплох в управлении. Рулевое управление точное и приятно наливается тяжестью на больших скоростях, хотя немного больше информативности ему не помешало бы. Недостаточная поворачиваемость практически не дает о себе знать. Крены кузова весьма небольшие, но добились этого за счет более жестких пружин подвески. В результате, огрехи дороги очень даже ощутимы. Кроме того, при езде по автостраде отчетливо слышны шумы ветра и шин. Зато тормоза Seat не вызывают нареканий – они качественно выполняют свою работу.

Meriva более ориентирован на комфорт, чем соперники, а потому его подвеска весьма мягкая. Большинство выбоин поглощается плавно, но вместе с тем в поворотах присутствуют и нежелательные движения кузова. Руль Opel можно вращать двумя пальцами, однако, связь с колесами ощутима далеко не всегда. Минивэн хоть и создан для города, но имеет, на удивление, большой диаметр разворота (11,5 м против 10,4 м у Altea и 10,9 м у С-Мах). Зато сцепление колес с асфальтом неплохое. К тому же, тормоза автомобиля весьма точные, а усилие на педали легко дозировать. А при езде по автостраде не отвлекают посторонние шумы.

Opel Meriva 1,4 Enjoy дешевле соперников, но не намного. Он стоит 200 тыс. гривен и привлекает оригинальными задними дверьми и экономичным двигателем. Цена Seat Altea 1,4 Style – 201 тыс. гривен, его преимущество – хорошая динамика. Ford C-Max 1,6 Trend Plus можно приобрести за 206 тыс. гривен, он отличается хорошей управляемостью, просторными салоном и багажником.