Fiat 500 Topolino: итальянский "малыш"

Первый Fiat 500 Topolino 1936 года
Первый Fiat 500 Topolino 1936 года
Первый Fiat 500 Topolino 1936 года
Длина Fiat 500 Topolino – всего 3,2 м
Длина Fiat 500 Topolino – всего 3,2 м
Стиль салона очень спартанский
Стиль салона очень спартанский
Передняя подвеска – независимая, а тормоза оснащены усилителем
Передняя подвеска – независимая, а тормоза оснащены усилителем
Кабриолет Fiat 500 1937 года
Кабриолет Fiat 500 1937 года
Коммерческий Fiat 500 Furgone, 1937 год
Коммерческий Fiat 500 Furgone, 1937 год
Лицензионный Simca 5 1937 года
Лицензионный Simca 5 1937 года
Fiat 500 C Topolino 1949 года
Fiat 500 C Topolino 1949 года
Fiat 500 C Topolino Belvedere 1949 года
Fiat 500 C Topolino Belvedere 1949 года

Многие автомобильные страны прославились своими массовыми «народными» автомобилями. Они были небольшими, экономичными и неприхотливыми, а главное – доступными. В США - это легендарный Ford T, в Германии – Volkswagen Beetle, во Франции – Citroen 2CV, в Великобритании – Mini. Целая россыпь подобных моделей была у . Итальянский автогигант прославился своими недорогими компактными машинками. А начало этой плеяде положил знаменитый Fiat 500 Topolino.
   
Fiat 500 – детище выдающегося конструктора Данте Джакозы. В 30-х годах Италия уже славилась своими спортивными моделями и громкими гоночными победами. Но они были доступны лишь избранным. Далеко не каждый итальянец мог позволить себе даже самую дешевую машину, и в Fiat решили это исправить. В 1933 году руководство поручило молодому Джакозе разработать небольшой и очень простой автомобиль, который был бы дешев в производстве, мог выпускаться массово и оказался по карману рядовым гражданам. Таким образом, планировали посадить Италию «на колеса».
   
Конструктор работал над проектом на протяжении трех лет. Под названием Fiat 500 автомобиль представили публике в 1936 году. Для своего времени он выглядел весьма современно. Джакоза ранее конструировал самолеты, а  потому привлек к разработке новинки знакомых специалистов по аэродинамике из авиационного подразделения Fiat. В результате внешний вид получился обтекаемым, с обилием скругленных поверхностей и без традиционных в то время подножек. Интересно, что сначала  разработали дизайн кузова, а лишь затем начали устанавливать внутрь двигатель, трансмиссию и ходовую.

Чтобы сохранить покатый «нос», радиатор разместили за двигателем. Длина достигала 3215 мм, а ширина – всего 1275 мм, то есть это была самая маленькая серийная машина в мире. Для удобства посадки и высадки двери открывались против движения. Салон был рассчитан на двоих, а его убранство оказалось очень спартанским. Под капотом пряталась 569-кубовая нижнеклапанная рядная «четверка» мощностью всего 13 л. с. Впрочем, легкому (всего 740 кг) Fiat 500 этого вполне хватало, чтобы разогнаться до 85 км/ч. Немаловажным параметром для доступной модели является экономичность: расход топлива составил всего 5,5 л/100 км – рекорд по меркам 30-х годов.
   
При этом для своего времени конструкция оказалась достаточно прогрессивной. Например, Джакоза решил оснастить автомобиль 4-ступенчатой механической коробкой переключения передач с синхронизатором, независимой передней подвеской и тормозами с гидроусилителем.
   
Fiat 500 сразу добился ошеломительного успеха. Изначально его хотели продавать за 5000 лир, но это оказалось экономически нецелесообразно и цену подняли до 8900 лир (около 500 долларов). Впрочем, за маленькими машинками все равно выстроились очереди. Покупатели оценили надежность, неприхотливость и дешевизну содержания машины. За свои компактные размеры в народе модель получила прозвище Topolino («мышонок»). Руководству Fiat это настолько понравилось, что они сделали его официальным названием машины. А Данте Джакозу наградили – повысили до должности главного конструктора Fiat.
   
Почти сразу линейка Fiat 500 Topolino была расширена. Сначала появился кабриолет 500: у него были сохранены стойки крыши, а мягкий тканевый верх сдвигался назад. Затем к нему присоединился коммерческий фургон, который так и назвали Furgone. Конструкция модели оказалась очень успешной и заинтересовала другие компании. Вскоре Topolino начали по лицензии изготовлять во Франции под названием Simca 5. В Германии же было собрано около 500 оригинальных спортивных кабриолетов Fiat 500, дизайн которых разработало кузовное ателье Weinsberg.
   
Topolino успешно выпускался на протяжении нескольких лет, пока конвейер не был остановлен из-за войны. Часть заводских цехов была разрушена. Впрочем, уже с 1947 года производство было возобновлено и Fiat 500 одним из первых вернули на конвейер. Заодно его немного модернизировали. Массу удалось снизить до 585 кг. Двигатель оснастили верхним распредвалом, что подняло мощность до 16,5 л. с., а максимальную скорость – до 92 км/ч. Появился и оригинальный трехдверный универсал Giardinetta с боковинами, декорированными деревом.
   
В 1949 году был обновлен дизайн автомобиля. Fiat 500 C можно отличить по широкой хромированной решетке радиатора и большим выпуклым крыльям с утопленными в них фарами. Несколько изменили и форму задней части. Универсал был переименован в Belvedere. Эту модель также начали выпускать во Франции как Simca 6.
   
Восемь шасси 500 С послужили основой для обтекаемых купе Panoramica с легким стеклопластиковым кузовом от ателье Zagato. Их оснастили более мощным 750-кубовым двигателем, поэтому максимальная скорость превысила 100 км/ч. Fiat 500C Panoramica даже приняли участие в известной гонке Mille Miglia.
   
Fiat 500 Topolino находился на конвейере вплоть до 1955 года. За это время было собрано свыше 520 тыс. машин. Во Франции выпустили чуть более 50 тыс. Simca. А Данте Джакоза тем временем продолжил работу над компактными моделями и на смену Topolino пришел Fiat 600.